Интегрированный урок "Окружающего мира и технологии"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Харчева Вера Викторовна

 

 

1.     Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

     исследовательской работы.

2.     Развивать умения  учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.

3.     Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как работали славяне?

       Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

       Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

       Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе  они просто не выжили бы.

                                  Как помогали друг другу

                 Никогда славянин не оставлял  своего брата , соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, рожай, делились друг с другом .Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.

                         Как принимали гостей

            В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».

          А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»

         А еще в каждом доме угощали квасом.

Цель: Формирование и развитие представлений учащихся  о быте  

           и культуре славянского народа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

     исследовательской работы.

  1. Развивать умения  учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.
  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян

Оборудование:

- учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» часть 2

- ИКТ (презентация)

- карточки с заданиями  2 вида

- кукла из мочала (образец)

- карта-схема по технологии изготовления куклы

- мочало

- энциклопедия

- славянский костюм для девочки  и мальчика

- музыкальные инструменты: бубен, ложки

- рушник, каравай

- жетоны для рефлексии

                     

Ход урока:

Орг/этап.

                               Ребята! Готовы вы к уроку? (ДА)

                               На вас надеюсь я , друзья

                               Вы хороший дружный класс.

                               Все получится у нас!

Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян.

                                           

                                Под большим шатром

                                Голубых  небес-

                                Вижу даль степей

                                Зеленеется

                                Это ты, моя

                                 Русь державная,

                                 Моя Родина

                                  Православная!

- Как называется  раздел по которому мы работаем? (Как жили наши предки.)

- Предлагаю ряд слов:

                             Славяне

                             История

                             Предки

-Выберите синонимы.(славяне, предки)

-Кто такие предки? (люди которые жили перед нами)

-Кто такие славяне? (на этот вопрос я просила найти ответ….)

    (Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова  «слава» и означает «славный, хвалимый»)

На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

-Как рождались имена в далекой древности?

       Черныш                                     по цвету волос

        Беляй

        Бессон                                       по внешности, характеру

         Хорош

        Семушка                                   порядковый  номер ребенка

        Пятый

         

- От какого слова произошло слово «фамилия»? (это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка переводится   как  «семья»)

(фамилию давали в зависимости от прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов)

(слайд)

Цель урока: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и      культуре славянского народа.

                                Тема сегодняшнего урока:

             «Какими людьми были наши предки

На уроке работают 3 исследовательские группы: «Родии» «Россы» «Руссы»

       1группа работала над вопросом:

       

  1. Как выглядели славяне.

        Выскажем свое предположение.

         Какое высказывание верно?

   Мoжно ли по легендам и летописям представить облик славянина?

   Какое описание кажется вам наиболее выразительным? Почему?

  * Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, буд-то маков     цвет, шея белая, поступь величавая.

   *Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.

*Выступает 1гр. исследователей она расскажет нам  выглядели славяне.

(слайд) «Славянская семья»

 Как выглядели славяне.

           По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).

         Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

          Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительности. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок».

           Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.

            Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

           Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.

*А теперь выполните задание «Собери картинку», нужно составить образец мужской и женской    одежды из разрозненных частей. (работа в группах)

 

   Работаем быстро и правильно! (проверка по слайду)

А сейчас я приглашаю вас  посетить картинную галерею и увидеть…..

                                                2.Как работали славяне.

          Выскажем свое предположение.

Какое высказывание верно?

*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

Давайте задумаемся над тем, почему одни люди- трудолюбивые, а другие –ленивые.

Вспомним известную шутку:

                                     

                                -Тит, иди молотить!

                                 -Живот болит.

                                 -Тит иди кашу есть!

                                 -А где моя большая ложка?

*Выступает 2 гр. Исследователей, она расскажет нам  как работали славяне.

                                 

       Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

       Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

       Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе  они просто не выжили бы.

Трудно было жить во все времена.

Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)

 Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.

 Подбери однокоренные слова: помощь, помогать, помощник.

 А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу.

                                   

                                 

                 Никогда славянин не оставлял  своего брата, соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.

Трудились не только взрослые, но и дети. Например: девочки и мальчики вязали куколки из мочала.

Предлагаю сделать такую куклу.(по карте схеме, которая лежит у вас на парте) (работа в паре)

Физкультминутка: «Ручеек»

Выставка работ.

