Природные зоны России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Подъяблонская Татьяна Викторовна
материал необходим при изучении темы "Природные зоны России?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodovedeniya_v_4_klasse.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 4 классе

Тема:    Природные зоны России 

Оборудование:  магнитофон, аудиозаписи, картинки животных, плакаты, схемы, карточки  для самостоятельной работы, карта природных зон России, картины с изображением природных зон, гербарий.

Тип урока: Урок – обобщение

Вид урока: Урок путешествие

Ход урока

  1. Организационный момент.  Подготовка к уроку.
  2. Сообщение темы урока.

- Сегодня нам предстоит одно увлекательное путешествие. Это путешествие в природные зоны нашей страны. Во время путешествия мы с вами увидим и услышим много интересного природе, растительном животном мире нашей страны.

3. Обобщение знаний 

 1. Отправляемся в самую холодную природную зону. К бескрайним просторам       Северного Ледовитого океана  наш путь. Членами нашей экспедиции являются зоологи и экологи.  

    Арктика – это зона островов лежащих около Северного полюса. Здесь долгая, холодная зима короткое холодное лето, поэтому и растительность скудная – мхи, да лишайники.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день.   Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Зимой наступает  полярная ночь.  Темным темно и совсем холодно.  Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. (Показ видео фрагмента).

В тетради дети  заполняют схему:

Географическое положение

Арктика  занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и  Остров Врангеля.

Освещение

Полярный день, полярная ночь, северное сияние.

Растительный и животный мир.

Лишайники, мхи, рыба, белые медведи, чайки, моржи.

Это  очень холодная зона. Но это не значит, что на ней нет животных и растений.

Слово нашим зоологам.

-  Арктика - царство белого медведя. Отсутствие суши его не смущает, основное местообитание - льдины Северного Ледовитого океана.  Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу, тюленей, детёнышей моржей.

    Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие — тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела.

На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары» — гуси, чайки, гаги, крачки, кулики. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках ледниковых отложений — морен, вблизи снежников селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки.  За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды.

 Самостоятельная работа

Основная пища животных и птиц ….    На скалистых берегах собираются ….

Птиц с необычными клювами называют ….

Слово экологам.    К сожалению, из–за освоения Арктики человеком здесь возникли сложные экологические проблемы:  загрязнение северных морей;  уничтожение промысловых видов рыб;  охота на белых медведей и тюленей. Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары.  Ограничена рыбная ловля.  Созданы заповедники, например заповедник «ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ» 

Отправляемся в следующую природную зону.

2. Тундра  (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)  

 Цель нашего путешествия  - тундра.  Что означает Тундра в переводе с финского? Карта «Природные зоны России» (Видеофрагмент сопровождает рассказ учителя.)

- Суров климат тундры – зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Круглый год дуют свирепые ветры, а зимой свирепствует пурга. Даже летом земля практически не оттаивает (лишь на 10 – 25 см), а ниже сохраняется вечная мерзлота.

- Какое дерево является символом России?

- Сможет ли большая и красивая берёзка устоять в тундре?

- Какие берёзки в тундре и какая  у них наземная часть? (Стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.) Гербарий- Какие  животные могут здесь жить?

Что нам могут сказать наши зоологи?

- Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.

- Что могут сказать об экологических проблемах наши экологи?

- Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ёще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:

- нарушение почвы от гусениц тракторов, вездеходов – гибнут растения.

- местность загрязняется  нефтью во время её добычи.

- незаконная охота – браконьерство.

- оленьи пастбища вытаптывают, потому что оленей не всегда перегоняют на другие места.

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушение экологических связей в тундре?

3.Зона лесов.  Леса России. Карта «Природные зоны России

Стихотворение

- Здравствуй, лес, дремучий лес,  полон сказок и чудес!

Ты о чем шуршишь листвою ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?

Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы свои.

- В какую природную зону мы отправляемся дальше?

-Лесная зона южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно – Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Эта природная зона самая большая. В этой природной зоне три части. Какие? (Показ видео фрагмента)

- Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть зоны. Какие деревья здесь растут?

-Смешанный лес – в нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче.  У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

- Широколиственный лес -  сменяет дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Загадки о животных лесной зоны.

Блицтурнир:

1.Какой лес мы называем тайгой?

2.Плодами, какого дерева являются желуди?

3.Это животное умеет не только прыгать, но и летать?

4. Какое особое отличие у лиственницы?

Самостоятельная работа.

Тайга.      Смешанный лес.    Широколиственный лес.

(подписать деревья, в которые произрастают в этих лесах)

Экологи.

- По вине человека возникают экологические проблемы. Если раньше лес вырубали по мере надобности, то сейчас вырубают все что можно. Неумеренная охота привела к полному или почти полному исчезновению некоторых видов животных.

4. Пустыня.

Продолжаем путешествие по природным зонам России. Карта «Природные зоны России

Солнечный жаркий желтый поток,

Льется в пустыне на желтый песок,

В воздухе желтом и плотном как лед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Пустыня – это желтое и голубое.  Желтое -  пески под ногами. Голубое  - это небо.

- Каким цветом обозначена пустыня на карте?

В Росси пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане. В пустыне очень жарко. (Показ видео фрагмента)

- Какие растения могут расти в пустыне?

- Что могут сказать зоологи об обитателях пустыни?

Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников.

Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.

Заслушаем экологов.

Люди построили каналы, чтобы орошать землю. Это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, ч то в почвах стало много соли. Проблемой является и браконьерство.

- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы и как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача – исправить свои ошибки.

4. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы побывали в четырех природных зонах. О степной зоне вы подготовите сообщение дома.

Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"

Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...