рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_tematicheskoe_planirovanie_po_okr.miru_.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
4 «А» класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерных программ и УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. В программу И.А. Петровой были внесены некоторые изменения (в пределах 15%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований Госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по литературному чтению).
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника « Окружающий мир » 4 класс в двух частях (Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, А.И.Саплин, Е.В.Саплина), издательство «Астрель» 2008 г., а также дополнительного пособия для учителя «Методические рекомендации», М. «Астрель»,2007
Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
Цели обучения окружающему миру:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется:
- типовая программа «Окружающий мир» »,( Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, А.И.Саплин, Е.В.Саплина), в объеме 68 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков).
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», Интернет сайты:
- www solnet. ru
- www festival. ru
- www kulichiki. Ru
- Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.
Знать:
- нормы здорового образа жизни;
- государственную символику,
-даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
-народы, населяющие Россию (не менее 3);
-название Основного закона страны;
-имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
достопримечательности родного края.
Уметь:
-находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
-различать полезные ископаемые ( не менее 3);
-иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
-соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
-узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
-соблюдать правила охраны природы;
-ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
-кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные --особенности, ценить положительные поступки окружающих;
-определять последовательность основных исторических событий в России;
-соотносить год с веком;
- выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А.С. Пушкину, Петру 1).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью
наблюдения, измерения, сравнения;
-ориентирование на местности с помощью компаса;
-определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
-выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-оценить воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
-удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Тематическое планирование
Раздел | Количество часов |
Наш край | 22 |
Наша Родина на планете Земля | 12 |
Наши верные помощники | 2 |
Древняя Русь | 5 |
Московское царство | 5 |
Российская империя | 9 |
Российское государство | 13 |
Календарно – тематическое планирование
Тема урока | Задачи урока | Оборудование и материалы | Кол-во часов | Дата | |
Наш край (22 часа) | |||||
Что такое погода, ее составляющие. Правила поведения в природе. | Сформировать научные представления о погоде Учить наблюдать и делать выводы | Календарь погоды | 1 | ||
Как погода зависит от ветра. Грозное явление природы | Показать зависимость погоды от ветра | 1 | |||
Предсказания погоды: научные прогнозы, народные приметы | Раскрыть значения прогноза погоды для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека | Календарь погоды | 1 | ||
Экскурсия в ботанический сад. Разнообразие растений. Опыт практической деятельности | Показать красоту и разнообразия растений | Папка для гербария | 1 | ||
Экскурсия на пришкольный участок. Времена года, их особенности | Наблюдение за изменениями живой и неживой природы с наступлением осени | 1 | |||
Экскурсия в парк. Формы земной поверхности | Формы поверхности | 1 | |||
Наша местность на плане и карте. Элементарные приемы чтения плана, карты(без масштаба). Ориентирование на местности. | Значение планов и карт в жизни человека | Рисунок и план местности | 1 | ||
План местности. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках. | Закрепить знания о масштабе. Формировать умение читать план местности | Условные знаки на плане | 1 | ||
Географическая карта. Родной край – малая Родина. Основные достопримечательности родного города. | Научить понимать и читать карту. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.) | Физическая карта России | 1 | ||
Равнины. Формы земной поверхности | Горизонт, линия горизонта | 1 | |||
Горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности | Формы поверхности | Физическая карта России | 1 | ||
Как солнце, вода и ветер изменяют, поверхность суши | Картины, слайды | 1 | |||
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | Карта Новосибирской области и Колыванского района | 1 | |||
Богатства недр. Полезные ископаемые родного края | Показать значение добычи полезных ископаемых | Колыванский район | 1 | ||
Разнообразие почв. Почва, ее значение для жизни | 1 | ||||
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. Природные сообщества родного края | Представление о луге как о природном сообществе | 1 | |||
