Обобщение педагогического опыта
материал (3 класс)

Исследовательские способности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Представление обобщенного педагогического опыта

педагога - психолога МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»

Ромодановского муниципального района Республики Мордовия

Коровиной Дарьи Александровны.

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Коровина Дарья Александровна

Дата рождения: 09.05.1991 г.

Образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, факультет психологии и дефектологии.

Стаж работы: 7 лет.

Тема опыта: « Развитие исследовательских способностей обучающихся младшего школьного возраста».

1.Актуальность и перспективность

Исследовательские способности младших школьников – это основа творческой деятельности, направленной на открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности и изучение окружающего их мира. Исследовательские способности обеспечивают условия для полноценного развития младших школьников, а именно их творческого, интеллектуального и ценностного потенциала. Исследовательские способности являются средством активизации и формирования интереса к окружающему их миру, они  позволяют формировать предметные и общие умения.

Данные исследований А. В. Леонтовича, А. Н. Поддьякова, А. И. Савенкова говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования на начальном этапе школьного образования.

Интерес к изучению исследовательских способностей детей младшего школьного возраста обусловлен происходящими в современном обществе социально-экономическими изменениями, которые формируют потребность в инициативных, целеустремленных гражданах, способных к самостоятельному и ответственному поведению и действию.

Стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Этим стремлением наделены не только люди, но и животные. Стремление исследовать окружающий мир проявляется в исследовательском поведении и является универсальным. Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без исключения видах деятельности. Одним из действенных инструментов совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта, научения, является исследовательское поведение. Следует отметить, что первые проявления исследовательского поведения у человека можно наблюдать уже с детских лет, оно выступает важнейшим источником саморазвития и личностного развития.

Сензитивным периодом развития исследовательских способностей по праву можно считать младший школьный возраст, именно данный период характеризуется проявлением высокого уровня поисковой активности, дивергентного и конвергентного мышления. Именно поэтому, развитие исследовательских способностей младших школьников является актуальной проблемой нашего времени.

С целью развития исследовательских способностей обучающихся младшего школьного возраста мною была разработана программа, состоящая из 20 развивающих занятий, целью которой является стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем развития исследовательских способностей.

2. Теоретическая база опыта.

Базовыми теоретическими положениями при изучении проблемы развития исследовательских способностей обучающихся, послужили работы как отечественных, так и зарубежных ученых, а именно: А. Н. Поддьякова, В. С. Ротенберга, А. И. Савенкова, Д. Берлайна, Г. Восса,Р. Глейзера, К. Дунбар, X. Келлера, Д. Клар, А. Фэй, К. Хатт, Л. Шаубл, и др.

Рассмотрение проблемы исследовательских способностей логично начать с таких понятий как «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение», «исследовательские способности».

Исследовательское поведение имеет большое значение как фактор развития личности ребенка. Состояние, при котором ребенок стремится познать окружающий мир, является естественным, и носит название – исследовательская активность. Данное стремление ребенка не только порождает исследовательское поведение, но и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка шло как процесс саморазвития ребенка.

Исследовательское поведение является важнейшим источником познания окружающего мира, с помощью него ребенок получает первичные представления об окружающем его мире

 Главная цель исследовательского поведения – формирование у личности способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, а главное выполнять это самостоятельно.

Как отмечают и отечественные, и зарубежные психологи, история изучения исследовательского поведения берет начало с исследований И. П. Павлова по ориентировочно-исследовательским реакциям. Однако затем, до 50-х гг. исследования в основном концентрировались на реактивности животных и человека. Ценность собственной активности, одним из проявлений которой является исследовательское поведение, была осознана позже. С 50-х гг. начались исследования по этой проблеме, в том числе, и на детях.

