Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
    методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

    Юнина Елена Александровна

    Конспект урока для 1 класса по окружающему миру может использоваться в любом УМК. Тема урока "Жизнь лесных зверей зимой" Конспект содержит презентацию, звуковое сопровождение, видео.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

    Составила Юнина Е.А.

    УМК «Перспективная начальная школа».

    Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»

    Цель урока: Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время.

    Задачи урока:

    - дать учащимся представление о том, как зимуют дикие звери;

    - развивать логическое мышление, память, речь, умение сравнивать

    и обобщать через работу в парах, дифференцированный подход,…

    - учить детей оказывать животным посильную помощь в трудное для них время.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и задач урока.
    3. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.
    4. Работа по новой теме.
    5. Первичное закрепление изученного материала.
    6. Подведение итогов урока.

    1. Организационный момент.

    Ребята ! Сегодня у нас в классе много гостей, поприветствуйте их, поприветствуйте друг друга. Садитесь.

    1. Сообщение темы и задач.

    - Сейчас вы прослушаете стихотворение и ответите на вопрос:

    - О ком говорится в стихотворении?

    (идет слайд-шоу с пейзажами зимы)

    Чтение стихотворения учителем:

    Вьюги, вьюги на земле

    Взвились, завертели

    Снегу, снегу в декабре

    Намели метели!

       

    Опустел холодный лес,

    Замер понемногу:

    Кто в норе, а кто залез

    В зимнюю берлогу.

    Снится мишкам молодым

    Мед душистый, свежий.

    Отощала без еды

    Вся семья медвежья.

    Скучно зверю в холода.

    Вьет пурга до ночи.

    Даже белка из гнезда

    Вылезать не хочет.

    - А о ком идет речь в стихотворении?

    ( предполагаемые  ответы детей)

    -Как можно назвать этих « героев» одним словом?

    -А где происходит действие?

    - Ребята! О каком времени года говорится в стихотворении?

    (о зиме)

    - Так значит о чем пойдет сегодня речь на уроке?

    Тема нашего урока: «Жизнь лесных зверей зимой».

    -Можем ли мы  сейчас  прямо здесь увидеть лесных зверей?

    - Почему?

     - Я знаю один способ: закройте глазки, представьте, что мы вместе с Мишей и Машей покинули наш класс и сели в красивый современный вертолет. Вам тепло и уютно.

    (звук вертолета)

    -Мы совершим путешествие на вертолете, понаблюдаем за жизнью зверей зимой и посмотрим, нужна ли им наша помощь.

    -Откройте глаза.

    -Как настоящие штурманы в полете мы будем вести бортовые журналы. Они находятся у вас на столе.

    - Посмотрите на экран.

    3.Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.

    - Что лежит на земле, на ветках кустарников и деревьев?

    (снег)

    - А что такое снег? Из чего он состоит?

    Предполагаемые ответы детей:

    Снег-это маленькие капли воды, которые зимой высоко в облаках  превращаются в крохотные льдинки- кристаллики. Эти кристаллики все время увеличиваются и наконец становятся красивыми звездочками- снежинками.

    - Так мы и не заметили, как оказались на красивой заснеженной поляне.

    - До нас здесь кто-то побывал.

    - Как вы думаете кто?

    - Как догадались?

    (по следам)

    4.Работа по теме урока.

    Загадаю вам загадку

    И приближу этот след

    Вы, ребята, помогайте

    И зверька мне называйте.

     

    Загадка учителя:

    У косого нет берлоги,

    Не нужна ему нора.

    От врагов спасают ноги,

    А от голода –кора.

                                         (заяц)

    - А что вы знаете о том, как заяц  готовится к зиме?

    Предполагаемые ответы детей:

    - меняет шубку летнюю на зимнюю, более теплую;

    - меняет окраску;

    - на зиму жилище себе не устраивает;

    - запасов не делает.

    - Все верно сказали ! (приблизить зайца во весь экран)

            Учитель: всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев или прямо в снегу. Питается горькой корой и жесткими ветками. Самые вкусные нежные ветки высоко не достать.

             Откройте бортовые журналы. Сделайте запись об этом зверьке. Записывать будем символами. Выберите из карточек иллюстрацию того зверя, о котором мы говорили.

    - Покажите кого вы выбрали.

    Динамическая пауза: ( слайд)

    Мы пришли в зимний лес.

    Сколько здесь вокруг чудес.

    Справа березка в шубке стоит,

    Слева елка на нас глядит.

    Вот и зайчик проскакал

    От лисы он убежал.

    Все мы спрячемся сейчас

    Не найдет она и нас.

    В лесу такая красота

    А нам за работу пора.

    Продолжаем наше путешествие по зимнему лесу.

    Попробуйте отгадать зверя, который оставил следующий след.

    (…)

    - Ребус поможет вам.

         ЛИСТ , А

    (лиса)

    Сделаем запись в бортовом журнале.

    - Я вам приготовила необычное задание. С помощью него мы выясним как лиса готовится к зиме. На карточках рисунки. Если вы согласны с рисунком- ставите +; не согласны-.

