Методы педагогических исследований
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Минчик  Екатерина Александровна

Методы педагогических исследований

 

Метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых получают информацию.

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Любое педагогическое исследование предполагает применение одного или совокупности методов, которые способны описать конкретное педагогическое событие, дать научную характеристику педагогического объекта или процесса и составить, на основе проведенных исследований, заключение о сущности и динамике функционирования конкретного педагогического объекта или явления.

 

Методы педагогических исследований:

  1. Наблюдение;
  2. Интроспекция (самонаблюдение) – ведение дневников, автобиография;
  3. Беседа (устный опрос);
  4. Анкетирование – является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ. Виды: закрытая форма; открытая форма; полуоткрытая.
  5. Тестирование – применяется для распознавания оценки и состояния особенностей конкретного человека/группы людей. Виды: закрытая форма; открытая форма; полуоткрытая.
  6. Изучение продуктов учебного творчества – изучая различные продукты деятельности испытуемого можно сделать выводы о психических особенностях испытуемого;
  7. Эксперимент – это исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Виды: Лабораторный (проводится в специально созданных условиях с применением аппаратуры и приборов); Естественный (воздействие на испытуемого в обычных условиях); Формирующийся (метод активного формирования различных психических процессов и навыков).
  8. Метод социометрия – метод диагностики межличностных отношений Дж. Морено. Измеряет степень сплоченности коллектива, выявление авторитета членов группы, обнаружение внутригрупповых связей.

Методы должны проводиться в совокупности для получения более точной и достоверной информации.

 

Представляю вашему вниманию список тестовых методик для анализа психолого-педагогической диагностики личности, в которых могут принять участие учащиеся старшей школы, средних профессиональных учреждений и вузов.

 В каждом прикрепленном файле присутствует информация о методике, сам тест, ключ к тесту и интерпретация результатов. Данные тесты можно проводить как отдельно, так и в совокупности для получения более точной информации о личности. В итоговом файле (анализ психолого-педагогической диагностики личности) размещены все методики, цели, результаты диагностики и выводы, которые необходимо заполнить самостоятельно, на основе полученных результатов. 

Данная разработка подойдет как преподавателю, так и студенту пед. колледжа/вуза.

 

  • Тест Ганса Айзенка на определение темперамента человека;
  • Изучение направленности личности (Методика В. Смекала и М. Кучера);
  • Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина
    (Шкала самооценки уровня тревожности);
  • Б. Стефансон «Q-сортировка»;
  • Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир
  • Анализ психолого-педагогической диагностики личности. Итог.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина
(Шкала самооценки уровня тревожности).

Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=∑1 - ∑2 + 50,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата________________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершено верно

1

2

3

4

5

6

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я неврвничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата________________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1

2

3

4

5

6

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4



Предварительный просмотр:

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя  тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента):

Инструкция. 

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  10. Нравится ли вам находиться среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
  12. Упрямитесь ли вы иногда?
  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
  17. Вы по натуре живой человек?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
  26. Часто ли вы думаете о своей работе?
  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
  30. Хвастаетесь ли вы иногда?
  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
  35. Бывают ли у вас головокружения?
  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
  40. Беспокоят ли вас ваши нервы?
  41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
  42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
  44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  47. Трудно ли вам заснуть ночью?
  48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
  49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с вами случаются неприятности?
  53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
  54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
  56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?
  57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;
  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия - интроверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт,
  • больше 12 - склонность к экстраверсии,
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 12 - склонность к интроверсии,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

Описание шкал

Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Пояснение к рисунку "круг Айзенка":

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают



Предварительный просмотр:

Изучение направленности личности

(Методика В. Смекала и М. Кучера)

       В  основе  методики  Смекала  –  Кучера  лежит  несколько  изменённая ориентировочная анкета Б.  Баса.  Методика  Смекала  –  Кучера  основана  на словесных реакциях  испытуемого  в  предполагаемых  ситуациях,  связанных  с работой или участием в них  других  людей.  Ответы  испытуемого  зависят  от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения  он  предпочитает.  

       Назначение  исследования  –  определение   направленности   человека: личностной  (на  себя),  деловой  (на   задачу)   и   коллективистской   (на взаимодействие).