                  3. Как защищали Родину.

                               

Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».

*3 исследоват. гр. изучала это выражение.

Назовите первых древнерусских князей которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский)

Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет».

Работа в группах.  «Собери пословицу»

1.Трусливому и пень волком кажется.

2.Смелость города берет.

3.Кто с Россией не тягался, в правых не оставался.

1.Лучше смерть принять, чем Родину предать.

2.Смелый воин тысячи водит.

3.Честь солдата береги свято.

1.Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

2.Если народ един, он не победим.

3.Нет в мире краше Родины нашей. (проверка по слайду)

Умели славяне не только защищать Родину, но и принимать гостей и отдыхать.

                          Как принимали гостей.

        

            В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».

          А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»

         А еще в каждом доме угощали квасом. (дополн. мат. из энциклопедии)

                                         Как отдыхали славяне.

Текст учебника (с. 39)

Дети исполняют.

                  Колыбельная.   

Баю-баю-баюшки

Да прискакали заюшки

Люли-люли-люлюшки

Да прилетели гулюшки

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.

А мы просо сеяли, сеяли

Ой  дид - ладо сеяли-сеяли.

А мы просо вытопчем, вытопчем

Ой  дид - ладо вытопчем, вытопчем.

А чем же вам вытоптать, вытоптать

Ой  дид - ладо вытоптать, вытоптать.

А мы коней выпустим  выпустим, выпустим

Ой  дид - ладо выпустим, выпустим.

А мы коней переймем, переймем

Ой  дид - ладо переймем, переймем.

Ах  утушка моя луговая

Молодушка, моя молодая.

Ой  люли, люли, люли, люли молодая /2р.

Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите кто мы?

- Мы славяне!  (руки вверх)

Своей статью все пригожие

Все разные и все похожие

Зовемся ныне - россияне

Издревле кто мы?

- Мы славяне! (руки вверх)

Мы славяне молодые

Чтим предания святые

Наши предки день за днем

Помогают  нам во всем! (НИЗКО КЛАНЯЮТСЯ)

Ребята! ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К ЦЕЛИ УРОКА

Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том какими людьми были наши предки.

Рефлексия: Мальчик и девочка в славянском костюме собирают «Солнышко» и «Тучку»

Подведение итогов. Выступление библиотекаря.

Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».

1 гр.  « Скажи какой у тебя дом….»

2 гр.  « О первых каменных домах»

3 гр. « По одежке встречают»

 

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя Родина православная

Слайд 2

Как жили наши предки? История Предки Славяне

Слайд 3

Черныш по внешности Беляй Бессон порядковый номер Хорош Сёмушка по цвету волос Пятый

Слайд 4

Цель: Глубже изучить представление о быте и культуре славянского народа «Какими людьми были наши предки?»

Слайд 5

Как выглядели славяне? Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щёки алые, будто маков цвет, шея белая, поступь величавая 2. Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.

Слайд 6

Как выглядели славяне?

Слайд 8

Картинная галерея

Слайд 9

И.П.Аргунов Портрет женщины в русском костюме 18 век

Слайд 10

Как работали славяне? 1. Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались. 2. От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

Слайд 12

помочь помощь помощник помогать

Слайд 14

Как защищали Родину? «Нам чужой земли не надо, ни пяди, но и своей вершка не отдадим»

Слайд 15

1. Лучше смерть принять, чем Родину предать. 2. Смелый воин тысячи водит. 3. Честь солдата береги свято. Трусливому и пень волком кажется Смелость города берёт. Кто с Россией не тягался, в правых не оставался Враг хотел пировать, а пришлось горевать. Если народ един, он непобедим. Нет в мире краше Родины нашей.

Слайд 16

Как принимали гостей?

Слайд 17

Как отдыхали славяне?

Слайд 18

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

творческий интегрированный проект на основе технологии ,окружающего мира,литературного чтения.

По предмету труда   Человек – природа По сфере применения   Школа По интересам   Познавательный.  Экологический. По преобладающим технологическим процессам   Ру...

Интегрированное занятие для 2 класса по окружающему миру и технологии (с презентацией)

Данное интегрированное занятие по окружающему миру и технологии на тему "Где живут белые медведи и пингвины" способствует формированию целостного взгляда на мир, развивает коммуникативность, умение ра...

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса

Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий  мир"  по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...