«Буктрейлер как средство формирование читательского интереса младшего школьника»
проект

Савина Ольга Александровна

«Буктрейлер как средство формирование читательского интереса младшего школьника»

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Ул. Молодежная, 23, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306

Телефон: (3494) 23-89-93. Факс: (3494) 23-90-79.

ОКПО 48730989 / ОГРН1028900632420

ИНН 8904031649/КПП 890401001

E-mail: Shkola4@nur.yanao.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Буктрейлер как средство формирование читательского интереса младшего школьника»

Савиной Ольги Александровны,

 учителя начальных классов

МАОУ «СОШ № 4» г. Новый Уренгой  

г. Новый Уренгой, 2023 год

Содержание

              ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К КНИГЕ

1.1 Проблема детского чтения………………………………………….7

1.2  Средства повышения интереса детей к книге…………………...16

1.3 Возможности интернет-ресурсов в  повышении интереса  детей к книге……………………………………………………………………….......23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. «Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку» – так, когда-то рассуждал Луи Жан Жозеф Блан, однако это «крылатое» выражение и в современных условиях является, несомненно, актуальным.

Как выяснили многие ученые, в настоящее время проблема развития интереса у детей к чтению становится проблемой поколения: «книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает». Но, что означает само понятие «книга»?

Книга является важной составляющей человеческой культуры, основной носитель информации, истории, нравственной культуры людей. «Книга – это инструмент наслаждения мудрости» – так писал Я.А. Каменский.

Именно книга, классическая литература, питает ум и воображение человека, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством нравственного развития личности современного школьника.

По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое школьник сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Именно в этом возрасте подростку нужно правильное восприятие поступков и поведения людей. Несомненно, что именно герои классической литературы могут помочь подростку разбираться в нравственности этих поступков.

Восприятие младшим школьником литературного произведения – это очень сложный творческий процесс, для этого необходимы читательский, а также эмоциональный опыт школьника. Однако эмоции у младших школьников больше вызывают художественные фильмы, ролики и общение в интернете. Наверно, это свойственно психологии детей младшего школьного возраста, которая направлена на то, что ребёнок больше начинает уделять внимание общению со сверстниками, выделяет себя среди сверстников и чтение книг уже не вызывает  эмоционального отклика, а ведь именно в этом  возрасте ученик живет эмоциональными переживаниями. Поэтому важно использовать современные возможности интернета в процессе  приобщения детей к книге.    


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К КНИГЕ

1.1 Проблема детского чтения

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970 – 1980- е гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ миф, но в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое называлось «литературноцентристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. [23]

Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения, – все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознается, привели нас к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.

Поэтому впервые за последние десятилетия мы поставим вопросы: «Не угрожает ли чтению в России опасность? В чем именно она заключается? Каковы причины и какими будут последствия, если мы станем меньше читать? Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения? Как меняется сегодня чтение детей, в эпоху новых телекоммуникационных технологий и вступления России в информационное общество?»

В России резко и болезненно проходит процесс ускоренной модернизации и трансформации общества. Перемены, потрясшие общество в 1990х годах, особенно остро сказываются на положении детей. Между тем, дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее. И именно они – сегодняшние и завтрашние посетители библиотек. Поэтому так необходим сегодня анализ положения детства, понимание его сегодняшних проблем, видение перспектив его развития. В последние годы особенно усилилась социальная поляризация, в том числе по уровню доходов и «качеству» жизни.

Продолжающийся социально- экономический кризис больнее всего отразился на положении детей. Экономические трудности модернизации 1990-х гг. привели к экономии на детстве, последствия которой ощущаются и сегодня. Дети сегодня продолжают оставаться одной из наиболее уязвимых социальных групп общества. Но, поскольку сами они не имеют права голоса и не могут защитить свои права, Конвенция ООН о правах ребенка предлагает государствам, подписавшим ее, признать права детей приоритетными.  [25]

Россия входит в число этих стран. Сегодня значительно ухудшилась общая ситуация развития детства: многие дети живут в бедности, растет подростковая и детская преступность, распространяется наркомания и др. Основные институты социализации детей – школа и семья – находятся в трудных условиях. Преобладающая часть семей с детьми живет в бедности Учреждения и организации, участвующие в социализации личности, в том числе в сфере образования, воспитания, досуга, становятся платными либо прекращают свое существование. Не в лучшую сторону трансформируется среда детства, особенно сфера культуры и досуга для детей: сокращаются социокультурные возможности, ухудшается «качество» этой среды. И это неизбежно скажется на их духовном развитии. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей.

Снизились возможности семьи покупать детские книги и другие материалы, водить детей в учреждения культуры и досуга. Продолжается усиление разрыва между детьми из малообеспеченных слоев населения и детьми из семей с высоким уровнем доходов, в том числе в плане получения информации, книг, мультимедиа и других материалов. 10 Библиотеки, когда-то стабильный и постоянный источник предоставления книг юным читателям, ныне не могут комплектовать их в том количестве, которое обеспечит нужды и потребности детства.

О недостаточных возможностях для развития детей свидетельствуют данные исследований, проводимых в библиотеках. Так, одним из важнейших показателей, характеризующих детское чтение, является наличие в круге чтения детей «золотой полки» – лучших детских книг отечественных и зарубежных авторов. Но можно констатировать, что во многих регионах России в чтении детей разных возрастов сегодня отсутствуют эти книги. В конце 1990-х годов вопрос о детском чтении впервые за последние десятилетия становится чрезвычайно актуальным. Значительно меняется отношение к чтению детей и подростков, их читательские пристрастия и привычки.

Книжный рынок, интенсивно развивающийся в 1990-е годы, оказывает многогранное, но неоднозначное воздействие на процесс освоения юными читателями книжной культуры. С одной стороны, книжная продукция становится более разнообразной, но, с другой стороны, на нее постоянно растут цены, что сильно ограничивает возможности приобретения книг семьями, школами и библиотеками. В различных регионах ситуация с книгоизданием и распространением книг значительно отличается, и в отдельных регионах страны читатели дети порой испытывают «книжный голод». [23]

Сильное, но также неоднозначное воздействие оказывает на чтение юных продолжающая реформа школьного образования. Рост числа альтернативных учебных заведений и создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Вместе с тем, увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков.

1990-е годы стали переломным периодом в чтении детей и подростков. Сложные процессы, произошедшие в книгоиздании в этот период, привели к значительным изменениям в освоении юными читателями книжной культуры. Сложность осмысления этих процессов связана с недостаточностью и фрагментарностью информации: несмотря на всю важность и злободневность проблемы, исследований детского чтения проводится сегодня крайне мало. В последнее десятилетие не было осуществлено ни одного всероссийского социологического проекта, и этот пробел лишь в какой-то мере могут заполнить региональные и локальные разработки, главным образом – библиотечные.

