Педагогические технологии, методы и приемы, способствующие активизации детей младшего школьного возраста на уроке
статья
Каждый сумеет закончить с легкостью фразу: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.» Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии, методы и приемы, способствующие активизации детей младшего школьного возраста на уроке
Каждый сумеет закончить с легкостью фразу: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.» Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Объём школьных знаний велик, а быть пассивным объектом обучения ребенку неинтересно. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму.»
Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем.
По такому принципу в основу обучения положена собственная активная познавательная деятельность ребенка.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Ребенка необходимо обеспечить новыми умениями, важнейшее из которых- это умение учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без них может стать скучным и малоэффективным.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно.
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон.
Активизация познавательной деятельности обучающихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной школы.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.
Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Огромная роль здесь отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стало неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности обучающихся.
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Технологии:
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативная технология;
- технология игровых методов;
- здоровьесберегающие технологии;
- образовательная технология «Портфолио»
Активизация познавательной деятельности происходит за счёт использования следующих форм и методов обучения:
- словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые методы организации познавательной деятельности;
- практические;
- самостоятельная работа;
- методы контроля, самоконтроля;
- фронтальная, парная, индивидуальная , групповая формы работы;
- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение).
На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:
задают вопросы друг другу и учителю;
самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
отстаивают своё мнение;
выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
анализируют ответы друг друга;
оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
находят несколько вариантов решения проблемы.
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.
На уроках математики провожу устный счет с элементами игры «Прицепи вагоны», где дети выбирают правильный ответ; «Помоги Матроскину найти клад», когда ребята находят его там Матроскин поет песню ( мы,например,этот клад искали 2 дня)
- Логические разминки (решение задач) , также логических задачи я беру из нашего учебника, материала дается много, чтобы эти задачки не оставались, я их использую для разминки :
- На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)
- Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)
- Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет» , если считают, что ошибка.)
- Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)
3.«Магические квадраты»
4. «Веселый счет» показать
- Покажи все числа по порядку.
-Назови все числа, записанные в красных квадратах, в белых квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в красных квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в белых квадратах.
5.«Домики» (отработка состава числа)
6. «Весёлые задачки в стихах»
На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую:
- «Придумай слово» (по изучаемой теме)
- Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
- «Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово – изучение темы «Безударная гласная»).
- «Алфавит» (заучивание песенки) На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:
- Разгадывание ребусов, кроссвордов.
- Картинный диктант (при изучении словарных слов)
- Сказки ,например, «Сказка про Жи и Ши, Ча и Ща».
- «Найди букву», для запоминания.
- Игры- тренажеры «Помоги дракончику» собрать пазл «правописание безударных гласных в корне»,«Запусти фонарик в небо», где даются слова, а ученик должен выбрать сколько слогов в этом слове, если правильно, то его фонарик запускается.
На уроках литературного чтения детям очень нравятся:
- Игры-драматизации, знакомство с данным приемом начинаю с инсценировки сказки.
- «Путешествие по станциям»
Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.
- Творческие задания: нарисовать сказку, придумай свое окончание сказки
- Просмотр и прослушивание сказок, р.н.п., потешек.
- Работы по карточкам «Охарактеризуй героя», Тесты по произведениям, Восстанови очерёдность по картинкам.
На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:
- «Кто быстрее назовет ответ?»
- Загадки.
- Викторины «Знаешь ли ты?»
- Растение, которое имеет прозвище ванька-мокрый. (Бальзамин)
- Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
- Кроссворды.
- Творческие задания такие , как открытки на праздник своим родным, групповое рисование ладошками к празднику день Народного Единства.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы:
- «Заполнение пустот» применяю в следующих видах деятельности:
- Работа по карточкам
- Работа с правилом
- Карточки – сигналы (гласные буквы – при изучении темы «Безударные гласные в корне слова»; согласные буквы – при изучении темы «Парные согласные на конце и в середине слова»
- Для включения обучающихся в активную деятельность на уроках открытия новых знаний использую прием «Проблемный вопрос»
- При актуализации знаний использую следующие приемы:
- «Репортаж» (устное сообщение)
- «Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы)
- В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую парную или групповую работу, при организации которой использую следующие приемы:
- «Рабочий гул» (обсуждение вопроса)
- «Я – учитель» (проверка или объяснение изученного материала)
Работу в парах начинаю вводить с первого класса. Учу первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.
Проверять можно и ход решения задания, правильность и красоту письма, чтение, пересказ и т.д.
Интересным и продуктивным способом активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.
Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков окружающего мира только элементы проектной деятельности.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
. Закончить своё сообщение я бы хотела такими словами.
«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»
Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста
Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...

«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».
Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка....
«Игра как метод развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира»
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста методом игры на уроках окружающего мира....