     

Инструкция:

      На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами  А,  В,  С. Из ответов на каждый пункт выберите тот,  который  лучше  всего  выражает вашу  точку  зрения,  который  для  вас  наиболее  ценен  или  больше  всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в  листе  ответов  против номера вопроса в столбике «Больше  всего».  Затем  из  ответов  на  этот  же вопрос выберите дальше всего  стоящий  от  вашей  точки  зрения,  наименее ценный для вас  или  менее  всего  соответствующий  правде.  Соответствующую букву напишите против номера вопроса,  но  в  рубрике  «Меньше  всего».  Для каждого  вопроса  используйте  только  две  буквы,   оставшийся   ответ   не записывайте нигде. Над вопросами не  думайте  слишком  долго:  первый  выбор

обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте  себя:  правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы.  Если обнаружится ошибка, исправьте её.

Текст опросника

1. Больше всего удовлетворение в жизни даёт:

А. Оценка работы.

В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

С. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

В. Известным игроком.

С. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход.

В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто е боится  высказать  свою

точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А. Не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны.

В. Вызывают у всех дух соревнования.

С. Производят  впечатление,  что  предмет,  который  они  преподают,  их  не

интересует.

5.  Я рад, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда предоставляется случай.

В. Всегда верны и надёжны.

С. Интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:

А. С которыми складываются взаимные отношения.

В. Которые могут больше, чем я.

С. На которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

А. Кто добился жизненного успеха.

В. Кто может сильно любить.

С. Кто отличается дружелюбием и доброжелательством.

8. Если я бы мог выбирать, я хотел бы быть:

А. Научным работником.

В. Начальником отдела.

С. Опытным лётчиком.

9. Когда я был ребёнком, я любил:

А. Игры с друзьями.

В. Успехи в делах.

С. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

С. Когда меня критикует взрослый (учитель).

11. Основная роль школы должна заключаться в:

А. Подготовке учеников к работе по специальности.

В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли  бы  уживаться

с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Недемократическая система.

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

С. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. Для общения с друзьями.

В. Для любимых дел и самообразования.

С. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми.

В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

С. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А. Приятно провожу время с друзьями.

В. Другие ценят меня.

С. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А. Отметили дело, которое я выполнил.

В. Похвалили меня за мою работу.

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

А. Имел ко мне индивидуальный подход.

В. Стимулировал меня на более интересный труд.

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства.

В. Неуспех при выполнении важной задачи.

С. Потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.

В. Общую работу.

С. Практические результаты.

20. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе.

В. С удовольствие работают в коллективе.

С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры.

В. Отметание всего нового.

С. Людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А. чтобы окружающие считали меня своим другом.

В. Помогать другим в общем деле.

С. Вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно.

В. Пользуется авторитетом.

С. Доступно.

24. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались коллективно.

В. Самостоятельно работать над решением проблемы.

С. Чтобы начальник признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

В. О жизни известного человека.

С. Типа «Сделай сам».

26. Если у меня были бы музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижёром.

В. Солистом.

С. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы.

В. В развлечениях с друзьями.

С. Занимаясь своим увлечением.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс.

В. Выиграл бы в конкурсе.

С. Организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать.

В. Как достичь цели.

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им.

В. Выполнить прежде всего свою задачу.

С. Не нужно было укорять его за работу.