Результаты анализа свидетельствуют, что картина детского чтения чрезвычайно неоднородна: так, в некоторых регионах фиксируются, главным образом, негативные процессы, тогда как в других налицо относительно благополучная картина: дети и подростки часто посещают библиотеки, довольно много читают. Тем не менее, интенсивно идет процесс необратимой трансформации детского чтения, который условно можно назвать новой моделью вхождения детей и подростков в книжную культуру. О нем свидетельствует совокупность новых черт, отличающая юных читателей XXI века от своих предшественников начала 1990-х годов. Изменившийся облик юного читателя с трудом воспринимается теми, кто по роду своей работы занимается литературной социализацией детей и подростков.  [20]

В общественном сознании нарастают страхи и тревоги: «Дети перестали читать, они смотрят телевизор или болтаются на улице», «читатель сегодня не такой, как раньше», «подросткам нужен только компьютер, книги они совсем не читают» и т.д. Все это является превращенным отражением в общественном сознании реальных процессов, происходящих в детском чтении, и понижением общественного статуса «Человека Читающего».

Можно обозначить следующие тенденции, характерные для чтения детей младшего школьного возраста во второй половине 1990-х гг., среди которых:

 – постепенное снижение интереса к печатному слову (особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте), падение престижа чтения;

 – сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества;

– изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным;

 – преобладание «делового» чтения над «свободным» (как правило, начиная с младшего школьного  возраста постепенно растет доля читающих литературу преимущественно по школьной программе);

– возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе;

– увеличение различий в чтении мальчиков и девочек;

– изменение «свободного» (досугового) чтения у детей в сторону предпочтения литературы развлекательного характера;

– усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение;

– рост числа школьников, ограничивающихся только чтением периодики;

– уход из круга чтения повестей и романов «для души», произведений лучших отечественных и зарубежных авторов, ранее традиционно популярных у этой группы.

Эти тенденции во многом аналогичны тем, которые наблюдались в странах Запада в 1980–1990-е гг., когда усилилось влияние видеокультуры на детское чтение. В России сходные процессы приобретают специфический характер в связи с экономическими проблемами и другими многочисленными трудностями происходящей модернизации.

По данным международной рейтинговой компании «NOP World», в среднем каждую неделю во всем мире люди тратят по 16,6 часа на просмотр телевизора, по 8 часов — на прослушивание радио, по 8,9 часа проводят за компьютерами и только по 6,5 часа — за чтением. В 2016 году в топ 10 самых читающих стран по «количеству часов в неделю» вошли Индия — 10,7, Таиланд — 9,4, Китай — 8, Филиппины — 7,6, Египет — 7,5, Чехия — 7,4, Россия — 7,1, Швеция — 6,9, Франция — 6,9 и Венгрия — 6,8. [25]

Тенденции развития издательского дела, книгочтения свидетельствуют об ошибочности мнения о том, что с развитием спутниковых аудио- и видео-средств сообщения, радио, телевидения, информационно-коммуникационных сетей люди теряют интерес к чтению книг. Безусловно, появление новых видов средств массовой информации сузило книжную сферу, однако СМИ могут служить и повышению интереса к чтению книг.

Ряд мировых экспертных агентств проводит исследования о востребованности книг в мире и отмечает, что за последние 30 лет выпуск книжной продукции по количеству названий увеличился втрое, а по тиражам — в 4 раза. Сегодня в мире ежегодно издаются книги почти одного миллиона наименований. Например, в США выпускается около85 000 новых книг каждый год. На миллион европейцев в год приходится 854 прочитанные книги. В США на душу населения издается 10 книг в год, в России — 9,5, во Франции — 5, в Китае — 3,5. [25]

В настоящее время в нашей стране сформирована современная правовая основа издательского дела, принято более 10 законов и свыше 30 подзаконных актов, в целях стимулирования развития издательского дела действует ряд существенных льгот и преференций для полиграфических предприятий.

В настоящее время в нашем обществе назрела потребность в сохранении и даже возвращении роли книги в качестве значимого источника накопленного поколениями духовного опыта и нравственных идеалов, базы для формирования общего культурного и языкового пространства, интеллектуальной преемственности поколений. Прежде всего необходима организация на системной, тщательно продуманной основе работы по изданию художественной, просветительской, научно-популярной, воспитательной литературы, направленной на повышение интеллектуального потенциала молодежи, обеспечение ею образовательных учреждений, отбору и переводу лучших произведений национальной и мировой литературы. Кроме того, нужно стимулировать интерес подрастающего поколения к чтению.

Определенное снижение интереса к чтению и последующее снижение образованности и грамотности населения — это вызов и угроза устойчивому развитию общества и государства. Именно поэтому во многих развитых странах предпринимаются активные шаги по противодействию этим негативным явлениям. Разрабатываются национальные комплексные программы, которые предусматривают принятие системных мер, консолидацию усилий органов государственной власти и управления, библиотек, образовательных учреждений, образовательного, научного и бизнес-сообществ, гражданских институтов и СМИ в этой сфере. При этом особое внимание уделяется созданию целостной системы формирования в общественном сознании представлений о ценности и значимости культуры чтения книги, адресной поддержке и развитию культуры чтения различных категорий населения, совершенствованию издательского дела и формированию книжного рынка, полностью отвечающего интеллектуальным, духовным и культурным потребностям общества и другим аспектам. Как показывает мировой опыт, разработка таких целевых программ и концепций дает положительные результаты.

В данном контексте принятое 12 января 2017 года распоряжение Президента «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения» направлено на комплексное решение назревших проблем. В настоящее время специально образованная рабочая группа разрабатывает проект Программы комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения.  Особое внимание уделяется мерам по популяризации чтения, приобщению к нему детей и молодежи, стимулированию чтения в общедоступных библиотеках, развитию книжного дела и книжной торговли, совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров для сферы, организации мониторинга состояния культуры чтения.

В плане популяризации чтения предусматривается организация массовых мероприятий и благотворительных акций по привлечению к чтению и обеспечению книгами социально уязвимых слоев населения, широкая социальная реклама, пропаганда лучшей классической и современной художественной узбекской и мировой литературы, привлечение к этой работе общественных организаций, ­известных популярных людей, поддержка общественных инициатив и развитие волонтер­ского движения в этой сфере, общественное обсуждение проблем чтения, в том числе с использованием возможностей социальных сетей.

