Кластер и инсерт - приемы критического мышления
учебно-методический материал

Куликова Елена Валентиновна

Доклад к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приемы критического мышления22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

Слайд 1. Более эффективным процесс обучения поможет сделать прием кластер.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Слайд 2. Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, которые раскрывают тему.

Слайд 3. Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.

Форма работы может быть любой: индивидуальной, групповой и коллективной.

Слайд 4-7. Самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Это прием составления кластера с помощью готовых карточек.

 Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они представляют. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные.(слайд 4)

Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, проверяя свои предположения поэтапно.

- Как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.

Итак, тела – это предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные.(слайд 5)

- Из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.

Проверяем свои мысли в тексте учебника. Да, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному.(слайд 6)

Остается одна часть схемы - частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы - сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.(слайд 7)

Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока.

Слайд 8. Блок-схема Алгоритм выполнения какого-то вида работы можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Слайд 9-10. Кластер с нумерацией слов. 

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при устном изложении темы. Для детей начальной школы наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема, затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда всё это записано на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов.

Слайд 11-12. Арт-кластер (кластер с картинками)

Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Слайд 13. Обратный кластер

Данный вид кластера используется для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия. Сначала  записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи темы, предмета обсуждения.

Достоинства и результаты применения этого метода

В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:

  • формулировать вопросы;
  •  находить главное в большом объеме учебного материала;
  •  устанавливать причинно-следственные и логические связи;
  •  проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

Слайд 14. Инсерт — что это такое?

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Слайд 15. Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1этап. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом.

Слайд 16. 2 этап. Заполняется таблица

Слайд 17.  3 этап. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4 этап. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5 этап. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
  • Можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах..

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний.

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно.
  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое.
  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, обсуждение.

Совет: начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. 

Слайд 18. Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"

Технология «Развития критического мышления»  позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навык...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

laquo;Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»Цели: - расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;- показать приемы...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Новые стандарты, инновации,Технологии, проблемные ситуации,Методы, формы, приёмы…Что в современном уроке применить мы готовы?...

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация...

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения.

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения....

Статья "Метод кластера, как способ развития критического мышления в начальных классах"

За переходом современной школы на качественно новое образование следует модернизация форм организации образовательной деятельности. Следовательно,  необходимы технологии и методы, отвечающие новы...

Кластер как прием развития критического мышления через чтение и письмо

Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо», методические приемы и техники которой очень разнообразны....