урок-проект "Помоги птицам"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок-проект был проведён с уч-ся 1 класса. К этому уроку ребята серьёзно готовились и им конечно помогали родители. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_beregite_ptic.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – проект по окружающему миру в 1 классе

по программе «Планета знаний»

по теме: «Берегите птиц»

Цели:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  2. Развитие связной речи учащихся: обогащение лексики, обучение детей умению вести диалог, развитие монологической речи, развернутых рассказов.
  3. Воспитание любви к родной природе.
  4. Формирование у детей экологической ответственности за судьбу природы.
  5. Расширить знания по теме «зимующие птицы», расширить интерес к изучению природы.


Подготовка к уроку:

Деление класса на группы для выполнения проекта.

  1. Часть детей учат стихи, заданные учителем.
  2. Часть детей подбирают загадки о зимующих птицах.
  3. Часть детей готовят небольшие рассказы о зимующих птицах.
  4. Изготовление кормушек с родителями.
  5. Изготовление листовок. Написать сочинение об одной из  зимующих птицах.

Оборудование:

  1. снежинки, с одной стороны синий цвет, с другой стороны белый;
  2. картинки зимующих птиц: поползень, синица, снегирь, дятел, клест, свиристель, щегол, овсянка, воробей, сорока, ворона;
  3. картина «Зима»;
  4. таблица «Образцы кормушек»;
  5. грамзапись пения птиц;
  6. шапочки птиц;
  7. ребус: 40 а;
  8. телеграмма от птиц;
  9. карточки «Собери картинку, найди половинку»;
  10. выставка книг;
  11. таблица «Семена».
  1. Сообщение темы, целей уроков.

Удивительные творения природы -это птицы. Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли заботу о пернатых друзьях. Птиц на земле огромное количество. И их всех можно разделить на группы. На какие группы вы бы их разделили?


Зимующими мы называем тех, птиц, которые остаются с нами зимовать и тех, которые прилетают к нам на зиму. А для чего нам нужны эти знания? А чтобы вы хотели узнать о зимующих птицах?

  1. Игровая ситуация (стук в дверь)

Учитель: Кто же там? А ну-ка догадайтесь сами – кто же это?

40 а

(вывешивается ребус:                 (выходит сорока)

Учитель: Какой ужас! Ребята, как вы думаете, кто написал нам эту телеграмму? Да, я тоже думаю, что птицы. Им очень трудно пережить зиму, особенно если зима выдалась холодная.

Чтобы им помочь, надо хорошо знать зимующих птиц и чем они кормятся. А отправимся мы с вами в путешествие.

(уходим на улицу)

Учитель: Как красиво в зимнем лесу. Погода чудесная. Мороз и солнце. В лесу тихо. Послушайте стихотворение, а когда оно закончится, вы должны будете назвать зимующих птиц.

(стихи о птицах читают дети)

  1. Загадки

Учитель:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает,

По дворам ночует,

Коноплю ворует  (воробей).

Учитель: Верно. Давайте расскажем, как он выглядит? Где зимует? Где пищу находит? Какие звуки издает?

(рассказ детей)

Носит серьезный жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар» (ворона).

- Красногрудый, толстый, малоподвижный (снегирь).

- Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый (дятел).

- Чернохвостая, чернокрылая, горластая, разбойница (ворона).

- Маленький, серенький, невзрачный, но все, же драчливый, боевой, удалой (воробей).

- С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит (клест).

Маленькая, брюшко желтенькое, юркая, ловкая (синица).

- Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая (сорока).

У синицы клюв тонкий, а у дятла… толстый.

Ворона большая, а воробей… маленький.

Снегирь малоподвижный, а синица… шустрая.

Клест нарядный, а воробей… невзрачный.

Синицы высиживают птенцов летом, а клесты… зимой.

IV. Беседа

Учитель: Скажите ребята.

-А каких перелетных птиц вы, знаете? (ласточки, стрижи, жаворонки, иволги, аисты, кукушки).

 -Почему эти птицы улетают на юг: (Холод и голод. Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет).

- Что птицам страшнее зимой холод или голод?

Правильно – голод. НЕ страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из 10 синичек выживает только 2. А чтобы им помочь, мы должны… А что мы должны?

Дети читают стих. «Птичий мир»

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли!

Синица: Могли бы и сальца несоленого вывесить, у нас от соленого животы болят.

Клест: Я вообще голодным остался! Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечек?

Учитель: Успокойтесь птицы! Все будет в порядке!

Как видите мало сделать кормушку – она должна быть удобной для птиц, но еще  надо хорошо знать, какой корм нужен птицам. А кормушки можно сделать вот такими.

(развешивание кормушек)

V. Рассказ учителя

Учитель: Ребята, давайте определим, какая птица какой корм выберет. Об этом можно догадаться по форме клюва.

Толстый клюв у зерноядных птиц (воробья). Тонкий острый – у птиц, которые будут клевать и сало и творог. Это синицы, дятел. Синицы своими острыми клювами могут расклевать семена дыни, арбуза, тыквы, подсолнечника. А воробью это не под силу. Для них лучше всего крошки хлеба. Хлеб дл птиц – только белый. Красавцы снегири любят ягоды рябины, бузины. Щеглы – семена лопуха, репейника, лебеды, крапивы, конского щавеля. Годятся птицам крупяные и зерновые отходы, кашка. Для всех особым лакомством служат семена подсолнуха, конопли.

Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы, что любят.

Семена подсолнечника - любят все птицы

Семена овса – овсянки, синички

Семена арбуза - синицы, поползни

Пшено, просо – овсянки, воробьи, синички

Семена тыквы, дыни, кабачков – поползни, синицы, воробьи

Кедровые орешки – поползни, дятлы

Ягоды рябины, калины – снегири, свиристели

Семена льна – любят все птицы

Семена клевера – щеглы, воробьи, синицы.

Дети насыпают корм в кормушки и наблюдают за птицами.

VI. Итог

- Что было сделано?

- Что получилось, а что не получилось?

- Что нового вы узнали за время проекта?

- Чему научились?