     Индивидуальная работа.

    -Меняет шубку +

    -Делает запасы-

     -Устраивает жилище –

    - А теперь проверьте свои работы. У кого также как и на экране- молодец!

    - Ребята , если она запасов не делает, жилище себе не устраивает, как же она зимует?

    Предполагаемые ответы детей:

    - охотится на мышей, полевок.

    - меняет шубку.

    - спит в норе, которую найдет.

    - Я лишь дополню: лису зимой спасает теплая густая шуба, по запаху на снегу она выслеживает мышей и полевок, быстро роет снег и хватает добычу.

    - Ребята, подумайте и скажите : лиса какая?

    ( хитрая, рыжая, находчивая, красивая)

    - Встаньте, изобразите ее, как лисичка ходит, как она охотится, как она смотрит.

    -Молодцы! Садитесь.

    - Следующий след принадлежит зверю, которого вы узнаете по его корму: они грызут все , что  им по зубам; грибы шишки, корешки разные, орехи.

    - Кто это?

    (…)

    - Ребята, может ли в суровое зимнее время выжить белка и как?

    Предполагаемые ответы детей:

    - делает запасы;

    - меняет шубку;

    - устраивает себе жилище.

    - Отлично! В морозы белка не выходит из своего гнезда, по лесу не бегает. Спит в гнезде, как в теплой избушке. А прокормится ей помогают запасы сделанные на зиму.

    - Не забывайте делать записи в бортовом журнале. Покажите карточку, которую вы будете приклеивать.

    - В лесу мы уже давно. Наверно замерзли. Давайте погреем свои ручки, разотрем пальчики, разотрем ушки. Ну теперь мы согрелись.

    - О следующем звере написано много стихов, рассказов, песен. Что это за зверь, вам поможет догадаться следующая песенка.

    ( звучит песня: «Почему медведь зимой спит».)

     

    - Вот он наш герой перед вами.

    - Рассмотрите его след.

    - Ребята, а что вы знаете о медведе?

    Предполагаемые ответы детей:

    - медведь на зиму готовит берлогу;

    - спит всю зиму;

    - на зиму накапливает жир, отъедается за лето и за осень;

    - сосет лапу, потому, что старая кожа со ступней сходит, а молодая нежная нуждается в согревании;

    - если медведя разбудить, то в это время бывает очень опасен, его называют медведь-шатун.

    - Ребята, а медведь кокой?

    (бурый, неуклюжий, большой, косолапый)

    - Встанем, изобразим медведя.

    Сделаем последнюю запись в бортовом журнале.

    Задание: расставьте стрелочки от следов зверей к иллюстрациям зверя, которому принадлежит след карандашом того цвета, какая шкурка у него зимой.

    У белки – серый;

    У лисы – оранжевый;

    У медведя – коричневый;

    У зайца-…

    -А каким цветом стрелочку у зайца будем рисовать?

    - Поменяйтесь своими журналами с соседом по парте.

    -Ребята! Помимо тех зверей с которыми мы повстречались на нашей экскурсии , есть еще много зверей, которые зимуют в лесу.

    Каких еще зверей можно встретить в зимнем лесу?

    ( лося , кабана, волка, куницу)

    -А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему? ( еж, барсук, потому, что они впадают в спячку)

    -Ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание:

    Расселить животных по домикам.

    1 домик - звери, которые ищут корм в природе

    2 домик - звери, которые впадают в спячку

    3 домик – звери, которые делают запасы на зиму.

    1- заяц, лиса, волк, кабан, лось

    2- медведь, еж, барсук

    3- белка

    Проверка на экране.

    А теперь занимаем места в вертолете, покидаем снежную поляну и возвращаемся в наш класс.

    Слайд-шоу с изображением животных в зимнем лесу.

    Голос за кадром:

    Морозы жестокие в этом году

    Тревожно за яблоньку в нашем саду

    Тревожно за Жучку в ее конуре

    Такой же морозище как во дворе.

                                          Но больше всего беспокойно за тех,

                                           Кто домом своим считает свой лес.

                                           Поможем ли мы беззащитным таким?

    Дети: -Поможем!

    - Как мы, такие маленькие, можем помочь лесным зверям?

    (…)

    - Их надо кормить и тогда, им будет легко пережить холода.

    - Что мы можем сделать для них?

    Предполагаемые ответы детей:

    1 сделать кормушки для лосей: сено, ветки осины, соль

    2 белок подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнечника

    5. Первичное закрепление изученного.

    Сейчас вы получите конверты. В них письма от лесных зверей. В них они просят напомнить как же  им готовиться к зиме? Обведите в кружок вариант правильного ответа.

    6.Итог урока.

    акие звери зимой бодрствуют?

    -Какие впадают в спячку?

    - Чем трудна зима для диких зверей?

    Я очень хочу узнать, с каким настроением вы отправите письма к зверям.

    Приклейте, пожалуйста, кружочек такого цвета, которое выражает ваше настроение.

    (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный)

     Спасибо за работу!.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

    Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

    Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

    Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

    Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

    Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

    Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

    Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

    План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

    План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

    Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...