Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы в селе"
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

Арсланова Гульсем Фаиловна

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc50 КБ
Office presentation icon prezentaciya_my_v_sele.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

 по окружающему миру для 1 «а» класса

учителя начальных классов

II квалификационной категории

МОУ «Икшурминская средняя общеобразовательная школа                                им. Байкиева К. С. Сабинского муниципального района                                      Республики Татарстан»

Арслановой Гульсем Фаиловны

УМК «Перспектива»

                 

2010 – 2011 учебный год

Тема: МЫ В СЕЛЕ

      Задачи урока: закрепить понятие «земляки», детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения понятия «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне), представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей, воспитывать трудолюбие, доброе отношение друг к другу.
      
Планируемые достижения учащихся: понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки — односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (ее) названию.
      
Оборудование. У учителя — презентация, клубок, микрофон, предметы для путешествия, ваза со цветочками для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.                                                                                                                                                    

- В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).

- Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех. - Я рада, что у всех отличное настроение.

2. Целеполагание и мотивация.                                                                                   (Слайд № 1)

Какое счастье жить в деревне,
Вокруг вода, леса, луга, поля,
И возле домика фруктовые деревья,
А чуть подальше к лесу тополя.
Здесь летом очень мило и красиво,
И летний воздух очень чист,
Деревья шелестят листвой игриво,
В сирени слышен соловьиный свист.
А ласточки, кружа над косогором,
Гоняют комаров и мошкару,
Кукушки эхо слышится над бором,
Туман над речкой стелется к утру.
Проходит ночь и утро наступает,
И снова солнце над рекой встает.
Пастух на поле стадо выгоняет,
Паук на ветке паутинку вьет.

- Ребята, вам понравилось это стихотворение?                                                                                              - Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о деревне, о селе)

– Да, тема нашего урока «Мы в селе». Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

3. Работа над новой темой. 

- Ребята, сегодня мы снова пойдем в путешествие. Вы уже собрали вещи в нашу дорожную сумку? Нет? Тогда давайте соберём вместе. (У доски работает один ученик. Он собирает вещи в сумку. Остальные отмечают в тетради.) Я буду показывать предметы. Если вещь подходит для путешествия, вы хлопаете в ладоши. Если нет, то сидите тихо. (Учитель перечисляет предметы со с. 3 рабочей тетради, называя дополнительно еще какие-либо нужные или лишние в пути вещи: атлас-определитель, компас, подушка, фотоаппарат, скакалка, блокнот, ручка, будильник, видеокамера, кукла, пластилин, раскраски, телефон. Дети обосновывают свой выбор.)
- Ребята, посмотрите на с. 6—7 учебника и на экран (Слайд № 2), и попробуйте догадаться, куда сегодня поведет нас волшебный клубочек. Давайте представим себе, что бы мы услышали, увидели, какие запахи почувствовали бы, что ощутили бы босыми ногами, если бы эти картинки вдруг ожили. (Запах травы, цветов, дуновение ветра, колыхание деревьев и шум их листвы, мычание коров, пение птиц, перекличку людей на поле.) Эти картинки так и манят пробежаться по полю, погладить мягкий, шелковистый бок козы, дойти до леса и проверить, много ли там грибов и ягод, поговорить с этими веселыми, приветливыми людьми, окунуться в ароматное щедрое лето. Давайте подберем слова, какими можно описать настроение этих страниц. Я начну сама. Следующим называет слово тот, у кого в руках окажется волшебный клубочек. Так у нас получится большой букет или венок из добрых слов.  Я предлагаю слово лад.                                                                                           (Далее работа проходит по типу игры в снежный ком. Учитель помогает в подборе слов, помогая детям свободно выражать впечатления и мысли. В случае затруднений учитель сам называет слово, просит найти подходящую к этому слову иллюстрацию, спрашивает у детей об уместности выбранного определения.) (Слова: мир, покой, простор, труд, помощь, дружба, любовь, свобода, счастье.
)
- Наш волшебный клубок катится дальше.
          (Учитель показывает детям карту России. Слайд № 3)                                                      – Ребята, посмотрите, как велика наша Родина! Как широки её просторы, пригодные для земледелия, ждущие добрых и трудолюбивых рук!                             - Ребята, как вы думаете, а люди каких профессий  работают в селе?  (тракторист, доярка, комбайнёр, скотник, пастух, агроном, ветеринар)                                                                                                                                       - Посмотрите на экран (Слайд № 4), на страницы учебника, и скажите, что делает доярка?  А что делает тракторист? А комбайнёр? Что делает пастух? Как вы думаете, лёгок ли их труд? Кто хочет стать комбайнёром, когда вырастет? А кто трактористом? Кто хочет стать дояркой? Кто вообще хочет работать на селе? Какую пользу бы вы принесли людям?  Почему землю называют матушкой-кормилицей? Почему тех, кто работает на земле, называют земледельцами, кормильцами?

