Рабочие программы 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Шалыгина Светлана Евгеньевна

1 варинат,  вариант 8.3

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_2a_klass.docx167.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана на основе:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)Ш №14;

- Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа ориентирована на учебник:М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2020.

Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

Программа по изобразительному искусству составлена с учетом  особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.

Основная цель предмета– осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с  интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

1.Формирование  навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

2. Развитие интереса  к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.

3.Развитие познавательной активности.

4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.

5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.

6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.

7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.

8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).

9.Воспитание  адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал,  давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программыотражено разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено последовательно с постепенным усложнением.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

-лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

-выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

-проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Подбираемый материал для демонстрации доступен пониманию обучающихся по содержанию и отвечает их интересам.

В программе предложен речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз, который  закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.

После изложения программного материала в конце каждого класса  определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть  и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень),  и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству– 1 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.

Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся  приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.

При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).

Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.

В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью используются  методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые заранее проставляются  учителем в альбоме.

Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.

Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.

Обучающиеся рассматривают  предмет, который они собираются нарисовать, выделяют  главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.

Во 2 классе рассматриваются  1-2 объекта произведений искусства.Сначала дети  называют  на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно – следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров изобразительного искусства. Работа над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного лексического материала, отводится по 10-15 мин.

Основной формойорганизации процесса обучения изобразительному искусству является урок.

Во 2 классе уроки решают следующие задачи:

а) обучение композиционной деятельности:

-совершенствование  умения в размещении рисунка, аппликации на изобразительной плоскости;

-научить способам построения рисунка;

-развитие умения устанавливать смысловые связи в рисунке;

- формирование умений планировать деятельность и выделять этапы очередности.

б) развитие умения воспринимать  и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию:

-формирование умений проводить линии в разных направлениях;

- научить приему изображения геометрических форм с использованием приема «дорисовывание изображения»;

- развитие умения анализировать форму предметов;

- формирование представлений и развитие умения изображать деревья, человека, жилые дома городского типа.

в) развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи:

-совершенствование умений  в узнавании и назывании локального цвета предмета;

-научить приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов при работе с акварелью;

- совершенствование умения работать цветными карандашами и краской;

- закрепление приема работы «примакивание».

г) обучение восприятию произведений искусства:

-формирование умений высказывать свое отношение к изображенному с опорой на вопросы и план.

Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий.

Методы и приемыобучения изобразительному искусству:

Общепедагогические:

-практическая работа, упражнения, игры;

-наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

- беседа, объяснение, работа с учебником.

Приемы:

-сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;

-классификация и дифференциация и др.

Основные типы уроков:

- урок изучения нового материала;

- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

- урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

- интегрированный,

- урок-игра,

- урок - экскурсия,

- урок – путешествие;

- урок с элементами исследования.

Формы работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют  шаблоны.

Элементы образовательных технологий:

- технология исследовательской направленности;

- здоровьесберегающая технология        ;

- игровыетехнологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;

- приёмы рефлексивных технологий.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом МКОУС(К)Ш №14 рабочая программа во 2 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

  1. Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;  

–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни:умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;    

 – владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности;  б) умение осваивать места за пределами дома и школы,  накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в) умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе; г)умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:  умение выражать свои чувства соответственно ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в школе.  

  1. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

- о работе художника и её особенностях;

- композиции изображения на листе бумаги;

-некоторых характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

- значений новых слов.

Обучающиеся овладеют умениями:

- рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью учителя, опорных точек;

- рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона;

- изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя;

- рисовать деревья сразу кистью с помощью учителя;

- изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец, используя  помощь учителя;

-выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета с помощью учителя;

- складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью учителя.

Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

- о работе художника и её особенностях;

- композиции изображения на листе бумаги;

- характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

- значений новых слов.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

- рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно;

- рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;

- изображать фигуру человека в лепке и в рисунке самостоятельно;

- рисовать деревья сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение;

- изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец самостоятельно;

-самостоятельно выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;

-самостоятельно  складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.

3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные  базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:  

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать        с        взрослыми        и        сверстниками        в разных  социальныхситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно        относиться,        сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение композиционной деятельности.

Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке».

Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья весной» (гуашью на соответствующем фоне).

Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый коврик»).

Выполнение барельефа «Ветка с вишнями» и его зарисовка.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»); игрушки: «Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка».

Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» – для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.)

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях: «Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», «Динозавр» (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с натуры 2 сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами (различные кружки, бутылки) – работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»; зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по выбору учителя).

Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) (по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне», «Дом в городе» (по выбору учащихся).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по воде».

Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде», «Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя).

Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев несложной формы (акации, клевера и т. п.) на тонированной бумаге.

Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» – «Серая туча, идёт дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по тонированной бумаге голубым и серым цветом.

Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа по плану:

1. Кто написал картину?

2. Что изображено на картине?

3. Нравится ли вам картина? Объясните почему.

4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?

Для демонстрации используются  произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).

Работа над развитием речи.

Во 2 классе закрепляется речевой материал 1 класса. Новые слова, словосочетания:

- гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти;

- смешивать краски;

- круглый, квадратный, треугольный.

Новые фразы:

- Смешай краски. Примакивай кистью вот так.

- Картину нарисовал художник. Что он нарисовал?

Какое время года? Почему?

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Вид занятий

теоретические

практические

экскурсии

контрольные и самостоятельные работы

Обучение композиционной деятельности.

8

Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.

10

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

16

Итого:

34

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методический комплект:

1.Изобразительное искусство. 2 класс.Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2020.

2.Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1-4 классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями):учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьёва. – М. : Просвещение, 2016.

3. Электронная форма учебника.

Печатные пособия:

портреты русских и зарубежных художников; таблицы по цветоведению, построению орнамента;схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы по народным промыслам.

Учебно-практическое оборудование:

конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;муляжи фруктов и овощей (комплект);предметы и игрушки для рисования по темам.

Технические средства обучения - компьютер;TV/DVD/CD;экранно-звуковые  пособия: видеофрагменты, презентации и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы предмета.

Цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...