Методы и приемы формирования естественнонаучной грамотности
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Шарай Елена Валерьевна

«Методы, приёмы формирования естественнонаучной грамотности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы, приёмы формированию естественнонаучной грамотности»

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения  на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого  приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка

  1. Учащимся предлагается задание:  

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.


В селе кашино новая школа. Утром  Таня чапаева и Петя Иванов идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков петров Саша убрал класс. Ребят ждёт сабака дина.

2) Можно работать индивидуально - у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.

  Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки.  Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись   камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не указывать число ошибок в тексте.

Рибята  пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж.   Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Прием Инсерт

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«V» - информация мне была известна

«+» - узнал что-то новое, материал является интересным;

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории, при этом учитель может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

?

Я знаю

Узнал новое

Думал иначе

Не понял

  1. этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.

В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

Муравьи произошли от существ, похожих на ос, около 110-130 миллионов лет назад. Они жили бок о бок с динозаврами, но не вымерли, в отличие от этих гигантов. Колонии муравьев могут включать от десятка до нескольких миллионов особей. На Земле обитают муравьи 12 000 разных видов. Длина самых маленьких из них составляет всего 0,07 сантиметра, а наиболее крупных – достигает 5 сантиметров. Ученые подсчитали, что на планете в любой момент времени живет около 10 квадриллионов муравьев. На каждого человека приходится около миллиона этих насекомых. Рабочие муравьи живут до 3 лет, в то время как муравьиная королева может царствовать до 30 лет. Крупнейшая в мире суперколония муравьев состоит более чем из миллиарда особей и охватывает свыше 5954 квадратных километров. Муравьи способны развивать скорость до 7,62 сантиметра в секунду. Для человека сопоставимая скорость — почти 55 километров в час. Муравьев – самые умные насекомые. Их мозг, несмотря на скромные размеры, состоит из 250 тысяч клеток. Муравьи слышат ступнями и коленями – они улавливают колебания грунта. Каждой колонии муравьев соответствует свой собственный запах. Муравьиная королева занимается исключительно тем, что откладывает яйца. Забота о них — обязанность рабочих муравьев. Некоторые муравьи не строят муравейников, а ведут кочевой образ жизни. Когда приходит время двигаться дальше, они собирают своих личинок, запас пищи, яйца и королеву, а затем отправляются в путь. Укус черного муравья-бульдога может оказаться смертельным для человека. К счастью, на этот случай создано противоядие. Муравьи способны к интерактивному обучению – то есть могут приобретать знания, основываясь на чужом примере, а не своем собственном. Кроме них такой способностью обладают только млекопитающие. Некоторые виды муравьев способны использовать в качестве ориентира магнитное поле Земли, как некоторые акулы

Прием «Бег ассоциаций»

1. Класс делится на пары.

2. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы.

Например, при изучении повести Л. Толстого "Детство". Первый ученик называет слова, связанные в его представлении с темой детства: радость, игра, праздник. Задача второго ученика — связать эти ассоциации с содержанием произведения. Если ли в повести описания этих чувств?

На уроке математики, к примеру, прием "Бег ассоциаций" можно использовать при постановке проблемы на уроке. Тема: "Круг". Детям демонстрируются предметы круглой формы: солнце, яблоко, хоровод, блин. Задача учащихся — дополнить ряд предметов по ассоциации с общей формой: кольцо, колесо. Теперь важно связать возникшие ассоциации с чувствами: какие эмоции вызывает движение, например, колеса, кружение в хороводе. Варианты ответов могут быть и такими: свобода, нет препятствий, легкость движения, головокружение.

Несколько по-другому можно построить работу на уроках русского языка. Класс делится на пары. Первый ученик называет два слова, которые никак не связаны между собой. Например, кот и автомобиль. Задача другого ученика: составить предложение, где эти два слова будут связаны: Черный кот сидел на капоте автомобиля.

Прием исследование в форме наблюдения.

Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.

Пример:

Провести наблюдения за погодой в течение 7—15 дней -утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды:

1.За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.

2.Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.

4.Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.

5.Атмосферное давление. Изменение давления.

6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

7.Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или отклонение от нее.

Метод «Измерение объёма», «Площадь и периметр», «Единицы массы, килограмм»

Измерение объема- важная часть повседневной жизни. Умение пользоваться мерной емкостью с делениями пригодится как в школе, так и дома. При изучении темы «Объём» познакомились с его понятием, а потом учились находить объем жидкости разных сосудах. Для закрепления материала с помощью мерной емкостью с четкой шкалой в миллилитрах и литрах ученики самостоятельно учились определять объем жидкости, в 3 классе познакомившись с формулой нахождения объема, закрепляли свои знания на нахождение объема коробочки молока, которую выдают им ежедневно в столовой.

Такие задания помогают приобрести опыт и закрепить теоретические знания. После такой работы ученикам легче запомнить и формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.

При изучении темы «Периметр и площадь прямоугольника» была организована групповая работа, где ученики должны были найти периметр и площадь класса, коридора, столовой. Также у ребят вырабатываются технические умения и навыки, а именно: измерение длины отрезков с помощью рулетки.

Формируется жизненно важное умение пользоваться рулеткой. Дома ученикам необходимо вычислить периметр и площадь своей комнаты.

При прохождении темы «Единицы массы. Килограмм» На уроке проводили исследование «Сколько весит школьный портфель?». При помощи бытовых весов каждый ученик взвесил свой портфель. В медицинском кабинете ученики узнали массу своего тела. Известно, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % веса школьника.

Вопрос- что необходимо сделать, если масса портфеля превышает норму?

Метод проблемного обучения

это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Проблемные ситуации для урока  с использованием технологии критического мышления.

Примеры биологических задач с использованием данной технологии:

№1  В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Полеченную массу разбивали молотками, добавляя в неё клей, заливали водой и просевали через тонкое сито. Вещество, осевшее в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали далее по назначению. Что таким способом изготовляли в Древнем Китае?

Задание № 2. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Вопрос: Докажите или опровергните это утверждение.

Задание № 3. Объясните с научной точки зрения, почему семенное размножение получило преимущества в ходе эволюции.

Задание № 4. В последнее время все чаще появляются сообщения о возможном существовании жизни на Марсе. Если какие – то формы жизни там встречаются, то какими признаками они должны обладать? Если жизнь на других планетах только зарождается, может ли она быть представлена исключительно вирусами – самой простой из известных форм жизни? Задание: Поясните свою точку зрения.

Метод «Древо решений» -

Еще один популярный метод, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов

1. Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников.

2. Ученикам дается задание.

3. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве

4. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Метод «Карусель»

Ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования своих собственных ответов на вопросы.

«Кластер».

Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно - следственных связей между «гроздьями».

Приём “Корзина идей”.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Приём “Да- нет”.

Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает биологический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да, и нет".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественнонаучной грамотности

Разработка системы заданий для обучающихся - основа для новых методик формирования функциональной грамотности....

Интерактивные приемы, используемые на уроках окружающего мира для формирования естественнонаучной грамотности

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материалаПовышение познавательной мотивацииОбучение навыкам успешного общ...

Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности

Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....

"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...

Задания на формирование естественнонаучной грамотности

Естественно-научная грамотность — это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естес...