Личностно - ориентированный подход в период адаптации пятиклассников
презентация к уроку

Лукьянова Татьяна Анатольевна

Согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем у обучающихся 5 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «СОШ №7» город Киров Калужской области Личностно - ориентированный подход в период адаптации пятиклассников Лукьянова Т.А.

Слайд 2

Цель: Согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем.

Слайд 3

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» дошкольник – игра младший школьник – учение подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение

Слайд 4

Личностно-ориентированный подход Концентрация внимания педагога на целостной личности человека. Забота о развитии не только интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и о духовной личности с эмоциональными, эстетическими и творческими задатками и возможностями развития.

Слайд 5

В личностно-ориентированном образовании главное действующее лицо всего образовательного процесса - ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Слайд 6

«Из начальной школы в основную». • сменой социальной обстановки; • изменением роли учащегося; • увеличением учебной нагрузки; • изменением режима дня; • изменением стиля общения учителей с детьми; разностью систем и форм обучения; • различием требований со стороны учителей-предметников;

Слайд 7

Проблемы 1. изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей

Слайд 8

2. изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых , увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых , это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Классный руководитель совместно с подростками составьте расписание с указанием особенностей выполнения заданий

Слайд 9

3. отсутствие контроля Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает з a классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? Это будет прекрасный повод поговорить с детьми об ответственности за выполнение заданий, даже когда их не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых Классный руководитель организуйте досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей, вызовите родителей.

Слайд 10

4. пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Слайд 11

Чем можно помочь? Уточнить у родителей как ребенок выполняет домашнее задание. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь на уроках развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Слайд 12

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 13

Анализ анкет учащихся 5-х классов Оценка школьной мотивации обучающихся 5-а класса

Слайд 14

Оценка школьной мотивации обучающихся 5-б класса

Слайд 15

Оценка отношений подростка с классом Индивидуалистический тип. Индивид относится к группе нейтрально, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Коллективистический тип восприятия. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы. Появляется потребность в коллективных формах работы.

Слайд 16

Оценка типа восприятия индивидом группы обучающихся 5-а класса

Слайд 17

Оценка типа восприятия индивидом группы обучающихся 5-б класса

Слайд 18

Анализ анкеты учащихся 5-го класса. 1. Какие предметы ты считаешь для себя лёгкими? 2. А какие трудными? Почему? 3. Доволен ли ты отношением к себе учителей? 4. Почему к некоторым учителям ты относишься лучше, чем к другим? 5. Кто твой любимый учитель? Какие качества ты особенно в нём ценишь? 6. Оказывает ли тебе какую-либо помощь классный руководитель? 7. Если бы ты был директором школы, чтобы ты изменил в школе? Твои предложения?

Слайд 19

Решение педсовета РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника: - готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника. 3.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей. 4.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помним правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. 5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку. 6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. 7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. 8.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 9.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.

Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....

Личностный подход как средство эмоционального воздействия на ученика испытывающего трудности в период адаптации к школе.

Личностный подход как средство эмоционального воздействия на ученика испытывающего трудности в период адаптации к школе. Поступая в первый класс, ребёнок становится перед рядом трудностей. ...

Родительское собрание, 4 класс.Тема:" Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе."

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка в среднем звене....

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....