Представление педагогического опыта
статья

Депутатова Татьяна Николаевна

Опыт работы учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы

учителя начальных классов

Депутатовой Татьяны Николаевны по теме: «Эстетическое воспитание – как фактор формирования личности ребёнка»

                                                                                    «Чувство красоты необходимо человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать»

                            К.Д.Ушинский

     Мы часто задаём себе вопрос: откуда берутся равнодушные люди? Некоторые утверждают, что равнодушие – следствие современных скоростей. Не отрицая полностью такое объяснение, можно дать другое: причина в эстетической глухоте, в воспитательной недоработке семьи, детского сада, школы. Эстетическая глухота приводит к тому, что личность проходит равнодушно мимо полуразвалившейся, но ещё сохраняющей былую красоту церкви, старинного особняка, её не беспокоит беспорядок в квартире, грязь и запустение на улицах городского или сельского посёлка.

     Желание внести красоту в окружающую жизнь органично присуще человеку. Взрослым важно найти способ раннего пробуждения в ребёнке эстетических чувств, стремления реализовать их в повседневной практической деятельности.

      Я работаю над педагогической идеей «Эстетическое воспитание – как фактор формирования личности ребёнка». Воспитывать эстетически – это значит учить понимать, чувствовать и ценить прекрасное в общественной жизни, в быту, в труде, в отношениях людей, в искусстве, в природе и активно вносить прекрасное в жизнь.

     Эстетическое воспитание не может идти в отрыве от воспитания умственного, трудового, нравственного, физического. Единство их определяется в первую очередь единством конечной цели – задачей формирования всесторонне развитой личности.

     Эстетическое воспитание включает два видовых понятия: воспитание художественным и нехудожественным средствами. Художественное средство воспитания – искусство. Это воспитание через музыку, изобразительную деятельность, театры и музеи.  Нехудожественное средство воспитания – окружающая среда, включает в себя понятия: природа,     труд, учение, общественная деятельность.

     Конечная цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы вызвать активное отношение к жизни, желание преобразовывать действительность по законам красоты.

     Средствами достижения цели являются: уроки, внеклассная работа, внеклассные мероприятия, работа с родителями, экскурсии, свободное общение и личный пример самого учителя.

     Моя схема не точно передаёт мою работу над идеей, так как вся она в ней просто не поместится. Формы работы заключаются не только в уроках, физкультминутках, внеклассных предметных и воспитательных мероприятиях, но ежеминутно, ежесекундно (на переменах и даже во внеурочное время). Ведь мы живём в селе и многие ученики живут по-соседству.

     А теперь конкретно какими средствами я стараюсь достичь своей цели.

     Прежде всего хочется сказать об уроках музыки и изобразительной деятельности.  Я предлагаю детям закрыть глаза, слушая классическое музыкальное произведение. Затем спрашиваю: какие чувства вызвала у вас эта музыка; что вы представляли себе, слушая её? Пережитые от музыки впечатления, нередко предлагаю изобразить с помощью цвета на бумаге. Вот что получилось после прослушивания произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». А на уроках ИЗО очень часто творческую деятельность детей сопровождают звуки музыки. Уроки ИЗО, труда – это простор для развития творчества и учителя, и учеников. Эти уроки превращаются в уроки-«радости», уроки-«фантазии». Применяю интеграцию.

     Работу по развитию эстетической восприимчивости я веду не только на уроках музыки и изобразительной деятельности, но и на любом другом уроке нехудожественного цикла.  На уроках  грамматики и чтения предлагаю детям репродукции картин великих русских художников, мастеров пейзажа и портрета (И.И.Шишкина, В.А.Серова, В.М.Васнецова, И.И.Левитана, И.Е.Репина). Веду беседы по содержанию картины, настраиваю детей на творчество.

     Очень важную роль в становлении эстетической восприимчивости играет книга. Маленький школьник способен эмоционально-непосредственно воспринимать прочитанное, сопереживать героям произведения. Особую способность ребёнка чувствовать искусство слова, мы должны обязательно поддержать. Поэтому с детьми я провожу беседу о прочитанной книге, обсуждение поступков героев. Большое внимание уделяю настроению, чувствам автора, героев, читателей. Учу детей анализировать настроение героев, потом своё, разбираться в состоянии своей души и окружающих людей.  Мои учащиеся имеют индивидуальные дневники читателя, куда заносят названия прочитанных книг, самостоятельно пишут краткое содержание произведения и своё мнение о героях. Особенно понравившийся эпизод из прочитанного произведения дети рисуют в специальных альбомах. 