Животные-обитатели луга. Луг в жизни человека. Взаимосвязь растений и животных | Познакомить с животным луга | 1 | |||
Какие растения растут в лесу. Деревья, кустарники, травы, | Уточнить представление об условиях жизни в лесу | 1 | |||
Животные-обитатели леса. Животные, их разнообразие. Лес в жизни человека. | Бережное отношение к обитателям леса и их охрана | 1 | |||
Водоемы, их использование человеком, охрана. Насекомые, рыбы, птицы, звери | 1 | ||||
Искусственные сообщества. Поле. Дикорастущие и культурные растения родного края | Расширить знания культурных растений | 1 | |||
Сад. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения | Культурные растения сада | 1 | |||
Наша Родина на планете Земля(12 часов) | |||||
Земля – планета жизни. Какую форму имеет Земля | Углубить знания о форме Земли | Фотографии космонавтов Вид земли из космоса | 1 | ||
Карта полушарий. Материки и океаны(общее представление, расположение на глобусе, карте). | Глобус как модель земли | Глобус, карта полушарий | 1 | ||
Движение Земли. Тепловые пояса. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. | Суточное и годовое движение земли | 1 | |||
В пустыне Африки. Влияние деятельности человека на природу. | Природные условия Сахары, ее растительный и животный мир | 1 | |||
Экваториальные леса Южной Америки. Охрана природных богатств. | Особенность растительного и животного мира экваториальных лесов | 1 | |||
Антарктида. Австралия. Евразия. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Особенности природы | 1 | |||
Карта России. Красная книга России, заповедники, национальные парки. | Работа с географической картой | 1 | |||
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей. Зона арктических пустынь | Природные условия | 1 | |||
Тундра. Как человек познает природу, общество, самого себя. | Природа тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь | 1 | |||
Зона лесов. Природа как важнейшее условие жизни человека. | Природные условия | 1 | |||
Степи. Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире | 1 | ||||
Экологические проблемы России. Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности | Пути решения экологических проблем | Экологический календарь | 1 | ||
Наши верные помощники(2 часа) | |||||
История на карте. Страны и народы мира. | Историческая карта | 1 | |||
Исторические источники. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические моменты; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | 1 | ||||
Древняя Русь(5 часов) | |||||
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Первые русские князья | Познакомить с деятельностью Русских князей | 1 | |||
Князь Владимир. Крещение Руси | 1 | ||||
Культура древней Руси. Передача своих впечатлений в устных рассказах. | Сформировать представление о культуре | 1 | |||
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | 1 | ||||
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. | 1 | ||||
Московское царство(5 часов) | |||||
Первый русский царь. Передача своих впечатлений в устных рассказах. | 1 | ||||
Как жили люди на Руси в 14-16 веках | Быт русских людей | 1 | |||
Смутное время. Минин и Пожарский | 1 | ||||
Русское государство при первых Романовых | Преобразование Романовых | 1 | |||
Русские землепроходцы | 1 | ||||
Русская империя(9 часов) | |||||
Петр первый - необычный царь | Деятельность царя-реформатора | 1 | |||
Мирные заботы Петра | 1 | ||||
Императрица Екатерина 2 | Изменения в государстве. Великие военачальники Суворов и Ушаков | 1 | |||
Образование и наука в 18 веке | Ученый Ломоносов и изобретатель Кулибин | 1 | |||
Война 1812г. | 1 | ||||
Отмена крепостного права | 1 | ||||
Наука и техника в 19 веке | Ученые: Яблочков, Пирогов, Тимирязев | 1 | |||
Город и горожане. Мода | Изменения в одежде, моде и кулинарном искусстве | 1 | |||
Культура 19 века | Выдающиеся деятели культуры | 1 | |||
Русское государство(13 часов) | |||||
Россия в начале 20в. Революция в России | 1 | ||||
Россия в годы Советской власти | 1 | ||||
Великая Отечественная война. Важные сведения из истории родного края. | Героический подвиг народа | 1 | |||
Крупнейшие битвы Отечественной войны | Битва под Москвой, Сталинградское сражение, Курская битва и блокада Ленинграда | 1 | |||
Тыл в годы войны. Россия после войны | Самоотверженный труд всех людей | 1 | |||
Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. | 1 | ||||
Государственная символика России. Государственные праздники. | 1 | ||||
Конституция основной закон РФ. Права ребенка. | Карта | 1 | |||
Важнейшие события, происходящие в современной России. | 1 | ||||
Россия на карте. Москва – столица России. | Электростанции. Заповедники Сибири | 1 | |||
Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. | 1 | ||||
Народы, населяющие Россию: обычаи характерные особенности быта. | 1 | ||||
Опыт практической деятельности. Наблюдения в природе, сравнения свойств наблюдаемых объектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....
Рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....
Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.
Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....
Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе...
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс...