Технология деятельностного метода
методическая разработка

Требования к этапам урока,основанных на деятельностном методе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyat._podhoda.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа урока

Технология деятельностного метода 

Этапы урока

Требования к этапам

Обратите внимание на…

1

Орг. Момент

1. Включение  детей в деятельность.

2. Выделение содержательной области.

Наблюдается ли готовность к учебной деятельности?

2

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности

1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

1. Соответствует ли задания содержательной установке урока?

2. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием?

3. Выявляются ли причины ошибок?

4. Является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации?

5. Зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение?

3

Постановка учебной задачи

Фиксирование в громкой речи:

1) где и почему возникло затруднение

2) темы и цели урока

1. Дети указали самостоятельно причину затруднения?

2. Выявлен ли существенный признак алгоритма (понятия)?

3. Не нарушена ли учителем роль организатора (а не участника) коммуникации?

4. Зафиксирована ли тема и цель урока?

4

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания )

1. Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода.

2. Фиксирование выбранного алгоритма(понятия) в языке и знаково.

1. Выбран ли метод решения проблемы детьми самостоятельно?

2. Предложено ли решение проблемы самими детьми?

3. Не нарушена ли учителем роль организатора ( а не участника) коммуникации?

4. Достаточно ли чётко зафиксирован новый способ действий?

5

Первичное закрепление во внешней речи

1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий.

2. Проговаривание способа решения в громкой речи.

1. Успешно ли дети справились с предложенными заданиями?

2. Согласованны ли процесс решения задания и его комментирования?

3. Грамотная ли математическая речь  ?

6

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий.

2. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка.

1. Самостоятельно ли дети проверяли свою работу?

2. Какая часть детей её правильно выполнила?

3.Организована ли корректировка знаний для детей, не справившихся с работой?

4. Создана ли мотивация на успех для каждого ребёнка?

7

Включение в систему знаний и повторение

1. Включение нового знания в систему знаний.

2. решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

1. Какая часть детей включена в самостоятельное решение задач на повторение?

2.Реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели повторения?

8

Рефлексия деятельности(итог занятия)

1. Рефлексия  деятельности на уроке, (что нового узнали? Каким способом  собственной деятельности.

1. Правильно ли зафиксировали дети полученное на уроке новое знание?

2. Проведена ли самооценка детьми своей деятельности? Каков итог?

3. Каково эмоциональное и психофизиологическое состояние детей?

Технология деятельностного метода программы «Школа 2000…»

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область(«могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднение в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог). После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершении устанавливается. Что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку. Пошагово сравнивая с образцом, сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Система дидактических принципов программы «Школа 2000…»

1) Принцип деятельности – ребёнок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).

2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

3) Принцип целостного представления о мире – образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.

4) Принцип минимакса предполагает выделение 2 уровней – максимального. Который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.

5) Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих  факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной и доброжелательной атмосферы.

6) Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7) Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекр...

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...