Также не менее важно приобщение детей к чтению, причем с раннего возраста, воспитание у них любви к книге, создание в подростковой и молодежной среде представления о чтении как о важном, необходимом и престижном занятии для личностного развития и социальной адаптации в обществе. В программу включаются меры по поддержке выпуска изданий для детей и подростков, в том числе специальных форматов электронных изданий, модернизации и улучшения комплектования фондов детских и школьных библиотек, стимулированию чтения в библиотеках, внеклассного и летнего чтения детей и подростков, возрождению и поддержке традиций семейного чтения, пропаганде лучшей детской и юношеской литературы, стимулированию чтения на родном языке и другие. [25]

Все исследователи подтверждают, что в XXI в., независимо от реальной или электронной среды, чтение остается одной из базовых технологий развития человеческой цивилизации. Повысился интерес исследователей к чтению как культурному феномену и в связи с развитием чтения с экрана. Систематизируются знания о теории чтения ХХ в. Цель работы — использовать интегрированное знание при переосмыслении подходов в современной практике обучения и распространения чтения, выработке стратегий «обучения экранному чтению». Определяется степень зависимости чтения от внешних обстоятельств; выделяются и рассматриваются отдельные его модели и модификации; устанавливаются различия между обыденным («некультурным») и качественным чтением. «Понимание сложности чтения, его “многослойности” позволит специалистам разного уровня более профессионально подходить к решению задач, связанных с продвижением чтения, привлечением к чтению и т.п., учитывая особенности формирования и бытования различных моделей и модификаций чтения, актуальных для личности в каждый момент ее жизни». Исследуются читательские практики в электронной среде (модели: читатель-собеседник, читатель-последователь, читатель-пользователь, читатель-игрок).

Благодаря интерактивности электронной среды, читатель «имеет возможность вступать в диалог непосредственно с автором или другим читателем текста». Парадокс заключается в том, «что само сетевое пространство не дает возможности для напряженных, вдумчивых отношений с текстом, во время которых происходит поиск ответов на поставленные вопросы, возврат к тем или иным фрагментам книги, перечитывание». Учебным заведениям и библиотекам рекомендуется уделить наибольшее внимание начинающему читателю и привитию у него «навыков диалогового чтения».

В исследованиях пристальное внимание уделяется особенностям «электронного чтения, которые связаны с требованиями повышения скорости обработки и усвоения больших объемов информации (программа PISA, а также перспективам его развития, а именно вероятность замены процесса чтения процессом считывания). Исследуется, также, проблема социальной полезности библиотеки, новая идеология взаимоотношения ее с читателями в современных условиях, основанная на гуманистических смыслах «служения читателю» и использовании информационных технологий в качестве средства оказания всемерной помощи читателю и создания для него максимально благоприятных условий. «Сейчас за рубежом и в крупных городах России создаются различные литературные кафе, интеллектуальные клубы. Почему же таким местом, где человек может «читать и мечтать», поработать с отобранной и отфильтрованной экспертами информацией, получить квалифицированный совет по поводу чтения и работе с различными текстами, продвинуться на пути познания и обогатиться новыми смыслами не может и не должна стать библиотека?»

1.2  Средства повышения интереса к книге

Рассмотрим основные средства  повышения интереса к книге. На протяжении веков одним из  универсальных средств  воспитания  было и остается  искусство чтения, представляющее целостную  картину мира  в единстве  мысли и чувства, в системе  эмоциональных  образов. В процессе  исторического  развития  искусство чтения выступает и как хранитель нравственного  опыта человечества. Сегодня не только Россию,  весь  мир  волнует  проблема падения   интереса к  чтению. [24]

Был разработан инновационный проект в Дагестане. Основная задача проекта, представленного на конкурс грантов Главы РД – создание   технологии «Инновационные методы развития  интереса  к чтению  у младших   школьников»; формирование у школьников  начальных классов культуры чтения, эстетических  идеалов и ценностей.

Основные цели проекта - всестороннее  и  гармоничное  развитие здоровой личности,  что  подразумевает  воспитание, обучение  социализацию,  творческое саморазвитие  школьников, повышение  мотивации  к  чтению.

Удручают  последние данные международного исследования  PISA: снижается уровень грамотности населения: свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%;российские школьники  неважно  читают, плохо отвечают на вопросы, поставленные к тексту, не способны адекватно его пересказать, с трудом объясняют  значение слов. В итоге по грамотности  чтения наши  подростки занимают 28-е место среди учащихся  из 32 стран Европы, Азии и Америки, принимавших участие в тестировании.

Ученые Дагестана подтверждают,  что большинство  учащихся  средней  школы с трудом  одолевают    программу по литературе, более 40%   старшеклассников  по социологическим опросам не читают  книг. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.  Конечно, можно  объяснить  это объективными причинами, тем, что на смену «человеку  читающему»  в  нашей эволюции  пришел «человек считающий». В наши дни детей  окружает  богатый мир удовольствий: все дети любят посмотреть  телевизор,  поиграть в компьютерную  игру, просто побездельничать. Если эти удовольствия поглотят  все  духовные силы ребенка,  то он  вырастет убогим  и опустошенным, жестоким. [26]

Обострившаяся в настоящее время проблема падения  интереса к чтению в  дагестанских школах, стимулирует поиск эффективных средств, методов выхода из сложившейся ситуации.         Соискатель предлагает обратиться к возрастным особенностям школьного возраста. К старшему  школьному возрасту  ценностные ориентации трудно поддаются воздействию. Созревает способность к самостоятельному мышлению, которое до 11-12  лет опиралось  на авторитет взрослого, также наблюдается  приоритет  материальных ценностей. В старших и средних классах сформировать мир эмоций уже намного сложнее. В младшем школьном возрасте  восприятие  идет через область чувств, а для  подростков важен   информационный  аспект,  основным  типом  мышления  младшего  школьника  еще является наглядно - образное, тесно связанное, с эмоциональной сферой, предполагающее активное  участие  правого  полушария  в обучении.      Основная гипотеза проекта - если  библиотекарь   научит школьников с  раннего  возраста  читать,  беречь,  ценить  книгу  и личным   примером   будет  демонстрировать  мотивацию к  чтению, только в этом случае можно  надеяться, что   молодое   поколение  будет   более  развито   интеллектуально и  духовно.    

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ Чепчуговская СОШ  в 3-м  классе. Исходя из изученного теоретического материала, с учетом особенностей класса и учебно-методического комплекса МБОУ Чепчуговская СОШ, была спланирована и проведена работа, которая способствовала повышению уровня знаний, умений и навыков родителей в области организации семейного чтения и повышению интереса к чтению и книге у учащихся начальных классов. В ходе осуществления практической части исследования было произведено знакомство с характеристикой класса, которую предоставил классный руководитель.   С целью выявления у учащихся отношения к чтению и книге был проведен ряд наблюдений, бесед с классным руководителем, учениками, родителями. Исходя из этих данных был сделан вывод о том, что 25% родителей уделяют внимание своим детям, покупают книги, но совместного чтения и обсуждения книг нет, лишь 15% родителей систематически читают вместе с ребенком, отвечают на вопросы ребенка, возникшие в ходе чтения, советуются с педагогом по организации домашнего чтения.

