Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
статья

Сальникова Юлия Борисовна

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_formirovanie_uud_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Во ФГОС НОО отражено единство трех требований:

1)  к  содержанию  и  структуре  основных общеобразовательных  программ  (содержание   должно   вызывать   желание   учиться, т.е. обеспечить мотивацию; содержание должно  обеспечить  мотивацию  овладения  универсальными учебными действиями (УУД);

2) к условиям освоения основных общеобразовательных  программ;

3)  к  обновленным  образовательным  результатам (сформированность УУД).

Принципиальным отличием такого подхода   является   ориентация   учителя   на предметные,  метапредметные  и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

В  основе  ФГОС  НОО  лежит  системно-деятельностный  подход,  который  предполагает  воспитание  и  развитие  качеств  личности,  отвечающих  требованиям  современного общества.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего  школьника.  Наряду  с  учебным предметом  «русский  язык»  он  формирует функциональную  грамотность,  общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Авторы   сборника   рабочих   программ УМК  «Школа  России»  справедливо утверждают, что «в процессе освоения курса литературного чтения у младших школьников повышается уровень коммуникативной  культуры:  формируются  умения составлять диалоги, строить монологи в соответствии  с  речевой  задачей».  В курсе литературного чтения также развивается  информационная  компетентность  — умение работать с различными видами текстов,  самостоятельно  пользоваться  справочным аппаратом учебников, находить информацию в словарях, справочниках.

Но прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности   для   своего   самообразования. Грамотный  читатель  владеет  техникой  чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В современных учебниках по литературному  чтению  (УМК  «Школа  России»)  отражаются  идеи  ФГОС НОО:   формирование   системы   духовно-нравственных  ценностей  средствами  литературы и искусства, формирование регулятивных,  познавательных,  коммуникативных и личностных УУД. Содержание литературного  материала  позволяет  развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение  по  ролям,  инсценирование,  драматизация,  устное  словесное  рисование,  создание собственного  текста  на  основе  художественного произведения (текст по аналогии). В  учебниках  также  представлен  материал по  организации  самостоятельной  работы учащихся с текстом.

В  результате  освоения  предметного  содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.

В процессе работы над художественным произведением  младший  школьник,  осваивая  основные  нравственно-этические  ценности,  получает  навык  анализа  положительных и отрицательных действий героев, что  способствует  формированию  нравственного  сознания  и  эстетического  вкуса младшего  школьника,  пониманию  духовной сущности произведений.

Умение  работать  с  различными  видами текстов   будет   способствовать   освоению младшими  школьниками  речевой,  письменной,  коммуникативной  культуры,  привьет эстетическое  отношение  к  действительности, отраженной в художественной литературе, а также в живописи, театре, кино, музыке.

Универсальные  учебные  действия   на  уроках  литературного чтения:

 Коммуникативные УУД:

  • выражение собственного мнения учащегося;
  • исполнение  различных  диалоговых приемов;
  • формирование  умения  слушать  собеседника, договариваться, убеждать его;
  • культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу;
  • сохранение заданной цели;
  • умение видеть ошибку и исправлять ее;
  • способность контролировать свою деятельность по результату;
  • адекватное  понимание  оценки  взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

  • формирование познавательной активности,  творчества  и  самостоятельности  на уроке;
  • создание  условий  для  проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

  • формирование  у  обучающихся  ответственности за свою деятельность;
  • эмоциональный  отклик  на  прочитанное произведение;

оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Структура урока литературного  чтения  

в  соответствии  с  технологией читательской деятельности.

  • Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание). На  этом  этапе  необходимо  заинтересовать   ученика,   эмоционально   настроить (рассказ  учителя,  словарная  работа,  показ репродукций  картин,  чтение  малых  фольклорных  жанров  по  теме,  прослушивание музыкальных  произведений,  демонстрация слайдов  и  т.п.);  определить  цели  урока, обозначить проблему.
  • Работа с текстом во время чтения:
  • первичное восприятие текста (читают учитель  или  подготовленные  ученики,  использование  аудиозаписи  чтения  в  исполнении мастеров художественного слова);
  • проверка  первичного  восприятия  — проверка эмоционального воздействия произведения  на  учащихся  (вопросы  учителя, диалог «учитель — ученик»);
  • чтение текста учениками;
  • необходимый   комментарий;
  • литературоведческая  пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);
  • система  работы  над  текстом  (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т.д.).
  • Концептуальная беседа по тексту:
  • коллективное  обсуждение  проблемы, дискуссия;
  • соотнесение  читательской  интерпретации  с  авторской  позицией  (беседа,  выборочное  чтение,  соотнесение  идеи  произведения с пословицами);
  • уточнение  основной  идеи  произведения, главной мысли;
  • работа с иллюстрациями;
  • работа  над  заглавием  произведения (что автор хотел подчеркнуть).
  • Творческие  задания  (выразительное чтение,  инсценирование,  чтение  по  ролям, графическое  и  словесное  рисование,  творческий  пересказ,  составление  аннотации, создание текста по аналогии и т.д.).

Главная  методическая цель урока при системно-деятельностном  подходе  к  обучению  —  создание  условий  для  проявления  познавательной  активности учеников.

Таким  образом,  основной  целью  урока литературного  чтения  является  совершенствование  умения  работать  с  текстом.  На каждом этапе урока выделяются формируемые универсальные учебные действия, позволяющие достигнуть планируемые результаты,  определенные  Федеральным  государственным образовательным стандартом.

Литература

1.  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования. М., 2010.

2.  Как  проектировать  универсальные  учебные действия в школе: от действия к мысли: Пос.для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008.3. Матвеева Е.И.,  Панкова О.Б.,  Патрикеева И.Е.

3. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты. М., 2010.

4.  Школа  России.  Концепция  и  программыдля начальных классов: В 2 ч. Ч. 1. М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Использование АМО (стратегия «РАФТ», метод универсального характера) на уроке литературного чтения в 4а классе

Преимущество стратегии "РАФТ":    стратегию можно адаптировать к любой предметной области; школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается;  эта стратегия д...

Формирование универсальных учебных действий посредством смыслового чтения

Практика вопроса смыслового чтения "Методика составления загадок". на мой взгляд данная методика может быть использована не только на разных уроках, но и на разных его этапах. цель данной методики - о...

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основ...

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основ...

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....