Методическая разработка: конспект занятия "Путешествие в Простоквашино"
план-конспект

Герасимчик Лариса Викторовна

Тема: автоматизация поставленного звука «р» в словах и предложениях;

Лексическая тема: путешествие в Простоквашино;

Грамматическая тема: согласование имени существительного в числе и падеже

Направление деятельности: коммуникативная

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Цель — автоматизация звука (Р) в словах и предложениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: конспект индивидуального логопедического занятия

Логопедическая тема: автоматизация поставленного звука «р» в словах и предложениях;

Лексическая тема: путешествие в Простоквашино;

Грамматическая тема: согласование имени существительного в числе и падеже

Направление деятельности: коммуникативная

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: учащиеся 1 класса

Цель — автоматизация звука (Р) в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные;

1.Закреплять правильное произношение звука р а словах и предложениях, знание и уточнение артикуляционного уклада звука [р];

Коррекционно-развивающие

1.Развивать мелкую и артикуляционную моторику. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;

2.Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;

3.Обогащать словарный запас через формирование представлений;

Коррекционно-воспитательные

1.Воспитывать выдержку аккуратность, усидчивость.

2.Воспитывать контроль за собственной речью

Методы и приемы:

1.Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания, подбор предметных картинок;

2.Методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);

3.Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).

4.Методы здоровьесбережения (чередование различных видов деятельности).

Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Подготовка и организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности

Слайд-задания, мячи, письмо, картинки, зеркала

Планируемые результаты:

Личностные: откликается на эмоции логопеда. Принимает активное участие в деятельности. Умеет самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Интеллектуальные: умеет работать по правилу, по инструкции. Развиты восприятие, внимание, память, мышление, реч.

Физические: сформированы двигательные навыки мелкой моторики.

Работа над словарем: уточнение и закрепление словаря. 

Ход занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1.Орг. момент.

- Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу,

Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Выберите смайлики, вашего настроения

Стоят у парт приветствуют гостей.

Выбирают смайлики

2.Актуализация.

Мотивация.

 - Ребята, сегодня утром в школу пришло письмо.  Послушайте его.

«Здравствуйте ребята. Это пишет вам Дядя Федор, Шарик и Матроскин из Простоквашино. Приезжайте к нам в гости , у нас хорошо»

- Кто написал письмо?

Хотите отправиться гости?

На каком виде транспорта мы отправимся?

Герои из Простоквашино

На паровозике

Слайд 1

Письмо

Слайд 2

3.Артикуляционная гимнастика

Чтобы не скучать в пути, давайте сделаем гимнастику для язычка

1.Парашютик

2.Вкусное варенье

3.Шарик

4.Орешки

5.Гибок

6.Орешки.

7.Лошадки

1.Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

2.Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

3. Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

4. Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.

6. Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки

7.Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Каждое упражнение выполняется 3-4 раза

Слайды 3456789

3.Введение в тему урока

Отгадайте загадки

 Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимется до звёзд. (Ракета)

Течёт, течёт — не вытечет

Бежит, бежит — не выбежит. (Река)

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

-Какой звук чаще всего слышится в словах-отгадках река ракета ромашка

- Вы догадалась, что это за звук?

вук [р] согласный или гласный?

А еще какой звук [р]?

Какой буквой обозначается на письме звук р?

-Что происходит с язычком во время произношения звука р, с губками,

Ракета

Река

Ромашки

р

(звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

Твердый, глухой, обозначается синим цветом)

На письме звук Р обозначается буквой Р

губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию.

(картинка).

4.Целеполагание

-Сегодня на занятии мы будем правильно и красиво произносить звук р

5.Закрепление темы

-Мы прибыли в Простоквашино, но в гости ходят с подарками. Что мы купим в магазине? Обязательное условие, слова должны быть со звуком р

-Из чего состоят наши слова?

-Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова

Карандаш, мороженое, матрешку, ведро, шары, аквариум, краски, камеру

Из звуков

Слайд 10

-Кто нас встречает, как зовут героев мультфильма, кому что мы подарим?

Шарику-камеру, Матроскину-гитару, дяде Федору-краски, Гаврюше и Мурке-мороженое,

Слайд 11

Матроскин предлагает поиграть в игру «Чего не стало?

Появляются и исчезают картинки

Слайд 12

Задания от Шарика

Замени первый зву на р, замени средний звук на р

Ночка норка, маска марка, метка мерка, тетка терка, голод город, мак-рак, нога рога, кот рот, мука рука, хобот робот, козы розы

Слайд 13

Физкультминутка

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

Слайд 14

Лабиринт

Дети проходят лабиринт, произнося слова ,

Слайд 15

Игра дяди Федора. Распредели слова в 3 столбика: продукту питания, птицы, животные

сорока, ворона, воробей

 сырок, творог, пирог,

 носорог, корова , рысак, русак, рысь, кенгуру

Слайд 16

-Доскажи словечко

Сочинялки

Как бы мне пошла корона, важно каркает (ворона)

Захотелось кошке спать, вот и лезет на (кровать)

Юра тащит вкусный груз, замечательный (арбуз)

Испугался кот собак, задом пятится как (рак)

Слайд 17

Дополни предложения

Ира, Мурзика, Ире

Слайд 18

6.Итог урока.

Пора возвращаться обратно, Попрощайтесь с героями сказки

В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

  • Учился …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Мои ощущения …
  • Где я могу применить полученные знания?
  • Выберите смайлики вашего настроения

  • Учился правильно произносить звук р…
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Мои ощущения …
  • Где я могу применить полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).

Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...