Современное  общество  «требует»  от  школы  всесторонне  и  гармонично-развитой личности, что  понимается как развитие  ребенка  во  всех  направлениях, включая  воспитание  у  учащихся  воспитание  самостоятельности,  формирование адекватного отношения к окружающему миру в результате  широкого познания его. Ведь  давно  известным  и  общепринятым  является  мнение:  основу  личности составляет то, что было заложено в детстве, в том числе и в начальной школе.

Большую  развивающую  и  познавательную  роль  играют  в  начальной  школе уроки чтения, позволяющие не только расширить и углубить знания ребенка о мире на  основе  изучаемых  произведений,  но  и  дающие  большие  возможности  для реализации воспитывающей функции процесса обучения, во время уроков чтения. Но,  несмотря  на  большое  количество  достоинств,  педагоги  всё  чаще  отмечают несовершенство  традиционного  урока  чтения,  которое,  прежде  всего,  связано  с позициями  учителя и  ученика  в  учебном  процессе:  к  сожалению,  в  большинстве случаев на уроках до сих пор субъектом обучения является учитель, а ученики в результате – всего  лишь  пассивными  слушателями.  

В  связи  с  этим возникает необходимость изменять и совершенствовать процесс обучения, а логичнее всего начинать  с  основной  единицей  принятой  в  российских  школах  классно-урочной системы – урока.  Ведь  известно,  что  главным  условием  успешного  обучения  и воспитания  в  школе,  тем  более  в  начальной,  является  эффективность  каждого урока. [12]

Следует  отметить  особую  роль  уроков  чтения  в  системе  уроков  начальной школы. На современном этапе развития педагогической науки задачей этих уроков является не только формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению  и  восприятию  художественного  произведения  (хотя  нельзя  отрицать  их значимость  и  важность),  но  и  формирование  читательской  самостоятельности, расширение    знаний  об  окружающем  мире,  формирование  мировоззрения  и личностных  качеств,  привитие  любви  к  чтению,  что  является  очень  важным  и ценным,  так  как    через  чтение  книг  будет  намного  легче  решить  другие  задачи процесса обучения и воспитания. Но каждый учитель сталкивается с проблемой: его ученики не любят читать. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время потому, что всё больше и чаще внимание детей привлекают такие атрибуты нашего времени  как:  телевизоры,  видеомагнитофоны,  компьютеры,  игровые  приставки, сотовые телефоны и т.п. Все меньше и меньше детей интересуют книги, все реже обращаются они к ним. К большому сожалению, подрастающее поколение не любит читать. Но как трудно будет «нечитающему» человеку не только в учебе, да и в дальнейшей жизни. В связи с этим на школе, особенно начальной, лежит большая ответственность за жизни ее учеников.

В  последнее  время  многие  педагоги  и  психологи  отмечают  необходимость изменения, усовершенствования традиционного урока, не умаляя его достоинств. Глубокие теоретические сведения об организации учебно-воспитательного процесса и уроке, изложенные в трудах педагогов и психологов: Чередова М.И., Онищука В.А., Махмутова  М.И.,  Занкова  Л.В.,  Лернера  И.Я.,  Щетинина  М.П.,  Львова  М.Р., Выготского  А.В.,  Крутецкого  В.А.  и  других – служат  научным  ориентиром  для исследовательского поиска по проблеме усовершенствования организации учебно-воспитательного процесса и, в частности, уроков чтения в начальной школе. Анализ методико-педагогической  периодической  печати  (журналов «Начальная  школа», «Начальная школа: плюс-минус» и газет «Первое сентября», «Начальная школа») показывает, что этот вопрос всё чаще  и чаще привлекает внимание и учителей, работающих в начальной школе. [12]

Как  показывает  практика,  проведение  нетрадиционных  уроков  наряду  с традиционными  дает  положительные  результаты:  способствует  повышению читательской активности школьников, интереса к книге и чтению. Урок чтения, как и любой другой, строится в соответствии с определенными требованиями,  предъявляемыми  педагогами,  психологами  и  методиками.

Нетрадиционные  типы  уроков  призваны  смягчить  негативные  воздействия классно-урочной системы, на взаимоотношения учителя и учеников своей новизной, яркостью,  необычностью.  Прежде  всего  значительно сокращается  доля индивидуально-иллюстративного  обучения  и  возрастает  доля  индивидуально-проблемного.  Преодолеваются  недостатки  традиционного  урока:  перегрузка учеников  однотипной  работой;  их  утомляемость  и  раздражительность;  неумение учителя   обучать   способных   детей;   отсутствие   индивидуализации   и дифференциации   в   обучении;   видимость   активности   вместо   развития познавательных  сил  ребят;  нерациональное  распределение  времени  на  уроке; игнорирование  индивидуального  темпа  учения  каждого  ребенка;  недостаточное обучение  детей  навыкам  самостоятельной  работы  при  выполнении  классных  и домашних  заданий.  

Разновидности нетрадиционных уроков:

1)Уроки –состязания.

Для этих уроков характерны элементы состязательности, соревновательности. Состязанием (конкурсом) может быть как весь урок, так и его отдельные этапы. Разновидность  таких  уроков  являются  уроки – игры  в  стиле  различных познавательно-развлекательных передач, которые хорошо знакомы всем детям: КВН, Поле Чудес, Брэйн-Ринг и т.п.

2) Аукцион знаний. Этот урок потребует от детей знаний, которые они могут получить в период подготовки к уроку. Задачи урока: найти познавательный  материал о каком-либо предмете,  явлении,  которое  встречается  в  произведениях  темы;  учить целенаправленно  работать  с  различными  источниками  знания;  показать необъятность человеческих знаний даже о простых, известных всем предметах и явлениях.  [12]

3)Уроки – путешествия. Для  проведения  таких  уроков  используются  карты,  которые  составляются учителем. Размеры этих карт должны быть такими, чтобы дети хорошо видели их содержание. Содержание их зависит от темы урока, его целей, знаний и подготовки учащихся и учителя и т.д.

4)Уроки – споры, дискуссии. Споры  и  дискуссии  способствуют  развитию  речи  школьников,  формируют собственное мнение и умение его отстаивать. Для младших школьников это важно, так как их возрастной особенностью, отмечаемой психологами, является ориентация на  мнение  взрослого-учителя,  родителей,  старших  ребят.

