Кластер и инсерт - приемы критического мышления
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Семинар
Слайд 1. Более эффективным процесс обучения поможет сделать прием кластер.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Слайд 2. Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, которые раскрывают тему.
Слайд 3. Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.
Форма работы может быть любой: индивидуальной, групповой и коллективной.
Слайд 4-7. Самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Это прием составления кластера с помощью готовых карточек.
Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они представляют. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные.(слайд 4)
Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, проверяя свои предположения поэтапно.
- Как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.
Итак, тела – это предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные.(слайд 5)
- Из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.
Проверяем свои мысли в тексте учебника. Да, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному.(слайд 6)
Остается одна часть схемы - частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы - сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.(слайд 7)
Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока.
Слайд 8. Блок-схема Алгоритм выполнения какого-то вида работы можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.
Слайд 9-10. Кластер с нумерацией слов.
Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при устном изложении темы. Для детей начальной школы наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема, затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда всё это записано на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов.
Слайд 11-12. Арт-кластер (кластер с картинками)
Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)
Слайд 13. Обратный кластер
Данный вид кластера используется для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия. Сначала записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи темы, предмета обсуждения.
Достоинства и результаты применения этого метода
В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:
- формулировать вопросы;
- находить главное в большом объеме учебного материала;
- устанавливать причинно-следственные и логические связи;
- проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
Слайд 14. Инсерт — что это такое?
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Слайд 15. Как использовать прием "Инсерт" на уроках
1этап. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом.
Слайд 16. 2 этап. Заполняется таблица
Слайд 17. 3 этап. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4 этап. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5 этап. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
- В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
- Можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
- Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
- Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах..
Когда использовать прием Инсерт?
Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний.
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.
- Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно.
- Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое.
- И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, обсуждение.
Совет: начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.
Слайд 18. Заключение
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"
Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навык...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»
laquo;Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»Цели: - расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;- показать приемы...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»
Новые стандарты, инновации,Технологии, проблемные ситуации,Методы, формы, приёмы…Что в современном уроке применить мы готовы?...

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация...

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения.
Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения....

Статья "Метод кластера, как способ развития критического мышления в начальных классах"
За переходом современной школы на качественно новое образование следует модернизация форм организации образовательной деятельности. Следовательно, необходимы технологии и методы, отвечающие новы...

Кластер как прием развития критического мышления через чтение и письмо
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо», методические приемы и техники которой очень разнообразны....