Форма 1

|Больше  |Меньше  |Больше  |Меньше  |Больше  |Меньше  |Больше  |Меньше  |

|всего   |всего   |всего   |всего   |всего   |всего   |всего   |всего   |

|1       |        |9       |        |16      |        |24      |        |

|2       |        |10      |        |17      |        |25      |        |

|3       |        |11      |        |18      |        |26      |        |

|4       |        |12      |        |19      |        |27      |        |

|5       |        |13      |        |20      |        |28      |        |

|6       |        |14      |        |21      |        |29      |        |

|7       |        |15      |        |22      |        |30      |        |

|8       |        |        |        |23      |        |        |        |

Ключ к опроснику Смекала—Кучера


 Направленность на себя


Направленность на взаимные действия


Направленность на задачу


1. А
 


11.В
 


21.С
 


1. С
 


11.С
 


21.А
 


1. В
 


11.А
 


21. В
 


2. В
 


12. В
 


22. С
 


2. С
 


12. А
 


22. А
 


2. А
 


12. С
 


22. В
 


З. А
 


13. С
 


23. В
 


З. С
 


13. А
 


23. С
 


З. В
 


13. В
 


23. А
 


4. А
 


14. С
 


24. С
 


4. В
 


14. А
 


24. А
 


4. С
 


14. В
 


24. В
 


5. В
 


15. А
 


25. В
 


5. А
 


15. С
 


25. А
 


5. С
 


15. В
 


25. С
 


6. С
 


16. В
 


26. В
 


6. А
 


16. С
 


26. А
 


6. В
 


16. А
 


26. С
 


7. А
 


17. А
 


27
. А


7. С
 


17. С
 


27. В
 


7. В
 


17. В
 


27. С
 


8. С
 


18. А
 


28. В
 


8. В
 


18. С
 


28. С
 


8. А
 


18. В
 


28. А
 


9. С
 


19. А
 


29. А


9. А
 


19. В
 


29. С
 


9. В
 


19. С
 


29. В
 


10. С
 


20. С
 


30. С
 


10. В
 


20. В
 


30. А
 


10. А
 


20. А
 


30. В
 

Обработка результатов

                                                 НС                                 ВД                                  НЗ

|Количество «+»   |                 |                 |                 |

|Количество «-»   |                 |                 |                 |

|Сумма            |                 |                 |                 |

|+30              |                 |                 |                 |

      Количество «+»  суммируется  с  количеством  «-»  (с  учётом  знака!).

Полученный результат записывается  в  итоговую  таблицу  в  строку  «Сумма».

Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учётом  знака!).  Этот

показатель   и   характеризует    уровень    выраженности    данного    вида

направленности. Общая сумма всех баллов по трём видам направленности  должна

быть равна 90.

Итоговая таблица (пример).

|                 |НС               |ВД               |НЗ               |

|Количество «+»   |+8               |+                |+12              |

|Количество «-»   |-11              |-11              |-8               |

|Сумма            |-3               |-1               |+4               |

|+30              |+27              |+29              |+34              |

Проверка: общая сумма – 27+29+34=90

Интерпретация результатов

       Личностная направленность (направленность на себя – НС) связывается  с преобладанием  мотивов  собственного  благополучия,  стремления  к   личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего  бывает  занят  самим  собой, своими чувствами и переживаниями  и  мало  реагирует  на  потребности  людей вокруг себя. В работе видит  прежде  всего  возможность  удовлетворить  свои притязания.

       Коллективистская  направленность,  или  направленность  на   взаимные действия (ВД), имеет  место  тогда,  когда  поступки  человека  определяются потребностью  в  общении,  стремлением  поддерживать  хорошие  отношения   с товарищами  по  работе.  Такой  человек  проявляет  интерес   к   совместной деятельности.

      Деловая  направленность  (направленность  на  задачу  –  НЗ)  отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью,  увлечение  процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми  умениями и навыками. Обычно такой человек  стремится  сотрудничать  с  коллективом  и добивается наибольшей продуктивности группы, а  поэтому  старается  доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

       Необходимо отметить, что все три  вида  направленности  не  абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет  говорить  в результате диагностики не о единственной, а  о  доминирующей  направленности личности.



Предварительный просмотр:

«Q-сортировка»

Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958г. Ниже дается описание этой методики в современном адаптированном варианте. Тест может использоваться руководством при изучении индивидуальных особенностей членов группы, при оценке совместимости работников, формировании команд.

Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка». Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.

Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы зафиксируйте в регистрационном бланке.

Опросник

  • Я критичен к товарищам.
  • У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  • Я склонен следовать советам лидера.
  • Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  • Мне нравится дружественность в группе.
  • Я склонен противоречить лидеру.
  • Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.
  • Избегаю встреч и собраний в группе.
  • Мне нравится похвала лидера.
  • Я независим в суждениях и манере поведения.
  • Я готов стать на чью-либо сторону в споре.
  • Я склонен руководить товарищами.
  • Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
  • При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.
  • Я склонен поддерживать настроение всей группы.
  • Не придаю значения личным качествам членов группы.
  • Я склонен отвлекать группу от ее целей.
  • Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  • Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  • Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
  • Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  • Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
  • Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
  • Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
  • Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.
  • Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.
  • Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
  • Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  • Я склонен затягивать и обострять спор.
  • Стремлюсь быть в центре внимания.
  • Я хотел бы быть членом более узкой группы.
  • Я склонен к компромиссам.
  • Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.
  • Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
  • Могу быть коварным и вкрадчивым.
  • Я склонен принять на себя руководство в группе.
  • Я откровенен в группе.
  • У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  • Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  • Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
  • Я склонен сердиться на товарищей.
  • Я пытаюсь вести других против лидера.
  • Легко нахожу знакомства за пределами группы.
  • Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
  • Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
  • Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.
  • Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
  • У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  • Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
  • Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
  • Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
  • Я инициативен в установлении контактов в общении.
  • Избегаю критиковать товарищей.
  • Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  • Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
  • Люблю затевать споры.
  • Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе.
  • Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
  • Я склонен к перепалкам, задиристый.
  • Я склонен выражать недовольство лидером.

Обработка результатов и интерпретация


Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям.
I. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
II. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
III. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
IV. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
V. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
VI. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость». Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае если количество ответов «да» по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности.

С целью изучения «идеального Я» испытуемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.

Регистрационный бланк 

номер
вопроса

да

нет

сомневаюсь

номер
вопроса

да

нет

сомневаюсь

1

 

 

 

31

 

 

 

2

 

 

 

32

 

 

 

3

 

 

 

33

 

 

 

4

 

 

 

34

 

 

 

5

 

 

 

35

 

 

 

6

 

 

 

36

 

 

 

7

 

 

 

37

 

 

 

8

 

 

 

38

 

 

 

9

 

 

 

39

 

 

 

10

 

 

 

40

 

 

 

11

 

 

 

41

 

 

 

12

 

 

 

42

 

 

 

13

 

 

 

43

 

 

 

14

 

 

 

44

 

 

 

15

 

 

 

45

 

 

 

16

 

 

 

46

 

 

 

17

 

 

 

47

 

 

 

18

 

 

 

48

 

 

 

19

 

 

 

49

 

 

 

20

 

 

 

50

 

 

 

21

 

 

 

51

 

 

 

22

 

 

 

52

 

 

 

23

 

 

 

53

 

 

 

24

 

 

 

54

 

 

 

25

 

 

 

55

 

 

 

26

 

 

 

56

 

 

 

27

 

 

 

57

 

 

 

28

 

 

 

58

 

 

 

29

 

 

 

59

 

 

 

30

 

 

 

60

 

 

 



Предварительный просмотр:

Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир

ИНСТРУКЦИЯ

Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.

1

2

3

4

5

в очень незначительной мере

в достаточно незначительной мере

в небольшой, но и в немаленькой мере

в достаточно большой мере

в очень большой мере

1. Денежный заработок

2. Стремление к продвижению по работе

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

Мотивация профессиональной деятельности

(методика К. Замфир в модификации А. Реана)

 

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

 

  ОБРАБОТКА

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

 

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

 

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:

ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ _- ^

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.

 

 

ВМ

 

НИМ

 

ВОМ

 

1.

 

1

 

2

 

5

 

^

 

2

 

3

 

4

 

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу  ВОМ > ВПМ > ВМ

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

 



Предварительный просмотр:

Анализ психолого-педагогической диагностики личности  

ФИО, возраст, группа

1.Методика диагностики  темперамента  Г.Айзенка

  Цель:

  Результаты диагностики:

  Вывод:

2.Методика диагностики мотивации профессиональной                деятельности по    методике К. Замфир в модификации А. Реан;

   Цель:

  Результаты диагностики:

  Вывод:

3. Методика диагностики направленности личности по методике В. Смекала и М. Кучера;

   Цель:

  Результаты диагностики:

  Вывод:

4. Методика диагностики представлений о себе по методике Q-сортировка Стефансона

   Цель:

  Результаты диагностики:

  Вывод:  

5. Методика диагностики изучение степени выраженности эмоциональной характеристики личности – «тревожность» по методике тест - опросник Спилберга-Ханина

  Цель:

  Результаты диагностики:

  Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое исследование "Информационная культура мл. школьника"

Наше время- время перемен.Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить, принимать нестандартные решения.Информатизация общества - сегодняшняя реальность....

Эксперимент как основа педагогического исследования

         Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и измене...

Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"

На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования...

Методы психолого-педагогического исследования

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.анализа школьной документации. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, рас...