5) Аукцион. Часть  книг  (их  надо  отложить)  продается  на  аукционе.  Должна  быть соответствующая  обстановка:  небольшое  возвышение,  гонг,  молоток.  Ведущий показывает книгу и спрашивает, кто желает ее приобрести. Эти дети и участвуют в аукционе. Они должны назвать автора, главных героев, ответить на другие вопросы, т.е. книга «продается» тому, кто больше о ней знает.

6) Вернисаж. Авторы  показывают  свои  рисунки,  иллюстрации  к  книгам,  а  остальные  дети должны  назвать,  к  какому  произведению  они  сделаны.  Если  ответ  правильный, художник может подарить ответившему свой рисунок.

7) Реклама книг. Каждый микроколлектив приносит (или берет в библиотеке) новую книгу и в разнообразной форме, творчески готовит ее рекламу. Называет к примеру, автора, название,  зачитывает  некоторые отрывки. Или в лицах разыгрывает  диалог,  или показывает иллюстрации.

10) Выставка самодельных книжек, книжек-малышек

1.3  Возможности интернет –ресурсов в повышении интереса детей к книге

В современном мире все, что имеет отношение к искусству, будь то искусство само по себе, мероприятия или формы популяризации каких-либо произведений, например, картин, спектаклей, кинофильмов или книг, периодически обретает новые формы выражения, которые требуют применения новой терминологии. Уже давно никто не удивляется, когда говорят о таких мероприятиях, как биеннале или перформанс, о такой форме искусства, как концептуализм, или о такой форме популяризации кинофильмов, как трейлер. А не так давно на слуху появился еще один термин – буктрейлер.  [3]

Что такое буктрейлер? Многим из нас уже хорошо знаком этот современный термин, но если кто-то все же упустил его, то стоит вспомнить о таком термине, как «трейлер», который уж точно прекрасно знаком практически всем, поскольку он уже достаточно давно на слуху у всех любителей киноискусства. Если исходить из того, что трейлер – это короткий интригующий зрителя ролик, анонсирующий новый фильм, можно с уверенностью сказать, что приставка, которая позволила образовать новое загадочное слово «буктрейлер», не позволит ошибиться в предположении, что же обозначает термин.

Итак, английское слово booktrailer состоит из двух частей: book – книга и trailer – анонс кинофильма. В результате их слияния мы получаем слово «буктрейлер», которое обозначает небольшой киноролик, рекламирующий книгу. Кстати, совершенно не обязательно, что это небольшое видео, обычно длящееся не более трех минут, должно «раскрутить» новую книгу, так как достаточно часто буктрейлеры создаются, чтобы заинтересовать читателя каким-то произведением, вышедшим в свет уже достаточно давно.

Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать  читателя.

История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

1) игровые (минифильм по книге);

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

3) анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

Примеры повествовательных буктрейлеров:

М.Кундера «Вальс на прощание" (Липецкая областная библиотека)

О.Славникова «Легкая голова» (из цикла «Читай ЭТО» библиотеки им. Горького г. Екатеринбурга)

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

Примеры библиотечных атмосферных буктрейлеров:

А.Холина “Письма на воде” (Научная библиотека Волгоградского государственного университета)

Н.Абгарян "Манюня" (библиотека Первоуральска)

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

В западных странах и в США многие книжные издательства уже на протяжении более двух десятилетий создают буктрейлеры, чтобы закрутить интригу вокруг произведения и чтобы пробудить любопытство читателя к даже не вышедшему в широкую продажу литературному творению. В Украине же это вид популяризации книг появился буквально пару лет назад и, вероятно, поэтому еще не успел приобрести большую известность. Без сомнения, такой подход к популяризации литературных произведений помогает увеличить интерес потенциальных читателей. Стоит также учитывать и то, что буктрейлеры чаще всего размещаются в интернете, основными пользователями которого считается молодое поколение. Ведь ни для кого не секрет, что увлеченность детей, подростков и молодых людей новейшими технологиями привела к значительному снижению интереса к чтению книг. Поэтому при размещении буктрейлера к новому или не совсем новому литературному произведению в интернетпростанстве появляется достаточно большой шанс, что этим удастся заинтересовать потенциального читателя и подтолкнуть его к покупке и прочтению новой или даже хорошо знакомой книги.  

Буктрейлеры появились в нашей стране в 2010 году, а на Западе на семь лет раньше. Первым «профессиональным» буктрейлером в России считается ролик о книге «Псоглавцы» от издательства «Азбука-Аттикус».

Наконец, появляются конкурсы буктрейлеров. Летом 2012-го прошел конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин Dodo Space. Проводятся провинциальные конкурсы, а в ноябре 2012 года стартовал первый Всероссийский Конкурс-парад Буктрейлеров.

В Рунете буктрейлеры, в основном, относятся к жанру пользовательского видео – их делают сами читатели, выражая свои эмоции, предпочтения и тренируясь в использовании программ для монтажа видео. При этом буктрейлер – интереснейший феномен. Казалось бы, нет ничего более далекого от бумажной книги, чем онлайн-видео, но используя его потрясающие возможности, можно передать то, что нельзя передать словами: атмосферу книги, ее интригу и настроение. С помощью буктрейлера можно достучаться до самого неблагодарного читателя – того, кто с утра до вечера «online» и последний раз брал в руки художественную книгу в институте. [4]

Как же нам рассматривать буктрейлер? Как способ популяризации книгочтения или как обычную рекламу? А возможно, это просто дань современности, которую должен отдать книгоиздатель, чтобы идти в ногу со временем? [18]

Скорее всего, буктрейлер – это некий симбиоз прямой рекламы, популяризации книг и требований, которые предъявляет современность ко всем нам, а не только к книгоиздателям. Если воспользоваться затертым от времени выражением «реклама – двигатель прогресса», можно с уверенностью утверждать, что в современном компьютеризованном мире без хорошей рекламы никакое издательство не выживет. Поэтому издателям необходимо рекламировать свой товар, чтобы повысить популярность «живой» книги и тем самым увеличить читательскую аудиторию. Но в современном мире бумажная реклама не слишком актуальна (каждый из нас почти ежедневно выбрасывает из почтового ящика все неведомые листочки), к тому же огромное количество потенциальных потребителей любого товара, книг в том числе, сидят в интернете. Итак, будем исходить из того, что издателю, чтобы прорекламировать свой товар, то есть книгу, необходимо поместить рекламный материал в интернете. Но кто же обратит внимание на скучную бегущую строку или постер, в котором будет рассказываться о новой или не совсем новой книге, выпущенной тем или иным издательством? И тут, о счастье, есть прекрасная современная форма рекламного материала, которая может обратить на себя внимание даже самого ярого противника чтения книг, – буктрейлер. Вот мы и пришли к тому, что создание буктрейлеров – это все же требование, которое предъявляет современность.