     Таким образом, включая в структуру урока продуктивные задания, развиваю у детей мышление, память, речь а так же эстетические потребности. Вырабатывается положительное отношение к учёбе.

     В нравственно-эстетическом становлении духовного мира человека ничем нельзя заменить роль семьи. Самую первую колыбельную ребёнок слышит от матери. Мама рассказывает первую сказку, дарит яркую многоцветную игрушку, организует всякие игры, танцы, читает книжки, объясняет события. Мать учит ребёнка трудится - поддерживать порядок в детском уголке, сервировать стол, ухаживать за растениями.

     Чтобы воспитание было правильным, я провела родительские собрания на такие темы: «Как прекрасен этот мир!»  (Об эстетическом воспитании школьников), «Как воспитать настоящего человека» (О нравственном воспитании школьника), «О любви к живому».

     Запланировала несколько совместных мероприятий с детьми и родителями. Во 2-ом классе «Папа, мама, я – читающая семья». В 3-ем – «Папа, мама, я – дружная семья». В 4-ом – совместное родительское собрание «Педагогика понимания». Несмотря на разные названия мероприятий и конкретные цели каждого, при подготовке и проведении их я следовала своей основной цели: развивать эстетическую восприимчивость детей к красоте.

          Большую эстетическую радость доставляют детям экскурсии и прогулки в природу. С природой прежде всего связано возникновение у школьников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, блеск солнца.

    Наше село расположено на благодатном месте. Мы можем пойти в любое место: в лес, и на пруд, и на горку. Вот здесь-то как раз наша постоянная остановка, отсюда видна вся ширь нашей красивой малой родины. Дети начинают высказываться, что видят, а видят они красоту. Красоту не только всей этой широты, но и отдельно взятого листика или веточки. Дети прекрасно умеют рисовать по памяти, писать сочинения об увиденном.

      Работу по развитию эстетической восприимчивости веду и на внеклассных мероприятиях. Перечень мероприятий очень велик. Это  «Тематические часы» по всем предметам, мероприятия воспитательного и познавательного характера: «Дружба начинается с улыбки», «Нет в мире краше Родины нашей», «Здравствуй, Зимушка-зима!» и другие.

      Несколько лет я являюсь руководителем театра юного зрителя «Малышок». Театр как вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного эстетического образования, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, историей, природоведением, музыкой, изобразительным искусством. Во время работы  над спектаклем дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс. Они становятся более раскрепощёнными, могут проявить выдумку и находчивость. Ребёнок одновременно может быть и певцом, и танцором, и чтецом, играя в одной и той же пьесе. Выразительнее становится речь, пластичнее движения. А создавая декорации и костюмы, у детей выявляются оформительские способности.

      Средства театрально-исполнительского искусства наиболее полно помогают раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, пробуждают в детях активное творческое начало, способствуя развитию эстетической восприимчивости к красоте и формированию всесторонне развитой личности.

      Эстетическую восприимчивость детей невозможно развивать в «часы от и до». Время для этого – всегда; место для этого – везде.      Привлечь внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушными. Тогда дети вместе со взрослыми начинают многое замечать, слышать. Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение, наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картинку.

     Итак, из моего выступления следует, что восприимчивость к красоте делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Он видит много интересного там, где другие дети ничего не замечают. Он способен восхищаться славными делами и благородными поступками людей, его волнует красота природы. Такой ребёнок постепенно осознаёт, что красоту природы, человека, созданий труда людей надо ценить, оберегать и защищать. Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребёнка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека, и для общества.

     Ребёнок -  маленький, хрупкий росточек жизни. Какое растение вырастет из этого росточка: здоровое, красивое или уродливое, зависит от нас.

     А закончить свою статью мне бы хотелось стихотворением Ф.Тютчева:

                                        Нам не дано предугадать,

                                        Как наше слово отзовётся.

                                        Посеять в душах благодать,

                                        Увы, не всякий раз даётся.

                                                     Но мы обязаны мечтать

                                                     О дивном времени, о веке,

                                                     Когда цветком прекрасным стать

                                                     Сумеет личность человека.

                                        И мы обязаны творить,

                                        Презрев все тяготы мирские,

                                        Чтоб истин светлых заложить

                                        Зачатки в души молодые!

                                                     Чтоб верный путь им указать,

                                                      Помочь в толпе не раствориться…

                                                      Нам не дано предугадать,

                                                      Но мы обязаны смириться.    

     

Литература:

  • Абалкин Н. «Рассказы о театре»./ М.; «Молодая гвардия», 1981 г.
  • «Родительские собрания в начальной школе: Часть I/Сост. Н.А.Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96с.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...