– А теперь немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Физкультминутка.  Дети прыгают попеременно то на одной, то на другой ножке и выкликают:

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!
Брызжи в поле пуще,
Станет травка гуще!

- Наш волшебный клубок катится дальше.

- Ребята, посмотрите на экран (Слайд № 5). Вы узнаёте этих людей? Где они живут? А как можно назвать людей, живущих в одном селе? (Односельчане.) В каком селе живут эти люди? (В Икшурме) Значит, как ещё можно их назвать? (Икшурминцы) Как мы назовём Диляру, Рому, Динара, Эдика, Лейсан, Язилю, Расима? (Икшурминцы) А как будут называться Айсылу, её мама, папа, брат, соседи? (Трисоснинцы) А Ляля, её родители, сёстры, соседи? (Татикшурминцы) А как называют людей, живущих в Сабах? В Кибячах? В Арташе? И вот представьте себе, что где-то далеко от родного села, лет через 20, вы неожиданно встретили своего одноклассника.  Вы пройдёте мимо, ничего не сказав? (Учитель приглашает к себе двоих детей, по желанию, и предлагает им разыграть сценку, в которой двое прохожих неожиданно узнают друг в друге односельчан, обнимаются, здороваются.) Ребята, как могут назвать друг друга эти люди? (Земляками, т. е. людьми, которых соединила одинаково сильная любовь к земле, где они родились и живут (жили).) Посмотрите еще раз на с. 6—7 учебника и скажите, кто из этих людей как будто говорит: “Мы в селе — это я и мои земляки-односельчане”». (Принимаются и поощряются любые ответы. Учитель обращает внимание детей на общее спокойное, умиротворенное настроение, характерное для рисунка, репродукций картин, фотографий и спрашивает: «Можно ли сказать, что все эти люди любят то место, где они живут, что они счастливы?»)                                                                                                                                                  

-Ребята, мы отправляемся за нашим клубочком дальше…

- К нам сегодня на урок из Казани приехала корреспондент газеты. Она хочет узнать, чем же отличается сельская жизнь от городской. (Слайд № 6) Сейчас мы поработаем в парах. Подумайте, обсудите с соседом и ответьте на вопросы корреспондента. (Учитель предлагает форму работы, в которой детям предстоит объяснить отличие сельской жизни от городской. Они должны привести доказательства привлекательности сельской жизни и высказать свои предложения по благоустройству сельского быта корреспонденту газеты. Его роль выполняет ученица, подходя к парам и предлагая отвечать в импровизированный «микрофон». Ребята представляются жителями своего села, образовывая общее название жителей от соответствующего названия. Каждая пара рассказывает, что дает хозяйство его села для жителей города.)              

     - Наш волшебный клубок катится дальше.

- И вот мы с вами оказались на фестивале «Мое село». (Слайд № 7) А на фестивале всегда бывает интересно, весело, ярко. У нас тоже есть участники фестиваля. Они хотят перед вами выступить. (Дети называют село, в котором они живут, и дают устно краткое его описание, показывают рисунок или презентацию)  Понравились вам выступления?

4. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?                                                                                                            - Где в жизни вам пригодятся знания, полученные на уроке?
- А где вы хотели бы жить: в селе или в городе?

 – Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся попасть в город, чтобы найти хорошую работу, сходить в театр, в музей или в цирк. А жители города едут в село, чтобы подышать свежим воздухом и отдохнуть от суеты больших городов.

5. Рефлексия.

- Перед вами лежат красные и синие цветочки. Кто  думает, что хорошо работал на уроке и всё понял, положите в вазу красный цветок. А кому ещё не всё понятно или он думает, что недостаточно хорошо работал на уроке, положите синий цветочек.  

- Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какое счастье жить в деревне, Вокруг вода, леса, луга, поля, И возле домика фруктовые деревья, А чуть подальше к лесу тополя. Здесь летом очень мило и красиво, И летний воздух очень чист, Деревья шелестят листвой игриво, В сирени слышен соловьиный свист. А ласточки, кружа над косогором, Гоняют комаров и мошкару, Кукушки эхо слышится над бором, Туман над речкой стелется к утру. Проходит ночь и утро наступает, И снова солнце над рекой встает. Пастух на поле стадо выгоняет, Паук на ветке паутинку вьет.

Слайд 6

ГОРОД СЕЛО

Слайд 7

Фестиваль "Моё село"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

разработка урока по окружающему миру ,4 класс

урок по учебнику А. А. Плешакова.,разрешает рассмотреть сезонные особенности климата, показывать взаимную приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов,рассмотрет...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...