Буктрейлер представляет собой короткий видеоролик, сопровождающийся звуковым рядом, в котором либо кратко изложен сюжет произведения, либо же передано настроение рассказа, повести, романа или сборника стихов. Такой подход призван заинтриговать потенциального читателя и пробудить в нем непреодолимое желание как можно быстрее прочитать произведение. Конечно же, чтобы создать качественный буктрейлер, издателю необходимо привлечь специалистов и вложить достаточно много денежных средств. Но это оправданный шаг, поскольку интригующий буктрейлер увеличивает круг людей, которые загораются желанием прочесть книгу, особенно литературную новинку, еще до того момента, когда она попадет в интернет, а это позволяет издательству не просто популяризировать книгочтение, но и увеличить количество проданных бумажных книг, а в результате получить прибыль.

Но есть ли для самих читателей выгода от буктрейлеров? Без сомнения, есть, поскольку такой современный способ популяризации литературного произведения позволяет читателю не пропустить интересную новинку, которая в другом случае могла бы остаться незамеченной. Еще один положительный момент – расширение читательской аудитории, так как подобная презентация книг может подтолкнуть к чтению даже тех людей, которые не слишком жалуют книги, а предпочитают играть в видеоигры или просто смотреть кинофильмы. Разве это не плюс? [21]

Однако без ложки дегтя и тут не обошлось. В чем выражается эта самая ложка дегтя? Все просто. Если буктрейлер поставлен в игровом ключе, то есть кратко передает сюжет книги, тогда непременно будут присутствовать актеры, изображающие героев произведения. Спросите, что же тут плохого? Разве вы никогда не замечали, что в экранизациях книг образы героев зачастую не совпадают с теми образами, которое вы себе нарисовали во время чтения литературного произведения? А в случае просмотра игрового буктрейлера получается так, что вы еще не успели прочесть произведение и нарисовать в своем воображении образы героев, а вам уже навязали готовый образ, который, вполне возможно, во время чтения романа или повести вам покажется не соответствующим описанному в книге. Стоит ли говорить, что практически невозможно избавиться от образа, уже вклинившегося в сознание? То есть игровой буктрейлер может сначала заинтриговать, а потом слегка разочаровать читателя. А с мультипликационными буктрейлерами все может обстоять еще хуже, поскольку мультяшные герои практически никогда не соответствуют книжным образам. [21]

Если все же отбросить все сомнения относительно того, стоит ли издателям создавать буктрейлеры для популяризации книг, остается только еще раз подчеркнуть, что буктрейлер – это современный и интригующий рекламный подход, популяризирующий книгочтение. Именно такой подход может подтолкнуть оторваться от экрана компьютера или телевизора и снова вернуться к бумажному томику, который так ностальгически пахнет типографской краской, будоража воображение и позволяя пережить бурю самых разных эмоций.  

Школьники, привыкшие к видео искусству, благодаря видеоролику могут познакомиться с основным содержанием книги, а затем, возможно, захотят ее прочитать. Видео в этом случае – не столько средство проиллюстрировать текст, сколько способ привлечь к нему внимание и мотивировать на чтение книги.

Буктрейлеры стали стремительно набирать популярность, особенно с развитием видеохостингов. Особенно активно буктрейлеры начали создаваться с 2005 года в результате развития сайтов, позволяющих загружать и просматривать видео в браузере через специальный проигрыватель и социальные сети (YouTubе и др.). Буктрейлеры стали новым жанром с массой возможностей, и в первую очередь, способностью повышения интереса к чтению. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Инициаторами его использования для рекламы своей печатной продукции стали специалисты издательства «Азбука Аттикус». Сейчас в России активно поддерживается направление создания буктрейлеров. Создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов.  [21]

Для обучающихся буктрейлер – это не реклама, это способ приобщиться к книжной культуре и освоить азы разных специальностей, связанных с кино- и видеоиндустрией (сценарист, режиссер, оператор, актер, художник и т.д.). «Непрофессионалы» – обучающиеся, сохраняют и возвращают книжную культуру в информационную повседневность, собственными силами популяризируют тексты художественной литературы в для себя и одноклассников. Буктрейлер становится популярным в России и у него появляются специфические особенности. Он дает возможность для самовыражения читателя. Как считают специалисты, можно прогнозировать, что в ближайшем будущем буктрейлеры станут молодежным хобби, т.к. цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки.

Технически, это ролик, кино- или видеоминиатюра, которая визуализирует самые интересные, яркие, узнаваемые моменты произведения. Буктрейлер рекламирует содержание и оформление книги, возможное удовольствие от прочтения, утилитарную полезность. Буктрейлер обладает просветительскими и пропагандистскими функциями: рекламировать книгу и побудить желание её прочитать. Буктрейлер – инструмент книжной рекламы, который целесообразно использовать для создания положительного отношения обучающихся к чтению книги. Он выступает как «визуальное эссе». Буктрейлер является методическим средством, он связан с информационно-коммуникационными технологиями и активно способствует формированию читательского интереса. Это продукт сегодняшнего информационного времени. Он представляет собой жанр книжной рекламы, в котором объединяются текстовое и визуальное (кино-, видео-) искусства. Буктрейлер должен быть «тизером» (с англ. teaser – дразнилка, головоломка, в проекции на рекламу – «завлекаловка») – рекламным сообщением, построенным как головоломка, видеозагадка, в которой хочется покопаться.

В результате, буктрейлеры оказываются средством создания вокруг книги интриги и способствуют повышению интереса школьников к ее прочтению. Буктрейлеры являются эффективным, запоминающимся и современным средством обучения. Их необходимо привлекать на различных уроках. Они формируют у учеников многогранное представление о мире и помогают им учиться с большим интересом. Буктрейлер – это наглядное пособие. Оно необходимо для предъявления показа зрительной и слуховой информации.

Это аудиовизуальное средство обучения, относящееся к группе экранно-звуковых. Согласно классификации Д.И. Полторака, буктрейлер относится к зрительно-слуховым (по виду восприятия), техническим и демонстрационным (по способу подачи) средствам обучения. Они оказывают наиболее сильный обучающий эффект, поскольку одновременно обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в наиболее доступной форме для восприятия и запоминания. Аудиовизуальные средства обладают набором дидактических особенностей, например: высокая информационная насыщенность, разумность введения учебного материала, показ изучаемых явлений в динамике и развитии, реальность отображения действительности.

Буктрейлер, как дидактическое средство является важной частью процесса обучения. Особенно повышается его значение если он используется вместе с другими компонентами учебного процесса. Их подбор зависит от материальной оснащенности школы учебными пособиями, от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся и от характерных особенностей школьного предмета. Использование аудиовизуальных средств обучения обеспечивает реализацию следующих дидактических принципов: наглядности, связи с реальной жизнью, целенаправленности. Кроме этого, использование новых, ярких способов ведения урока повысит интерес обучающихся к предмету.