Проблема изучения исследовательской деятельности имеет глубокие корни. Так зарубежные ученые: Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж.- Ж. Руссо, С. Френе, высказывали идею о побуждении ребенка к познанию через открытия и исследования, а российские ученые В. И. Андреева, С. П. Арсенова, Л. В. Гурьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Г. В.  Козлова, Л. М. Федоряк, З. А.  Хайретдиновой, Д. Б. Эльконина и др. подчеркивают, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Исследовательская деятельность младших школьников это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности, познания окружающего мира. Она обеспечивает условия для  развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, средством формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся: развитие познавательной активности школьников (Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина), формирование научного стиля мышления (П. Я. Гальперин), творческой активности (В. И. Андреев, А. М. Матюшкин), разрабатывались идеи проблемного исследовательского обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин), рассматривались вопросы развития исследовательской инициативности в детском возрасте (А. Н. Поддьяков), формирование исследовательской культуры учащихся (Г. В. Макотрова).

В отечественной психологии проблемы способностей разрабатывались многими учёными: Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Л. С. Выготским, В. Н. Мясищевым, Б. Г. Ананьевым, К. К. Платоновым, В. А. Крутецким, Э. А. Голубевой, Т. Н. Артемьевой, Б. Ф. Ломовым, Н. С. Лейтесом, В. Н. Дружининым, В. Д. Шадриковым и др. [по 31].

Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

Исследовательская деятельность это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность в отличие от исследовательского поведения описывает преимущественно не внешний контекст функционирования субъекта в неопределенной ситуации, а саму структуру это функционирования и логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения и механизм его осуществления мышление.

По мнению А. И.  Савенкова, исследовательская деятельность включает в себя не только поисковую активность, но и анализ полученных результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование дальнейшего ее развития, моделирование и реализация своих будущих предполагаемых действий.

В структуре исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы: возникновение идеи или проблемы, решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование), реализация идеи на практике.

Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие: видеть проблему; вырабатывать гипотезу; наблюдать; проводить эксперимент; делать умозаключения; формулировать выводы и определять новые понятия.

Важно отметить, что на современном этапе развития современной науки проблеме развития исследовательских способностей младших школьников посвящено сравнительно небольшое количество работ как отечественных так и зарубежных ученых (А. В. Леонтович, А. Н. Поддъяков, А. И. Савенков и др). Данный факт определяет противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности, направленной на развитие исследовательских способностей младших школьников.

3. Новизна опыта.

Опираясь на данные теоретической базы можно говорить о том, что систематическая, целенаправленная работа по развитию компонентов исследовательских способностей детей младшего школьного возраста будет способствовать их развитию.

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования полученных знаний на практике. Исследовательская деятельность способствует более легкой адаптации учащихся в среднем звене

Разработанная система занятий способствует овладению детьми такими приемами и методами исследования как:

- умение видеть проблему;

- вырабатывать гипотезу;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать умозаключения;

- формулировать выводы и определять новые понятия.

Упражнения и задания, выполняемые участниками программы в интересной, незамысловатой форме, в теплой доверительной атмосфере,  в конечном  результате помогают достигать основную цель, которая ставится в начале работы – научится правильно видеть и ставить проблему исследования, делать умозаключения, формулировать и грамотно излагать выводы.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, одна из основных практических задач современного образования. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес младшего школьника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое основа формирования исследовательских способностей.

4. Технология опыта.

С целью достижения успешного результата реализации программы по развитию исследовательских способностей детей младшего школьного возраста, был построен определенный алгоритм действий.

После изучения и анализа теоретической базы по заявленной проблеме, основной задачей работы педагога- психолога являлась разработка развивающей программы, которая была направлена на развитие всех компонентов исследовательских способностей детей младшего школьного возраста. Для этого мною была определена цель программы и ее основные задачи.

Наша работа на занятиях базируется на следующих принципах: принцип развивающего обучения; принцип самостоятельности деятельности; принцип личностно-ориентированного подхода.

Для решения поставленных задач мы используем следующие технологии: технология проблемного обучения, коммуникативные технологии, технология развивающего обучения и игровые технологии. Используемые технологии направлены на развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений, усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, отказ от авторитарной позиции во взаимодействии в группе, обеспечение атмосферы комфорта, веру в учащегося, его силы, возможности.

Представленные технологии организации работы на занятиях стимулирует деятельность детей на занятиях, их активность, самостоятельность, а так же интеллектуальный рост и личностное развитие, умение работать с информацией, расширяет кругозор, развивает мышление, предоставляет опыт публичного выступления в нестандартных ситуациях.

