Исследовательская деятельность младших школьников
статья (3 класс)

Бердникова Ольга Владиславовна

В выступлении представлены приёмы и методы  работы по формированию навыков исследовательской работы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность младших школьников»

«Учение без размышления – тщетный труд,

Размышления без учения – пагубны».

                              Конфуций.

Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, использование исследовательских методов обучения.

Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

Под личностно-ориентированным образованием понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. 

 Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Цели исследовательского метода:

  • Использование личностно-ориентированных методов и форм обучения (овладение собственной стратегией познавательной деятельности с опорой на индивидуальный опыт)
  • Формирование информационной компетентности (недостающая информация, самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов)
  • Формирование компетентности в решении учебных исследовательских проблем (постановка и способы решения учебных задач: цель, основополагающий и проблемные вопросы, алгоритм действий и временные затраты, критерии успешности, применение в учёбе, жизни)
  • Коммуникативная компетентность (формирование навыков общения в малых группах в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности)

Особенно актуальна эта проблема исследовательской деятельности для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том,  чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:

  • тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих;
  • создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;
  • конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Рассмотрим направления работы педагогов начальной школы, необходимые для формирования индивидуального стиля исследовательской деятельности:

  1. Учёт индивидуальных познавательных особенностей учащихся (преобладающего типа памяти: образной, вербальной, двигательной, функционального уровня познавательной деятельности: уровень подражания, проб и ошибок, алгоритмов, эвристический и прочих особенностей интеллекта).
  2. Развитие познавательной мотивации, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
  3. Психологическое просвещение школьников (формирование установки на управление своими психическими процессами).
  4. Обогащение способов познавательной деятельности (обучение методам самостоятельного поиска: методам работы с информационными носителями, методам постановки проблемы, систематизации информации, презентации продуктов).

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии.

 Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  

Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Формы исследований и проектов:

  • эмпирические
  • теоретические
  • фантастические
  • кратковременные (экспресс - исследования)
  • долговременные

Эмпирические исследования дети проводят на собственных экспериментах и наблюдениях. Они более занимательны и доступны, но для учителя сложны в плане подготовки. Ведь ребёнок зачастую их выполняет дома самостоятельно или с помощью родителей. Поэтому здесь должно быть больше контроля со стороны педагога, как идёт процесс, что получается на промежуточных этапах исследования.

Теоретические исследования провожу с учащимися 3-4 классов, т.к. здесь предполагается работа по изучению или обобщению фактов, содержащихся в разных источниках: то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах, интернете, что можно увидеть по телевидению.

Фантастические  проекты ориентированы на разработку несуществующих явлений или не идущих за рамки эксперимента.

Суть экспресс - исследований состоит в том, что дети их проводят оперативно по предложенной мной тематике. Большую часть кратковременных исследований мы проводим на уроках в рамках учебных тем. Например, исследование «Как очистить воду» отвечает на поставленный вопрос «Можно ли с помощью простой фильтрации очистить воду от бытовых мыльных загрязнений».

Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Они длятся от недели до года. Методическая сторона такой работы поделена на этапы.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:

  1. Выбор темы исследования.

Цель: обозначить границы исследования.

Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки для успеха работы в целом. Тема должна быть интересна ребёнку и при этом должна нести в себе положительный заряд. Если она будет навязана ученику, какой бы важной  нам взрослым не казалась, она не принесёт должного эффекта.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, потому что способность долго концентрировать внимание, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена.

Правила выбора темы:

  • Тема должна быть интересна и увлекательна
  • Тема должна быть выполнима
  • Тема должна быть оригинальна, в ней должен быть элемент неожиданности
  • Тема должна быть такой, чтобы  работу можно было выполнить быстро.

  1. Актуализация проблемы.

Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

  1. Определение сферы исследования.

Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Она должна быть сформирована кратко и предельно точно, отражая то основное, что намеревается сделать исследовать.

Обычно цель формулируют со слов:

- доказать

- обосновать

- разработать

- объяснить

- определить

- установить

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

- выявить

- определить

- установить

- изучить

  1. Выработка гипотезы.

Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию

  1. Определение последовательности проведения исследования.

Цель: выбрать методы исследования.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

  • Подумать самостоятельно. (Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?)
  • Посмотреть книги о том, что исследуешь. Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
  • Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
  • Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования. Фильмы бывают: научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. 
  • Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках. 
  • Понаблюдать. Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
  • Провести эксперимент.  Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

6.     Сбор и обработка информации.

Цель: зафиксировать полученные знания.

7.     Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

8.     Подготовка отчета.

Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

Этапы работы:

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  6.  Сделать выводы и умозаключения.
  7.  Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  8.  Подготовить текст сообщения.
  9.  Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  10. Приготовиться к ответам на вопросы.

9. Доклад.

Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

10. Обсуждение итогов завершенной работы.

Рассмотрим навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач:

  • умение видеть проблемы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение структурировать материал;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательские работы, так же как и проектные могут быть:

  • Коллективные долгосрочные – время работы над проектом – 2- 4 недели, тема включает блок уроков или раздел. Например: «Почему кровь красная?» - 4 класс, тема «Организм человека. Кровеносная система»
  • Групповые - время работы над проектом 1 неделя. Например: «Есть ли вес у воздуха?» - 4 класс, тема «Как человек использует свойства воздуха»
  • Индивидуальные

Варианты совместной работы:

  1. группа выполняет общее задание одновременно на одном и том же «поле труда», но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;
  2. общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;
  3. при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.

Главное, на что стоит ориентироваться при организации групповой работы на уроке – дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности и самостоятельности при решении проблем.

Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

Рассмотрим этапы работы по внедрению исследовательской работы в начальной школе:

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования.

Третий этап соответствует третьему – четвёртому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности:

  1. Возникает особый творческий, исследовательский уклад жизни коллектива - разворачивание единого пространства исследовательской деятельности (учитель чувствует, что он в этом живет, это чувствуют и его ученики).
  2. Занятия исследовательской деятельностью связаны с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, принявших участие в олимпиадах и других такого же рода мероприятиях.  
  3. От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов – возникает устойчивая мотивация на творчество.

Критерии сформированности познавательной исследовательской деятельности (частично-поисковой):

  • осознает себя субъектом познания, стремится к поиску причин явлений и событий;
  • способен к установлению взаимосвязи между фактами: причина, следствие, цель, средство, способ, инструмент и т.п.;
  • владеет навыками поиска информации из печатных источников: справочников, энциклопедий, книг;
  • владеет навыками получения информации из Интернета, с электронных носителей (дисков и пр.);
  • может получить у взрослого (учителя, библиотекаря и т.д.) устную справку на интересующую его тему: умеет грамотно задать вопрос, уточнить информацию, кратко ее зафиксировать на бумаге;
  • способен к созданию текста на тему исследования (доклада, реферата, отчета об опыте и т.д.);
  • владеет навыками составления простых схем, чертежей, таблиц для иллюстрации результатов поиска;
  • способен к решению проблемных ситуаций методом частичного поиска (под руководством учителя или по предложенному алгоритму); может провести серию опытов и сделать выводы на основе собственных наблюдений;
  • излагая результаты исследования, аргументирует полученные выводы, доказывает, убеждает оппонентов.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

А сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с товарищами и учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


Список литературы:

Интернет – ресурсы:

  1. www.vernadsky.dnttm.ru  — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
  2. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
  3. http://www.teacher-edu.ru
  4. http://www.issledovatel.ru
  5. http://www.ecosystema.ru
  6. http://luchiki.ucoz.ru/ 
  7. http://portfolio.1september.ru
  8. http://www.poisknews.ru

Памятка юному исследователю.

«Моё исследование».

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование? 

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…»

4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

Задачи:

  1. изучить литературу о жизни  
  2. выявить, чем питаются  
  3. установить места проживания  
  4. выяснить
  5. рассмотреть
  6. определить  

5. Дата и место проведения моего исследования. Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения.

6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

7. Описание работы. Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками пеньков, вещественными доказательствами.

8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни  совпадают. Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.

Темы исследования для начальной школы.

  1. Кто зажигает звёзды?
  2. Почему в космосе планеты не сталкиваются?
  3. Может ли погаснуть солнце?
  4. Есть ли жизнь на Марсе?
  5. Светит ли луна?
  6. Влияние лунных фаз на рост растений.
  7. Как люди подвержены влиянию луны.
  8. Почему в ночном небе звёзды светятся?
  9. Что делает космонавт в невесомости?
  10. Почему надуваются мыльные пузыри?
  11. Где живёт солнечный зайчик?
  12. Кто построил пирамиды?
  13. Зачем кактусу колючки?
  14. Для чего розе шипы?
  15. Может ли плесень пасти мир?
  16. Зачем тигру полоски?
  17. Одинаковые ли полоски на зебрах?
  18. Верно ли, что у жирафов пятна не похожи друг на друга?
  19. Может ли страус летать?
  20. Почему у ящерицы отрастает новый хвост?
  21. Почему море синего цвета?
  22. Как образуется радуга?
  23. Очистка воды в домашних условиях.
  24. Есть ли под земной корой жизнь?
  25. Влияет ли пища на развитие человека?
  26. Магнитные бури и здоровье человека.
  27. Влияет ли  имя на характер человека?
  28. Секреты запоминания словарных слов (таблицы умножения).
  29. От чего зависит любовь к школьному предмету?
  30. Пользу или вред приносит жевательная резинка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...