Технология проблемного обучения
презентация к уроку (3 класс)

Представлены методы проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_organizatsii_problemnogo_obucheniya.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения Появление такого инновационного веяния в педагогике , как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи , который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу . В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер , Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов , М. Н. Скаткин .

Слайд 2

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени; Из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка . Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них . Поэтому дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. П роблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства педагога зависит , заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Слайд 3

Цель педагога – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их. Основная задача педагога – наполнить повседневную жизнь ребенка интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. В чем заключается суть проблемного обучения? Суть проблемного обучения заключается: В постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи ; В создании условий для самостоятельного исследования путей и способов ее решения. Этапы проблемного обучения 1) осознание общей проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез ,); 4) проверка правильности решения проблемы, формулировка вывода. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Слайд 4

Формы организации проблемного обучения Проблемный вопрос Проблемная задача Проблемная ситуация Проблемный вопрос это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Проблемные вопросы содержат в предложении слова «почему ?», «зачем »? Вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений. Задание : Преобразовать просто вопрос в проблемный : Какие птицы нашего края улетают на юг последними? Проблемный вопрос: Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними?

Слайд 5

Проблемная задача Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос ? Проблемная задача Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. - условие Как ему помочь ? - вопрос Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений демонстрируются имеющиеся у детей знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. « Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический » « Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы »,

Слайд 6

Проблемная задача Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Из данного текса создать проблемную задачу . Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды?

Слайд 7

Проблемная ситуация Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации . Проблемная ситуация : педагог предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски . Почему только металлический шарик остановился посередине доски . Возникло противоречие : шарик должен скатиться, но не скатился. Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей.

Слайд 8

Проблемная ситуация Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. - Почему это высказывание является проблемной ситуацией? 1. Организовать ряд опытов с металлическими предметами, демонстрируя, что данные предметы, опущенные в воду сразу тонет, но этот же предмет, положенный на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? 2. Обсуждение: Педагог вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув. 3. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет. Как решить данную проблемную ситуацию? Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Слайд 9

Рекомендации по стилю общения с детьми в процессе решения проблемной ситуации Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно , предлагая что-то взамен или доказывая. Если в классе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач. В результате работы по внедрению проблемного обучения дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Слайд 10

Проблемный вопрос Слова «почему?», «зачем»? Проблемная задача Есть условие и вопрос Проблемная ситуация Противоречие , неопределённость в практической деятельности детей между знаниями и сложившейся ситуацией.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Реферат "Технология проблемного обучения"

в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...

Технология проблемного обучения

В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...