Цель таких роликов - пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Буктрейлеры можно рекламировать в Интернете, блогах, на форумах, в популярных социальных сетях. Для продвижения и рекламы книг можно использовать универсальные социальные сети («Вконтакте», Facebook, Livejournal, Twitter, Liveinternet, «Одноклассники» и т.д.);stand-alone блоги тематические форумы, сообщества и конференции (в том числе официальный форум проекта).

Использоваться буктрейлер может на любом этапе. Видеоролик демонстрируется после всех необходимых комментариев и занимает не более 3-х минут от всего времени занятия. Буктрейлер заинтересовывает обучающихся и побуждает их к выполнению задания – прочтения книги. Сегодня проблема развития интереса у обучающихся к чтению становится проблемой целого поколения. Книга все реже появляется в руках у обучающихся. Интерес к чтению у школьников падает. Перегрузки в учебе, отсутствие свободного времени приводят к обеднению интересов подростка. Произошел информационный взрыв в связи с развитием общества.

Объем входящей информации во много раз превышает объем, который получал человек десять - пятнадцать лет назад. Это результат развития современных технологий. У обучающихся происходят огромные информационные перегрузки. Они быстро утомляется, снижают свою творческую активность и отказываются от чтения книг. Школьники не знают самые простые понятия и факты. Это играет существенную роль в появлении у довольно большой части молодежи бездуховности, безнравственности, отсутствия патриотизма. Поэтому перед учителем стоит важная задача – поднять интерес обучающегося к чтению художественной литературы.

Художественная литература помогает конкретизации материала и формированию у учеников ярких образов природы, хозяйства России и всего мира, являющихся составной частью их представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к уроку. Многие художественные произведения получают свою «вторую» жизнь: на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, музыке. Изучение литературного произведения помогает углубить его восприятие, лучше понять художественный образ.

Выводы по первой главе

Со времени существования «книжной культуры» чтение превратилось в одну из самых важных технологий. Владение навыком чтения давало человеку возможность социального продвижения: он мог продолжить образование, совершенствоваться профессионально и духовно, заниматься наукой, творчеством, с пользой и удовольствием провести свободное время. Это свидетельствует о многогранности чтения как явления, которая в разное время и степени отражается «в структуре чтения конкретной личности». В условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), микса «высокой» и «низкой культуры» («масскульта»), подмены образцов подлинного творчества симулякрами, снижения языковой грамотности, когда чтение становится все больше обыденным занятием («чтением некультурным»), необходимо приложить усилия всем заинтересованным институциям для исправления негативных тенденций. Для этого необходимо постоянно взаимодействовать с читателем (пользователем, потребителем), оказывать ему всестороннюю помощь в выборе лучших образцов литературы, в первую очередь, художественной и нон-фикшн, в соответствии с возрастной, социально-групповой и профессиональной принадлежностью. Читательскую потребность в качественном чтении нужно культивировать.

Падение интереса к чтению - самая острая проблема не только российского общества, но и всего мира. Современные люди погружены в среду визуальной культуры. Важно искать новые способы популяризации книги в образовательном процессе в школе с учетом новых информационных реалий и тех возможностей, которые они предоставляют. Одним из таких новых способов и является буктрейлер. По своей сути буктрейлер – обычный рекламный ролик для показа в онлайне. Вся теория видеомаркетинга на 100% применима к работе с буктрейлерами. В Европе и Америке уже давно не надо объяснять, что такое буктрейлеры — там эта форма книжной рекламы уже поставлена на широкую ногу и весьма популярна.

Итак, что такое буктрейлер? Анонс на книгу в виде короткого видеоролика, тизера, который включает в себя самые яркие моменты книги или в том или ином виде визуализирует ее содержание. Примитивно говоря — клип по книге. Среди новых форм продвижения книг в последнее время все активнее используют буктрейлер. Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Буктрейлер можно снять как постановочный минифильм, в технике анимации, слайд-шоу и любой другой, с музыкой, голосовой озвучкой и т.п.

Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров, и кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3-х минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии. В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их вполне по силам сделать дома самостоятельно.

Буктрейлер может быть создан в формате презентации с использованием анимаций, различных переходов, спецэффектов и т.п. Продолжительность - не более 3-4 минут.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня появилось множество новинок — компьютерные игры, интернет, мобильные телефоны с безграничными возможностями, и т.д. Книги многие люди воспринимают уже как прошлый век, поэтому чтение не привлекает должного внимания. Проблема еще в том, что сегодняшние дети и молодежь не знают о существовании тех авторов, которыми их родители зачитывались. Также очень сложно в океане ярких обложек и кричащих названий найти действительно интересную и качественную литературу. В условиях, когда ощущается падение интереса к чтению вообще и к чтению классики в частности, необходимо создавать разнообразные современные инструменты для повышения читательской активности.  Таким современным средством, на наш взгляд,  является буктрейлер. С помощью буктрейлеров можно познакомить нечитающего человека с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами. С умом созданные буктрейлеры непременно заинтересуют, и книги найдут своих читателей. В современных школах такой вид привлечения учащихся к чтению, как буктрейлер, отсутствует, хотя это один из эффективных инструментов, который можно использовать на уроках, библиотечных занятиях и для распространения в социальных сетях.

Буктрейлер не является компьютерной экранизацией в традиционном понимании – у него другая задача: рассказать о книге. Ребенок получает задание: «Расскажи при помощи компьютера о своей любимой или недавно прочитанной книжке так, чтобы ее захотели прочитать твои друзья». В этом предложении спрятаны базовые действия: прочитать на досуге книги, сформировать к ним собственное отношение, выбрать ту, которая больше всего понравились. Работа над буктрейлером провоцирует ребенка на внимательное чтение. Без чтения сделать буктрейлер невозможно. Но для того, чтобы кратко (напоминаем, буктрейлер – это короткий рекламный ролик по книге), нужно очень тщательно и не один раз перечитать книгу, выбрать «самое-самое» с точки зрения ребенка – по сути, создать эмоционально-смысловой конспект текста книги. Это очень большая работа, которой сложно управлять извне, с позиции взрослого (чтение ведь очень интимный процесс), особенно в дошкольном, младшем, да часто и в среднем школьном возрасте. Но задача – создать компьютерный ролик – сама по себе ставит ребенка перед необходимостью вдумчивой работы над текстом.

