Программа формирования универсальных учебных действий для ООП НОО по ФГОС-2021 и ФОП
методическая разработка

Казакова Людмила Геннадьевна

Программа формирования универсальных учебных действий
для ООП НОО по ФГОС-2021 и ФОП

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования универсальных учебных действий
для ООП НОО по ФГОС-2021 и ФОП

Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уровне ООО в МБОУ Лунёвская СОШ г. Химки составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
  • положением об организации исследовательской и проектной деятельности в МБОУ Лунёвская СОШ г. Химки.

Программа формирования УУД конкретизирует требования ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Универсальные учебные действия трактуются во ФГОС НОО как обобщенные учебные действия, позволяющие решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющиеся результатами освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО программа формирования универсальных (обобщенных) учебных действий (далее – УУД) МБОУ Лунёвская СОШ г. Химки включает:

  • описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • характеристику познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

1. Цели программы формирования УУД

Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:

  • предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
  • развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
  • под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
  • построение учебного процесса с учетом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося, и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.

2. Характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий

2.1. Познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся, и включают:

  • методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и др.);
  • базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация, выдвижение предположений, проведение опыта, мини-исследования и др.);
  • работу с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране).

Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности обучающегося к самообразованию и саморазвитию.

2.2. Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности обучающегося к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой.

Коммуникативные УУД формируются в том числе при использовании цифровой образовательной среды класса и цифровой образовательной среды МБОУ лунёвская СОШ г. Химки.

Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:

  • смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними;
  • успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
  • успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа – описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
  • результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учет суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.

2.3. Регулятивные УУД отражают совокупность учебных операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств обучающегося (на уровне начального общего образования их формирование осуществляется на пропедевтическом уровне).

Выделяются шесть групп операций:

  • принимать и удерживать учебную задачу;
  • планировать ее решение;
  • контролировать полученный результат деятельности;
  • контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
  • предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
  • корректировать при необходимости процесс деятельности.

Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной и (или) совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.

Педагоги МБОУ Лунёвская СОШ г. Химки используют в своей деятельности федеральные рабочие программы учебных предметов, в которых требования и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел, что позволяет учителю осознать, что способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает ее успешность:

  • знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
  • волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в результат общего труда и др.).

3. Методические позиции, являющиеся механизмом конструирования образовательного процесса

3.1. Педагоги МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки в рамках образовательного процесса проводят анализ содержания учебного предмета с точки зрения УУД и устанавливают те содержательные линии, которые способствуют формированию разных метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету предусматривается включение заданий, выполнение которых требует применения определенного познавательного, коммуникативного или регулятивного универсального действия. Соответствующий вклад в формирование УУД можно выделить в содержании каждого учебного предмета.

Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных предметов для формирования качества универсальности на данном предметном содержании.

На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагоги предлагают задания, требующие применения учебного действия или операций на разном предметном содержании.

Третий этап характеризуется устойчивостью УУД, то есть использования его независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться обобщенное видение учебного действия, он может охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Например, «наблюдать – значит...», «сравнение – это...», «контролировать – значит...» и др.

Учитель делает вывод о том, что универсальность (независимость от конкретного содержания) как свойство учебного действия сформировалась.

3.2. Педагоги МБОУ МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки в рамках образовательного процесса используют виды деятельности, которые в особой мере провоцируют применение универсальных действий:

  • поисковая, в том числе с использованием электронных образовательных и информационных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • исследовательская;
  • творческая деятельность, в том числе с использованием экранных моделей изучаемых объектов или процессов, что позволяет отказаться от репродуктивного типа организации обучения, при котором главным методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся в готовом виде.

В этом случае задача обучающегося – запомнить образец и каждый раз вспоминать его при решении учебной задачи. В таких условиях изучения учебных предметов универсальные действия, требующие мыслительных операций, актуальных коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не являются востребованными, так как использование готового образца опирается только на восприятие и память.

Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность обучающегося к диалогу, обсуждению проблем, разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность в  МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки осуществляется также с использованием информационных банков, содержащих различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового, бытового назначения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия. Например:

  • организация наблюдений в естественных природных условиях;
  • организация наблюдений в условиях экранного (виртуального) представления разных объектов, сюжетов, процессов, отображающих реальную действительность, которую невозможно предоставить ученику в условиях школы (объекты природы, художественные визуализации, технологические процессы и др.);
  • организация наблюдения литературного текста, с помощью которого строится аналитическая текстовая деятельность.

Учебные диалоги, в том числе с представленным на экране виртуальным собеседником, дают возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать доказательства, формулировать обобщения практически на любом предметном содержании.

