Доклад на методический семинар
методическая разработка

Пономаренко Татьяна Анатольевна

Тема доклада "Технология сотрудничества. Метод "Ажурная пила". Цель, принцип, актуальность, приминение в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metodicheskiy_semenar.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                      «Учитель года 2021»

                                   Методический семинар

                                  учителя начальных классов

МКОУ Орехологовской СОШ  Пономаренко Татьяны Анатольевны

Тема моего выступления «Технология обучения в сотрудничестве. Метод «Ажурная пила»

слайд 1

         Наша цель, как педагогов – воспитать  личность, умеющую мыслить, творить,  уметь работать в команде  на общий результат.

 Младшие школьники, приходя на первую ступень образования, уже имеют элементарный опыт сотрудничества, запас определенных знаний, умений.

Актуальность

  В своей практике, часто сталкиваюсь с такими проблемами:   некоторые ученики,   трудно идут на контакт как со взрослыми, так и со   сверстниками, на уроках проявляют  пассивность, нет интереса к познанию нового.Это негативно сказывается на успешном усвоение учебного материала.

  Возникает вопрос: как сделать уроки для школьников более комфортными, плодотворным? Как заинтересовать детей  в личном успехе.  Считаю, что «Технология обучения в сотрудничестве», как никакая другая, технология  эффективно подходит для решения этих проблем. Не зря эту технологию называют «проникающей»   во все другие технологии.

        слайд 2

       Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня и я научусь».

    слайд 3

           Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

       Главной идеей технологии сотрудничества является обучение в процессе общения.

        слайд 4

           Что же такое сотрудничество?

            Сотрудничество - это процесс совместной деятельности двух и более людей для достижения общих целей.

        слайд 5

        Методов и приемов воздействия на обучающихся  в технологии сотрудничества много. Но я хочу познакомить вас с методом «Ажурная пила», который  основан на принципе: обучаясь сам, обучаю других.

     

             Цель: усвоение большого количества информации за короткий промежуток времени.  

              1.Учащиеся организуются в микро группы по 3-5 человек для работы над новым учебным материалом, который разбит на фрагменты. Пример (Окружающий мир 3 класс, тема «В центре Европы» Германия, Швейцария, Австрия)

               2.Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

               3.Они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

                Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится кзнаний и опыта. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания,  обдумывать получаемую информацию, уметь делать выводы.

               Очень важно размещения рабочих мест детей, чтобы они могли общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны видеть лица друг друга.  Ставим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по мере необходимости (это можно сделать и во время перемены) по два стола вместе, расположив стулья по два напротив друга - друга. Необходимо планировать расположение столов учащихся так, как предполагается работать на уроке (в тройках, двойках, четверках или шестерках).

               Впервые я услышала об этом инновационном  методе на курсах повышения квалификациипо финансовой грамотности. Стала изучать его и  использовать в своей педагогической практике.

              слайд 6

               Оказывается этот метод создал в 1978 г. американский психолог и педагог, доктор философии Эллиот АрОнсон, для того чтобы снизить уровень конфликтов среди школьников на расовой почве, для улучшения обучения  и для возвышения роли ученика в образовательном процессе.

               Начинаю применять  этот метод со 2 класса, т.к.  ученики должны уметь осознанно читать, для самостоятельного изучения нового материала. Использую  его чаще на уроках окружающего мира,  литературного чтения, а так же во внеурочной работе творческого объединения «Финансовая грамотность»,  и при проведении классных часов.

                Прежде чем перейти к этому методу  провожу подготовительную работу:   в парах, в малых группах по 3 человека, которые работают над общим заданием. Эту работу начинаю уже с 1 класса.

      слайд 7

                Своей находкой  поделилась с коллегами  нашей школы,  используя метод «Ажурная пила» провела открытое внеурочное занятие по финансовой грамотности «История звонкой монеты». Это занятия было разработано  группой учителей, в   которую я тоже входила, на курсах повышения квалификации «Финансовая грамотность», в рамках защиты проекта по данному курсу. Проект размещен на  сайте РАНХиГС, в банке методических разработок. https://siu.ranepa.ru/fg/?id=1905и странице моего образовательного сайта.

     слайд  8

                На слайде представлены   фрагменты  занятия, проведенного во 2 классе. Тексты для самостоятельного изучения, были подобраны с учетом  возрастных особенностей детей: имели иллюстрации, крупный шрифт, четкое задание, инструкции, небольшой объем. Так же использовала игровые приемы, исследовательские.

                Цель занятия: познакомить с историей появления денег, ввести базовые понятия «бартер», «гривна», «рубль».  

                Дети работали с интересом, активно. Урок закончился итоговым заданием творческого характера: инсценирование, рисунок, по выбору группы.

                При этом моя роль учителя оставалась нейтральной направляющей.

Я помогала  участникам группы овладеть навыками совместной работы, получать определенные знания.

                В дальнейшем пользовалась этим методом «Пилы» на уроке окружающего мира при знакомстве с такими темами «Опасные места», «Полезные ископаемые»,  «Животноводство» (3 класс), «Моря, озёра и реки России», «Путешествие по Росси», «Трудные времена  на Русской земле» 4 класс – это тоже открытый урок внутри нашей школы.

 слайд 10 

                На слайде представлен результат  тестовых работ  по темам,  знакомство с новым материалом лекцией и методом «Ажурной пилы»

               Учитываю принципы обучения в сотрудничестве:

  • обучающиеся работают в  малых группах, состоящих из детей разного уровня обученности;
  • периодически меняю состав;
  • даю задания, но при их выполнении  распределяю роли между  членами группы;
  • отчитывается  за задание ученик,  которого может  выбирать учитель или члены команды;
  • оцениваю  работу не одного ученика, а всей группы и не столько знания, сколько усилия обучающихся и  их совместную работу.

Перед началом работы в группах дети вспоминают правила общения:

  • при разговоре смотри на собеседника;
  • говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
  •  называй товарищей по имени;
  • внимательно слушай ответ, так как будешь дополнять, оценивать.  

          слайд 11

         Плюсы  и минусы  этого метода.

Необходимо иметь в виду, что целью такого обучения является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Но и очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Важно то, что ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их симпатии, доброжелательные отношения друг другу, заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их

личности.

     слайд 12

Свое выступление хочу закончить словами

Л.В. Занкова «То, что ребёнок сегодня умеет делать в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."

В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Презентация к докладу на городском семинаре «Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников»

Презентация к докладу "Реализация системно-деятельностного подхода в условиях школы полного дня" включает в себя информацию о работе учителя и воспитателя по единому плану, позволяющему соединить перв...

Выступление на методическом семинаре . Доклад по теме:"Создание исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе"

Современная школа стремительно меняется вслед за обществом. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приведет к успеху.    ...

Доклад на региональный семинар

Доклад на тему:  «Формирование самоопределения младших школьников в рамках занятий «Проектная деятельность»...

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭ Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭИз опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»...

Доклад на областном семинаре: «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество» - 26.12.2016

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с ...