Реализация развивающей программы происходит в несколько этапов:

1. Диагностический этап, задачей которого являлось изучение уровня развития дивергентного и конвергентного мышления, изучение уровня развития исследовательских способностей младших школьников по оценке родителей и учителей. В соответствии с пониманием структуры исследовательских способностей А. И. Савенкова их основными компонентами являются  поисковая активность, дивергентное и конвергентное мышление.

В соответствии с выделенными компонентами были подобраны следующие экспериментальные методики:

  1. С целью изучения дивергентного мышления – методика диагностики творческого мышления (Е. Е. Туник).
  2. С целью изучения конвергентного мышления – Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
  3. С целью исследования общей поисковой активности, креативности интеллекта, гибкости логического мышления – опросник для учителей и родителей на диагностику исследовательского поведения детей младшего школьного возраста (автор П. Д. Червинский) и опросник креативности Джонсона (адаптированный Е. Е. Туник).

2. Развивающий этап, задачей которого стало проведения системы занятий, направленных на развитие исследовательских способностей младших школьников.

3. Этап оценки эффективности, Задачей которого стала оценка эффективности работы по развитию исследовательских способностей младших школьников.

Конспект занятия по программе «Развитие исследовательских способностей обучающихся младшего школьного возраста» представлен в приложении 1.

5. Результативность опыта.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно говорить о  том, что разработанная педагогом-психологом развивающая программа является эффективной, о чем свидетельствует положительная динамика в уровне развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста.

В перечень основных достигнутых результатов можно отнести:

- повышение уровня развития поисковой активности;

- развитие дивергентного мышления;

- развитие конвергентного мышления;

- развитие уровня познавательных процессов (внимания, памяти, операций мышления);

- формирование умения грамотно формулировать и  излагать свои мысли.

Список литературы

  1. Леонтович, А. В. Разговор об исследовательской деятельности / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. – С. 8–10.
  2. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / ред.-сост. А. С. Обухов. – М. : МИОО, 2006. – 128 с.
  3. Плигин, А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования / А. А. Плигин // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 4. – С. 47–56.
  4. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской
    инициативности в детском возрасте: дис. д-ра психол. наук /
    Поддъяков Александр Николаевич; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2001.
    – 350 с.
  5. Регирер, Е. И. Развитие способностей исследователя / Е. И. Регирер. – М. : Наука, 2013. – 223 с.
  6. Савенков, А. И. Маленький исследователь: как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. – Ярославль : Смысл, 2012. – 252 с.
  7. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. – М. : Ось-89, 2016. – 315 с.
  8. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М. : Флинта, 2014. – 110 с.
  9. Теплов, Б. М Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б. М. Теплов.  НПО «МОДЕК», 2016.  601 с.

Приложение 1

Конспект занятия по программе  «Развитие исследовательских способностей детей младшего школьного возраста».

Занятие №12.

«Почемучки».

Занятие 3

«Учимся видеть проблему».

Цель: формирование умения смотреть на проблему с разных точек зрения.

Задачи:

-развитие умение видеть проблему;

-развитие творческих способностей;

-развитие умения работать в группе;

-развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: листы бумаги формата А4 с изображения различных предметов.

1. Ритуал приветствия.

«Дружба начинается с улыбки».

2. Разминка.

- В светильнике было 20 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек осталось?

Ответ: 20

- На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?

 Ответ: На березе яблоки не растут.

- Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда...).

 Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

3. Упражнение « Посмотри на мир чужими глазами».

Сейчас мы с вами выполним одно несложное упражнение. Я прочту вам небольшой отрывок, а вы внимательно послушайте:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег, крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…».

А теперь представьте, что вы дворник (птица на ветке за окном, бабушка и т. д), и продолжите рассказ.

4. Упражнение «Сколько значений у предмета».

А теперь посмотрите, что у меня в руках (кирпич, газета)? А теперь подумайте, как можно использовать эти предметы.

5. Релаксационное упражнение «Игра с муравьями».

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

6. Ритуал прощания.

«Солнечные лучики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...