Образовательные технологии и методики
статья (4 класс)

Современный урок должен стать результатом творчества не только учителя, но и обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_i_metody.docx6.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательные технологии и методики

Современный урок  должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.

В своей практике наши учителя начальной школы используют множество современных образовательных технологий. Эффективными признаны те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их ресурсных возможности, подготовленности и готовности учителя и наличия различных условий и т.д.). Педагогическими сотрудниками приоритет отдается продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям:

  • технология проблемного обучения;
  • интерактивные технологии (технология коллективного взаимообучения);
  • технология модульного обучения;
  • технология проблемного диалога;
  • проектная технология;
  • технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • технология развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии;
  • технологии развития критического мышления;
  • технология «Портфолио» (или «Дневник моего роста»);
  • технология оценивания учебных успехов;
  • технология организхации формирующего оценивания;
  • дебаты и др.

Игровые технологии.

Цель использования: Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету,  активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, закрепление знаний, приобретаемых на уроках,  развитие любознательности, творческих способностей,  воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. В своей работе учителя начальной школы используют игровые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности:1. В качестве элемента урока («отгадай слово», «подумай и отвечай», «посоревнуемся», инсценировка, задачи-шутки и т.д.), призванного повысить внимание, мотивировать на деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.2. При проведении целого урока (например: уроки-сказки и уроки-путешествия в 3, 4 классах; уроки-презентации в 4 классах; деловые игры и др.).3.  Во внеклассной работе (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай, математическая сказка и др.). Игровые технологии используются как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.

Технология проблемного обучения.

Цель использования:  Творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей  у учащихся, за счет создания в их сознании проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций, пробуждение интереса учащихся к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д.  через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.

В своей работе учителя начальной школы:

1.Применяют сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, включая учащихся в процесс постановки и решения проблем.

2.Целенаправленно организуют систему проблемных ситуаций при объяснении нового материала, решении задач, в результате чего усвоение знаний происходит в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

 Групповые технологии.

Цель использования:

1. создание учебной мотивации;

2. пробуждение в учениках познавательного интереса;

3. развитие стремления к успеху и одобрению;

4. снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

5. развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

6. формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
  • взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Информационные компьютерные технологии.

Цель использования:

1) повышение качества знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся; поддержание интереса к предмету; осуществление дифференцированного подхода к обучению;      

2) формирование информационной культуры;                          

3) повышение мотивации учащихся;                        

 4) повышение наглядности представления учебного материала;                        

5) развитие и совершенствование навыков работы с компьютерными тестами и обучающими программами;                    

6) развитие быстроты восприятия, образного и абстрактного мышления;

7) обучение  разработке обучающих презентаций;

8) совершенствование методики проведения уроков;                              

9) использование как средства самообразования и для качественной и быстрой подготовки урока;                                        

10) постепенное создание собственного банка учебных и методических материалов.

 Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Педагоги используют мультимедийные электронные сопровождения учебников, тесты; работу в графическом редакторе, где учащиеся строят различные диаграммы и таблицы; тематические мультимедийные презентации, заимствованные из Интернет-ресурсов; электронные приложения к различным педагогическим изданиям (например, к журналу «Основа», «Начальная школа» и др.);

Тестовая технология.

Цель использования:

1. Обеспечение объективности контроля.
2. Предложение нескольких вариантов.
3. Легкая обработка результатов.
4. Развитие логического мышления учащихся, внимательности.

5. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов, что позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

Так же нашими учителями используются технология самооценки, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)

Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...

Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.

Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитани...