Выступление на педагогическом совете
статья

Лазарева Татьяна Борисовна

Рассказ о некоторых приёмах , применяемых в начальной школе для повышения активности учащихся на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx19.17 КБ
Файл distantsionnye_tehnologii.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему : « Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС»

Учитель начальных классов МОУ СЖСОШ №23: Лазарева Т.Б.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Примеры активных методов обучения в начальной школе

Ролевые игры

Ролевые игры – это метод, при котором ученики играют определенные роли и взаимодействуют друг с другом в соответствии с заданной ситуацией. Например, ученики могут играть роли исторических персонажей или симулировать ситуации из реальной жизни. Это помогает им лучше понять и запомнить информацию, развивает коммуникативные навыки и способствует развитию творческого мышления.

Проектная деятельность

Проектная деятельность – это метод, при котором ученики работают над проектом, решают определенную задачу или проблему. Например, они могут создавать презентации, модели или исследования по определенной теме. Это помогает им применить полученные знания на практике, развивает исследовательские навыки и способствует развитию критического мышления.

Коллективное обсуждение

Коллективное обсуждение – это метод, при котором ученики обсуждают определенную тему или проблему в группе. Они могут делиться своими мнениями, аргументировать свои точки зрения и слушать мнения других. Это помогает им развивать навыки коммуникации, анализа и аргументации, а также учиться уважать и принимать различные точки зрения.

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность – это метод, при котором ученики сами исследуют определенную тему или проблему. Они могут проводить эксперименты, собирать и анализировать данные, делать выводы. Это помогает им развивать навыки наблюдения, анализа и логического мышления, а также учиться применять научный подход к решению задач.

Творческие проекты

Творческие проекты – это метод, при котором ученики создают что-то новое, используя свою фантазию и творческие способности. Например, они могут создавать рисунки, модели, музыку или писать истории. Это помогает им развивать творческое мышление, самовыражение и самоутверждение, а также учиться работать в команде.

В начальной школе актуально использование следующих активных методов обучения:

  • Метод приветствия. Он направлен на осуществление знакомства между педагогом и учащимися, между всеми членами классного коллектива. Дети становятся в круг, рассчитываются на «первый-второй-третий». Каждый номер складывает руки таким образом, чтобы локти смотрели в разные стороны и за определенный временной промежуток, дети должны познакомиться между собой, поздоровавшись прикосновением локтями. Введение этого метода в начале учебного занятия позволяет развлечь детей, размяться перед освоением новой темы.
  • Метод песочных часов. Он направлен на осознание учащимися своих познавательных потребностей. Педагог ставит песочные часы и требует, чтобы каждый ребенок рассказал, чего он желает узнать на уроке.
  • Метод «дерево ожиданий». Для его использования требуется подготовка различных картинок, вырезанных из бумаги. Они должны отражать потребности и желания детей. каждый ребенок вешает на дерево то, что он хочет узнать на уроке, что ему не интересно бывает делать, что он считает лишним в организации учебных занятий и т.д.
  • Метод кластера. Данные метод направлен систематизацию, закрепление знаний учащихся по конкретной теме, их углубление и расширение. Дается ключевое понятие, которое записывается на доске педагогом, а учащимися в центре листа и вокруг него записываются все слова, фразы, связанные с ним, отображающие его сущность и значение, целевое назначение и функции.
  • Метод «инфо-карусель». Он основан на работе учащихся малыми группами и соревновании. Дети делятся на группы, а в классе устанавливается несколько столов с заданиями. Каждая группа занимает стол и выполняет задания, а затем переходит к другому столу. В конце подводятся итоги, анализируется правильность выполнения заданий каждой группой, количество выполненных правильно заданий и определяется победитель.

Активные методы обучения являются эффективным инструментом в начальной школе, позволяющим активизировать учеников, развивать их творческое мышление и социальные навыки. Они способствуют более глубокому усвоению материала, повышают мотивацию к обучению и создают положительную атмосферу в классе. Применение активных методов обучения требует грамотной организации и планирования, но результаты стоят затраченных усилий. Внедрение активных методов обучения в начальной школе помогает формировать у учеников навыки самостоятельной работы, коммуникации и сотрудничества, что является важным для их будущего развития и успеха.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете .

Тема: "Технологии дистанционного обучения"

Учитель начальных классов Лазарева Татьяна Борисовна.