Данные формы работы проводятся педагогами МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки систематически по всем учебным предметам, что способствует формированию универсальности учебного действия.

3.3. Педагоги МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки в рамках образовательного процесса применяют систему заданий, формирующих операциональный состав учебного действия. Цель таких заданий – создание алгоритма решения учебной задачи, выбор соответствующего способа действия. На первых этапах указанная работа организуется коллективно, выстраиваются пошаговые операции, постепенно обучающиеся учатся выполнять их самостоятельно. При этом соблюдается последовательность этапов формирования алгоритма:

  • построение последовательности шагов на конкретном предметном содержании;
  • проговаривание их во внешней речи;
  • постепенный переход на новый уровень – построение способа действий на любом предметном содержании и с подключением внутренней речи.

При этом изменяется и процесс контроля:

  • от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным аналитическим оценкам;
  • выполняющий задание осваивает два вида контроля – результата и процесса деятельности;
  • развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также предвидеть возможные трудности и ошибки.

Описанная технология обучения в рамках совместно-распределительной деятельности развивает способность обучающихся работать не только в типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных ситуациях.

Задания, требующие применения одинаковых способов действий на различном предметном содержании:

1. Сравнение как УУД состоит из следующих операций:

  • нахождение различий сравниваемых предметов (объектов, явлений);
  • определение их сходства, тождества, похожести;
  • определение индивидуальности, специфических черт объекта.

Для повышения мотивации обучения обучающемуся предлагается новый вид деятельности (возможный только в условиях экранного представления объектов, явлений) – выбирать (из информационного банка) экранные (виртуальные) модели изучаемых предметов (объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы привести их к сходству или похожести с другими.

2. Классификация как УУД включает:

  • анализ свойств объектов, которые подлежат классификации;
  • сравнение выделенных свойств с целью их дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные) свойства;
  • выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов;
  • разбиение объектов на группы (типы) по общему главному (существенному) признаку.

Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их количество, в отличие от реальных условий, для анализа свойств объектов, которые подлежат классификации (типизации), для сравнения выделенных свойств экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их дифференциации.

При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.

3. Обобщение как УУД включает следующие операции:

  • сравнение предметов (объектов, явлений, понятий) и выделение их общих признаков;
  • анализ выделенных признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных) существенных признаков (свойств);
  • игнорирование индивидуальных и (или) особенных свойств каждого предмета;
  • сокращенная сжатая формулировка общего главного существенного признака всех анализируемых предметов.

Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их количество, в отличие от реальных условий, для сравнения предметов (объектов, явлений) и выделения их общих признаков.

При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.

Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения одинаковых способов действий на различном предметном содержании, формирует у обучающихся четкое представление об их универсальных свойствах, то есть возможность обобщенной характеристики сущности универсального действия.

Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования. Полученные результаты не подлежат балльной оценке, так как в соответствии с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной оценкой (отметкой) оценивается результат, а не процесс деятельности. В задачу педагогического работника МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки входит проанализировать вместе с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся трудности.

4. Взаимосвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

4.1. В федеральных рабочих программах учебных предметов, которые педагоги МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки используют без изменений, содержание метапредметных достижений обучения представлено в разделе «Содержание обучения», которое строится по классам. В каждом классе каждого учебного предмета представлен возможный вариант содержания всех групп УУД по каждому году обучения на уровне начального общего образования. В 1-х и 2-х классах определен пропедевтический уровень овладения УУД, и только к концу второго года обучения появляются признаки универсальности.

4.2. В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено также в разделе «Планируемые результаты обучения»:

  • познавательные УУД включают перечень базовых логических действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией;
  • коммуникативные УУД включают перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование);
  • регулятивные УУД включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки.

Отдельный раздел «Совместная деятельность» интегрирует коммуникативные и регулятивные действия, необходимые для успешной совместной деятельности.

Рабочие программы учебных предметов учебного плана представлены в содержательном разделе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки.

5. Особенности оценки уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Система оценки уровня сформированности УУД обучающихся описана в целевом разделе МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки и представляет собой оценку достижения метапредметных результатов ООП НОО. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.

Формами контроля являются:

  • педагогическое наблюдение;
  • мониторинг УУД.

Объектом оценки метапредметных результатов является сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий – таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

В МБОУ Лунёвская СОШ г.Химки проводится мониторинг метапредметных универсальных учебных действий, выявляющий их уровень развития на определенном этапе обучения, в целях определения дальнейшей педагогической стратегии по созданию условий для формирования у каждого обучающегося универсальных учебных действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...

Программа формирования универсальных учебных действий

Программа формирования универсальных учебных действий  МОУ «СОШ № 8» разработана  в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы  начального общего образован...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся как одно из условий выполнения основной образовательной программы

Изменения, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обу...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....