Технология проблемного обучения
методическая разработка

примеры заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probl.obuch_._moi_primery.docx193.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения 

состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они ищут способы ее решения, т. е. строят гипотезу, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Выделяют 2 основных этапа:

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе диалога учителя. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий

    Побуждающий диалог на этапе постановки проблемы  применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

     Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

  1. Основные методы постановки учебной проблемы:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

 Это создание проблемной ситуации и постановка системы вопросов, стимулирующих к осознанию противоречия и побуждение к формулированию учебной проблемы

Система вопросов и заданий, ведущая  к формулированию темы урока.

Учитель предваряет сообщение темы интригующим материалом:

  1. Яркое пятно
  2. Актуальность

Приемы:

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения
  2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием
  3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

 Шаг 2. Предъявить научный факт с сообщением, экспериментом, наглядностью.

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще
  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
  3. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.

 Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Виды вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Обязательно с опорой на пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Здесь менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Кто думает иначе?»

Прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.

Приём «актуальность» состоит практической значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

Приведу фрагменты уроков, с использованием таких приемов

создания проблемной ситуации:

  1. Урок русского языка, 3 класс

На доске записаны 2 столбика слов «1 - рыбища, травища, головища; 2- зубище, медведище, чудище». Что общего увидели? (Это существительные. У них у всех суффикс -ищ). Присмотритесь к ним внимательно. Что интересного заметили? (Одни слова оканчиваются на –а, а другие на -е.) Какой возникает вопрос? (Когда у существительных после суффикса –ищ пишется –а, а когда - -е?) Сформулируйте тему урока («Написание существительных с суффиксом -ищ»)

Урок математики, 2 класс

- На доске записаны 2 выражения: 27- 3 х 5 = 120 и 27- 3 х 5 = 12

- Что общего и чем отличаются? (примеры одинаковые, а ответы разные)

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? (У нас 2 действия: умножение и вычитание. Ответ зависит от того, какое из них выполнять первым)

- Сформулируйте тему урока («Умножение и вычитание: порядок выполнения действий»)

  1. Урок русского языка, 3 класс

Прочтите словосочетание «Записал в тетрад…»

Как называется пропущенная орфограмма? В какой части слова она находится? К какой части речи, склонению относится проблемное слово? Какую букву вы поставите?

Побуждение к осознанию

-Задание было одно? (Да)

-А выполнили его как? (Мы выполнили по-разному)

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем? (Как пишутся безударные окончания)

(Неточная формулировка темы) - дополнить «у сущ. 3 скл.»

Итак, тема урока сегодня «Безударные окончания существительных 3 скл.»

(Фиксируется на доске).

  1. Урок русского языка, 4 класс

На доске слова: Килограммы, яблоки, носки, ботинки, апельсины.

- Запишите слова, которые вы видите на доске во мн.ч. Р.п.

- Проверим, что у вас получилось.

- К сожалению, вы допустили много ошибок. Какие же вопросы у вас возникли в ходе выполнения задания? (Правильно ли я написал окончания? Как можно это проверить? Есть ли какое-то правило?)

-Какова, на ваш взгляд, тема урока? («Родительный падеж множественного числа имен существительных»)

  1. Урок русского языка, 2 класс

- Отгадайте загадки:

Носит Мама деток в сумке
Полюбуйтесь на рисунке.
По зелёному ковру
Скачет Мама (Кенгуру.)

Быстрый транспорт городской,
Но особенный такой —
Под землёй вагоны катят,
Места всем доехать хватит…(Метро)

Оседлали их детишки –

И девчонки, и мальчишки.

Очень маленькие кони.

Догадались? Это - (пони)

Запишите в тетрадь, выделите у этих слов основу и окончание. (Учащиеся пытаются выполнить задание)

-Вы смогли выполнить задание? (Не знаем, как выполнить). В чем затруднение? Какой возникает вопрос? (Может быть так, что у слов-названий предметов нет окончания?)

- Сегодня нам предстоит об этом узнать.

 Подводящий к теме диалог

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

грош            дочь

шалаш       печь

камыш       мышь

мяч          молодежь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

- Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксируется тема на доске).

- Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

 + небольшая работа над лексическим значением слова ГРОШ (историческое значение, наглядный материал, примеры фразеологизмов) –ЭЛЕМЕНТ РАБОТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

  1. «Яркое пятно».

 Урок окружающего мира, 4 класс

Посмотрите на экран и послушайте, о какой природной зоне идет речь?