Изучение научно–теоретической литературы по проблеме исследования позволило определить содержание опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками по повышению уровня их интереса  к книге.   В течении учебного года нами была проведена работа созданию видеороликов по произведениям классической литературы с учащимися  3 класса. Полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили рабочую гипотезу исследования о том, что буктрейлеры могут повысить интерес младших школьников к  чтению. Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аскарова, В.Я. Коммуникативные практики стимулирования читательской деятельности: в поисках утраченного гуманитарного смысла / Виолетта Яковлевна Аскарова // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик : [материалы всерос. конф. (Санкт-Петербург, 15–16 нояб. 2012 г.)] : [сб.] / сост. В.В. Ялышева, А.С. Степанова ; ред. Ю.В. Зобнин. — СПб., 2013. — С. 30—45.
  2. Беляева, Н.Е. Молодёжь и чтение художественной литературы: цифровая среда / Надежда Евгеньевна Беляева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2, фев. — С. 57—65.
  3. Буктрейлер как способ продвижения книги [Текст] : методическое пособие / Нац. б-ка, Рес. Бурятия, Отдел метод. обеспечения муниц. библиотек ; [отв. ред. Ж.Б.Ильина ; отв. за вып. Р.И. Хамаганова ; сост. И.Н. Цыдыпова]. – Улан-Удэ, 2015 –16 с.
  4. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт.-сост. Т. А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16 с.
  5. Вестник Челябинского государственного университета 2015 №05 (360). Филология. Искусствоведение. Выпуск 94. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2015. — 431 с.
  6. Год литературы в России 2015. Инициативы сообщества // Университетская книга. — 2015. — Янв.—фев. — С. 26—31.
  7.  Горшков, Ю.А. Качество роста российского книгоиздания: политика фиксированных цен : обзор / Ю.А. Горшков // Библиотека в эпоху перемен: философско- культурологические и информационные аспекты : информ. сб. (дайджест) / Рос. гос. б-ка, 2007. — Вып. 3 (35) : Книжная культура: современное состояние и тенденции развития. — С. 84—104.
  8. Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 86-90.
  9. Гудков Н. Буктрейлер[Текст]: методика создания / Н.  Гудков // Библиополе.-2014.- №10.-С.22-25
  10.  Зайцева О.В. Чем можно привлечь молодёжь в библиотеку: опыт работы Красноярской краевой молодёжной библиотеки / Ольга Владимировна Зайцева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2, фев. — С. 39—47
  11. Инфокоммуникационные технологии в глобальной информационной инфраструктуре / П.А. Барабаш, С.П. Воробьев, В.И. Курносов, Б.Я. Советов. — СПб. : Наука, 2008. — С. 121.
  12. Ирхен, И.И. Книга как фактор художественно-образовательных предпочтений молодёжи / И.И. Ирхен // Культурно-образовательная деятельность библиотек и музеев в региональных измерениях : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 10 фев. 2015 г.) / Смол. гос. ин-т искусств. — Смоленск : СГИИ, 2015.
  13. Капустина С. Учитесь сочинять буктрейлеры[Текст]  / Светлана Капустина // Библиотека. – 2014. – №11. – С. 48-49.
  14. Киселева Т. Г. Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к чтению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 131–135.
  15. Ключникова З.И. Психология чтения. (Психологические основы обучения чтению) // ИЯШ №8 -  с.54
  16. Меньшиков И.В. (ред.). XLII Итоговая студенческая научная конференция. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2014. – 358 с.
  17. Петрова Г.  Как делать буктрейлер [Текст]  / Галин Петрова  // Современная библиотека. – 2015. – №7. – С. 28-37.
  18. Плохотник, Т. М. Новое блюдо библиотечной кухни. Буктрейлерподан / Т. М. Плохотник // Библиотечное дело. – 2012. - № 6. – С. 20 – 22.
  19. Сиппель, Н. О. Буктрейлер: как создать / Н. О. Сиппель // Современная библиотека. – 2014. - № 7. – С. 18 – 23.
  20. Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA 2013. Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). – М.,2014. – 56 с.
  21. Федосеева  А. Н. Буктрейлеры как способ продвижения чтения [Текст] / А. Н. Федосеева // Молодые в библиотечном деле. – 2012. – №5/6. – С. 65–68.
  22. Шевцова Н.В. Отечественные буктрейлеры: проблема эффективности коммуникативной тактики//Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 22 (313). – С. 289–293. 2.
  23. Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать: буктрейлерство как издательская стратегия в современной России / Ю. Щербинина / Вопросы литературы. – 2012. – № 3. – С. 146-166.
  24. Буктрейлер как инновационный способ продвижения книг и средство обучения по географии. - http://web-bic.irro.ru/bks/stat-16-13.pdf 
  25. Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению русской классической литературы. - http://pedsovet.org/publikatsii/literatura/buktreyler-kak-instrument-povysheniya-interesa-k-chteniyu-russkoy-klassicheskoy-literatury
  26. Буктрейлер как средство повышения читательского интереса на уроках литературы. - https://infourok.ru/buktreyler-kak-sredstvo-povisheniya-chitatelskogo-interesa-na-urokah-literaturi-467960.html
  27. БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. - https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2017/01/1_2017_Sibilskaya.pdf
  28. Буктрейлер – современный способ популяризации книг (видео). - http://vnews.agency/news/politics/2443-buktreyler-sovremennyy-sposob-populyarizacii-knig-video.html
  29. Буктрейлер: что это такое и с чем это едят? - http://apatitylibr.ru/index.php/2014-07-15-10-43-04
  30. Детское чтение в процессе перемен. - http://www.rusla.ru/rsba/reading/chapter1.pdf
  31. Инновационные методы развития интереса к чтению у младших школьников. - http://sci-article.ru/stat.php?i=1419666291 
  32. Как создать буктрейлер. - http://kamensk-library.ru/как-создать-буктрейлер/
  33. Книги не сдадут своих позиций. - http://kun.uz/ru/news/2017/02/15/knigi-ne-sdadut-svoih-pozicij 
  34. Медиатехнологии на службе библиотеки: буктрейлер –http://www.informio.ru/publications/id1338/Mediatehnologii-na-sluzhbe-biblioteki-buktreiler.
  35. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина» Ново-Савиновского района г.Казани. Школа-центр компетенции в электронном образовании.  - https://edu.tatar.ru/nsav/page2297.htm
  36. Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с использованием инновационных методов и технологий (обзор российских источников). - http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016-01_bep-1.pdf
  37. Свергунова Н.М. Буктрейлер как средство привлечения молодѐжи к чтению. - http://library.oreluniver.ru/docs/publ_sotr/svergunova1_nm-buktreyler.pdf
  38. Чтение без границ: как создать буктрейлер - http://natal28077.blogspot.ru/p/blog-page_14.html.
  39. Что такое буктрейлер? Россия на пороге новой книжной эры - http://www.aif.ru/culture/38268


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

Сказка как средство формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование читательского интереса у младших школьников - одна из приоритетных задач начального образования....

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...