Современные технологии позволяют находить новые формы и возможности обучения в школе. Еще несколько лет тому назад никто не мог предположить, что дистанционное обучение возможно. В настоящее время дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Но если говорить о начальной школе, некоторые могут возразить и аргументировать, что дистанционное обучение невозможно в начальном звене в силу возраста детей. Но, взглянув на этот вопрос с другой стороны, можно доказать, что инновационный подход к обучению разнообразит образовательный процесс и даст дополнительные навыки учащимся. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий».

Дистанционное обучение рассматривается как вид интерактивного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемые в условиях реализации средств ИКТ с помощью образовательных технологий.

Дистанционное обучение имеет ряд отличительных характеристик, которые выделяют его среди других форм и подчеркивают его инновационность и актуальность:

– основная часть процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;

– электронные средства являются преобладающими;

– интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а не эпизодический;

– наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих обучающихся.

В апреле 2020 года из-за распространения новой коронавирусной инфекции все учащиеся были переведены на дистанционное обучение. В какой ситуации оказались педагоги? Какие трудности вызывает у них введение дистанционного обучения?  И, главное, какие приемы помогают организовать образовательный процесс эффективно – так, чтобы после благополучного разрешения проблемы отставание от программы не оказалось критическим? 

Один из самых доступных способов организации дистанционного обучения – это использование всевозможных образовательных платформ. Я расскажу о тех платформах, которые я использовала в период пандемии.

1. «Учи.ру». На данном портале все задания полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО. Портал предоставляет педагогам уникальную возможность организовать урочную деятельность согласно расписанию занятий, обеспечивая открытие доступа обучающимся к заданиям на платформе в определённое время. Данный функционал позволяет педагогам контролировать выполнение санитарных норм и правил по времени беспрерывного пребывания обучающихся на портале и в позднее время. Разработчики образовательной платформы предусмотрели различные варианты заданий по принципу «от простого к сложному», с обязательной рефлексивной частью после каждого блока заданий. На портале также есть встроенная электронная почта, что в значительной мере облегчает обучающимся отправку домашних заданий и способствует коммуникации между педагогом, обучающимися и родителями. Несомненным преимуществом платформы перед конкурентами является функция «виртуального класса» с возможностью проведения уроков онлайн. Во время онлайн-урока обучающиеся и педагог могут использовать внутренний чат для вопросов, обсуждения, получения реакции на ответ и т.д.

2. «Яндекс.Учебник». На данном портале все задания составлены в соответствии с требованиям ФГОС НОО и разработаны на основании примерных программ. Представленные упражнения на платформе разбиты по классам, предметным дисциплинам и темам, имеют разную степень сложности, что существенно облегчает их поиск для учителей. Дизайн «Яндекс.Учебник» схож с рабочей тетрадью на печатной основе, что способствует концентрации внимания учащихся на предлагаемом учебном материале. Представленные на платформе задания учитель может предложить обучающимся в качестве домашнего задания для отработки определенных умений и навыков. Система самостоятельно проверяет ответы школьников, автоматически выставляет оценку, формирует рейтинг обучающихся, ведёт мониторинг по каждому ребенку и классу в целом. На платформе имеется возможность проведения видеоконференций

3.  «ЯКласс». Данный онлайн-проект позиционируется создателями Инновационного центра «Сколково» как «цифровой образовательный ресурс, предназначенный для школ». Образовательная платформа содержит проверочные работы с автоматической проверкой, 100 %-ной гарантией защиты от списывания, возможностью просмотра шагов решения и самостоятельного проведения работы над ошибками. На платформе имеются встроенные онлайн-тренажёры для подготовки обучающихся к ВПР.

В марте 2021 г. Министерством просвещения и Минцифры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» в некоторых регионах был запущен проект образовательной платформы «Сферум».

Данная образовательная платформа базируется на технологиях социальной сети «ВКонтакте» и имеет схожий интерфейс. «Ростелеком» гарантирует цифровую инфраструктуру и интеграцию с государственными информационными системами. Платформа призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным. На данный момент в системе зарегистрировано более 400 тыс. пользователей.

В рамках эксперимента, осуществляемого до 31 декабря 2022 г. цифровая образовательная среда на базе платформы «Сферум» должна быть «внедрена в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности, обеспечивающего равные условия качественного образования обучающихся вне зависимости от места их проживания посредством предоставления участникам образовательных отношений доступа к платформе цифровой образовательной среды, формирования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, а также иных объектов, необходимых для организации деятельности в цифровой образовательной среде» 

Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант

обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...