C:\Users\Director\Desktop\пуст5.jpg   C:\Users\Director\Desktop\пуст2.jpg    C:\Users\Director\Desktop\пуст4.jpg    C:\Users\Director\Desktop\пуст3.jpg

В этой природной зоне насчитывается более 250 видов растений: акация песчаная, тюльпаны (желтые и красные), календула дикая, осока песчаная, астрагал и другие растения. Особенно красива акация (песчаная). На ветру ее серебристые листья колышутся, напоминая струи фонтана, а фиолетовые цветки блестят, как водяные капли.

В кюветах вдоль дорог, местами встречаются заросли цветущего тамарикса. Если не обращать внимания на засоленные пространства за ними, можно представить, что едешь по цветущему саду.  https://www.nkj.ru/archive/articles/10230/ (Наука и жизнь, ПУСТЫНЯ В ЦВЕТУ)

-  Какие у вас появились предположения? Послушайте следующую подсказку.

Это одно из самых жарких мест планеты. Летняя температура может достигать 50 градусов Цельсия, а песок раскаляется аж до 80 градусов. В зимний период температура может падать, в некоторых районах, до 35 градусов ниже нуля. Осадков выпадает крайне мало, и те большей частью выпадают в основном в зимний период с ноября по апрель.

http://csdb62.ru/uploads/editor/images/karakumy0.jpg 

Эта природная зона – пустыня. Я описала вам одну из самых засушливых пустынь – Каракумы.

Актуальность

Урок русского языка, 3 класс

- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: бАнты и бантЫ,  тОрты и тортЫ, щАвель и щавЕль. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?

- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.

  1. Технология поиска решения учебной проблемы

Задача учителя - помочь ученикам открыть новое знание. Есть два основных метода сделать такое открытие: 1) побуждающий к гипотезам диалог и 2) подводящий к знанию диалог.

Урок русского языка, 3 класс

На доске записаны слова «ежик, котик, мячик, горошек, замочек». Разберите эти слова по составу. Что общего увидели? (Это существительные, у них уменьшительно-ласкательные суффиксы). Присмотритесь к ним внимательно. Что интересного заметили в этих суффиксах? (В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.) Какой возникает вопрос? (Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?)

- Попробуйте предположить, от чего зависит выбор гласной в суффиксе? (в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик , а в неодушевлённых –ек) (ошибочная гипотеза)

- Все согласны или есть возражения? (Существительное мячик с суффиксом –ик-неодушевлённое. (контраргумент))

- Ещё какие есть гипотезы? (Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (котик, мячик), а после твёрдых - -ек (горошек). (ошибочная гипотеза)

- С этой гипотезой согласны? (В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного, а в слове замочек –ек)

Подсказка к решающей гипотезе:

- Просклоняйте данные существительные.

- Что вы заметили? (При склонении суффикс -ик сохраняется, а из суффикса -ек гласный выпадает)

- Сформулируйте правило. Сравните с правилом в учебнике.

Урок математики, 3 класс

Постановка проблемы.

- Решите примеры:      14 ∙ 7        6 ∙ 12       5 ∙ 40      56 ∙ 21

- Смогли выполнить задание? ( Не смогли решить последний пример.)

- Чем этот пример не похож на предыдущие? (Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.)

- Какова сегодня тема урока? (Умножение на двузначное число)

Поиск решения проблемы (открытие нового).

- С чего надо начать? Какие есть гипотезы?

Представляют две гипотезы:

Десятки умножить на десятки, единицы-на единицы 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

Применить распределительное свойство 56 х (20+1)=56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

-Сравните свой вывод с учебником.

Подводящий к знанию диалог

Урок русского языка, 4 класс

У доски проспрягать глаголы: лететь, петь. Выделить окончания.

-Какого спряжения эти глаголы?

-А теперь аналогично проспрягайте глаголы хотеть и бежать.

-Внимательно посмотрите на личные окончания глагола бежать. К какому спряжению относятся почти все его формы? А какая форма имеет окончание другого спряжения? (Глагол бежать спрягается по типу 2 спряжения, однако в форме множественного числа третьего лица имеет окончание глагола 1 спряжения)

-А как спрягается глагол хотеть? (Глагол хотеть в форме единственного числа спрягается по типу 1 спряжения, в форме множественного числа - по типу 2 спряжения.)

- Таким образом, эти глаголы имеют формы разных спряжений, поэтому называются «разноспрягаемыми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Реферат "Технология проблемного обучения"

в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...

Технология проблемного обучения

В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...