Урок "Изменние климата"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок можно использовать, как одну из тем классного часа. В конспекте занятия представлены причины глобального потепления, связанные с деятельностью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Урок по теме «Изменение климата». ( 3 класс)

Урок составила учитель начальных классов : Соколова Светлана Владимировна

                                           Гимназия № 42 Приморского района.

  1. Организационный момент.

 На нашей планете- великой Земле
Дивлюсь я природе, её красоте.
Люблю я ,как ветер играет в траве,
Средь пышных деревьев- зеленой листве.

Люблю , когда солнце бросает лучи,
И звездное небо сияет в ночи.
Люблю я прохладу тенистых аллей
И ветер свободный, как веет с полей.

Одна во Вселенной планета Земля,
Где есть и пустыни , леса и моря.
От сумерек темных до светлого дня
Плывет по орбите планета Земля.

     

  1. Подготовительный этап.  

         

          

Когда-то давно эти животные населяли нашу планету.

- Как вы думаете, почему их сейчас нет? (вымерли)

- Что послужило причиной вымирания? (может быть не было еды, убили, холод,…)

Посмотрите на географическую карту. Именно здесь археологи нашли останки этих животных, что послужило поводом к выводу об их месте прежнего проживания.

- Какой здесь сейчас климат? (суровый)

- А ведь когда-то на этой территории были иные условия. Что же произошло?

Примерно 65 млн. лет назад, по предположениям учёных, наша Земля столкнулась с астероидом. Это привело к изменению климата, наступил ледниковый период (вечная мерзлота), мамонты не сумели приспособиться к новым условиям, что и привело к их гибели.

  1. Введение в новую тему.

Прошло много лет. Начался новый этап зарождения жизни. Люди стали постепенно осваивать некогда забытые  территории, жизнь стала налаживаться. Но вновь грядёт новая катастрофа – глобальное потепление.

- Что вы слышали о предстоящем глобальном потеплении? (ответы учащихся)

Сегодня мы с вами на уроке попытаемся ответить на вопросы:

  1. А) Что такое глобальное потепление?
  2. Б) Каковы его последствия?
  3. В) Причины глобального потепления.
  4. Г) Что делать?

А) Как вы понимаете слово глобальное? (обширное, большое). Итак, глобальное потепление – это обширное потепление на нашей планете, то есть температура воздуха станет гораздо выше. Хорошо это или плохо? (предположения детей)

                             

                                 +

                                -

Все время тепло, не надо носить теплую одежду

Не все любят жару

Можно все время купаться

Можно кататься на санках, лыжах

Можно ходить в лес за грибами и ягодами

Играть в снежки

Б) - Давайте попытаемся дать ответ на следующий вопрос: к чему может привести потепление?

Проведём опыт. Возьмём кусочек льда и поднесём его к настольной лампе.

- Что мы наблюдаем? (лёд начинает таять)

- Что образовалось на блюдце в результате таянья? (лужица)

- А теперь давайте обратимся к модели нашей планеты – глобусу. Посмотрите, на севере, в Арктике, находится большое количество ледников. Если температура начнёт повышаться, то что будет происходить с ледниками? (они начнут таять)

- К чему это может привести? (часть суши начнёт уходить под воду)

Для наглядности учитель берёт глобус и выливает на него стакан сметаны (представим себе, что это тающий ледник).

- Что происходит? (действительно части материков уходят под воду)

- Итак, к чему это может привести? (к гибели людей, растений, животных. Многие виды не смогут приспособиться к новым условиям)

В) Итак, последствия мы увидели, а что же является причиной глобального потепления?

(просмотр д/ф – 1,5 мин. о деятельности человека)

- Какое воздействие оказывает человек на окружающую среду? (ответы детей: выхлопные газы от автотранспорта, дымящиеся трубы фабрик и заводов, вырубка лесов, ТЭЦ и т.д.)

                     

                         

 заводы и фабрики                 транспорт                                          ГЭС                                          ТЭЦ

 

           леса

К чему приводит такая деятельность человека? (к загрязнению окружающей среды)

- И не только. Дело в том, что все эти выбросы газов  скапливаются и образуют некую плёнку, которая не пропускает эти испарения в атмосферу, что приводит к нагреванию поверхности Земли и соответственно к повышению температуры.

Учитель наглядно показывает этот «парниковый эффект» на примере электрического чайника. Вскипятим воду и поднесём к носику чайника плёнку.

- Что мы наблюдаем? (капельки пара не поднимаются вверх, а  остаются на внутренней стороне плёнки. Пар остывает, превращается в воду, капли стекают вниз.)

                                           П А Р Н И К О В Ы Е    Г А З Ы

                                 

                               

Г) - Что можно сделать в сложившейся ситуации? Ведь согласитесь, что, к примеру, отказаться полностью от электричества, или скажем транспорта, мы не можем. А вот сократить потребление – это я думаю в наших силах.

(Работа в группах).

Каждой группе предстоит найти варианты, позволяющие сократить образование и скопление парниковых газов (время на обсуждение 3 минуты)

Поочерёдно, после обсуждения в группах,  одному представителю предоставляется слово.

На доске предложения детей фиксируются.

                   Мы можем :

  1. Экономия электроэнергии (использование энергосберегающих ламп, контролировать разумный и экономный расход электричества дома и в школе)
  2. Переработка вторичного сырья – это обойдётся гораздо дешевле (сбор макулатуры, металлов, пластика и других отходов)
  3. Экономный расход воды (установка счётчиков, устранить течь из кранов и труб водоснабжения)
  4. Теплоснабжение (заклейка окон на зиму, установка регуляторов подачи тепла на батареи, дополнительное утепление  стен домов)
  5. Прекратить вырубку лесов
  6. На транспорте: строгий контроль при техническом осмотре машины за выбросом газов, нельзя оставлять машину с включённым двигателем, использование топлива хорошего качества, ездить на машинах с экономным расходом бензина; в ряде случаев не пользуйся машиной, а пройди пешком.

  Все эти меры будут способствовать меньшему выбросу в атмосферу и скоплению парниковых газов, что благоприятно скажется на  климате  нашей Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование психологического климата в коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психологического климата в учебных группах …………………………………………………..5 1.1. Теоретическое обоснов...

Проектная деятельность в начальной школе часть 2 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

В результате проекта учащиеся смогут расширить свои  знания по данной теме, станут  умелыми пользователями Интернета. Проект способствует развитию мыслительных и творческихспособностей...

Проектная деятельность в начальной школе часть 1 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.Проектная и исследовательская деятельности дают возможность...

Проектная деятельность в начальной школе часть3 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

Презентация о страусах,фотографии с фермы по разведению страусов, выставка детских рисунков. Приложение....

Конспект внеклассного мероприятия "Изменение и сохранение климата

В методической разработке представлены материалы на экологическую тему в номинации "Изменение и сохранение климата" . Через красоту и тайны цветов я стараюсь прививать любовь к окружающему миру,...

ДОКЛАД «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»

Что же такое комфорт?Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя с...

Тестовое задание по теме "Погода. Климат." в 3 классе, Н.Я. Дмитриева.

Тестовое задание по теме "Погода.  Климат." в 3 классе, Н.Я. Дмитриева....