Зимующие птицы!
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Баузер Алла Владимировна

Урок посвящён воспитанию у детей любви к природе, заботе о птицах и бережное отношение к ним!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_pticy.docx249.24 КБ

Предварительный просмотр:

                         Классный час на тему  «Помогите зимующим птицам!»

Цель: Расширить знания учащихся о жизни птиц зимой, о кормах, используемых людьми  для  

           зимующих птиц; развивать умение находить взаимосвязи в природе; воспитывать любовь        

           к природе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: Фонограмма с голосами птиц;

                                Рисунки детей, фотографии, открытки с изображением птиц;

                                Карточки с названиями корма для птиц;

                                Блюдо с « угощениями» для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина,                    

        семена растений.

        Ход занятия:

I.Мобилизующий этап:              Встаньте ровно, ребятишки-

        И девчонки, и мальчишки!

        Руки вверх все, потянулись,

        Мне все мило улыбнулись.

        Всем здоровья пожелаем

        И урок наш начинаем.

 II. Новый материал: звучит запись голосов птиц.

Учитель: Что вы сейчас представили?

        -В какое время года можно услышать голоса птиц?

        - А как вы думаете: зимой можно услышать такое чудесное, оживлённое пение

         птиц?  Почему?

                              - Когда поют птицы?

Учитель:  Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Птицы – это песни и полёт, это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат круглый год, голоса их слышны днём и ночью. На земном шаре насчитывается около 8500видов птиц. На территории гнездится около250 видов. Большинство птиц ещё осенью покинули наши края и улетели в тёплые страны. Но не все пернатые предпочитают жить на чужбине. Некоторые остаются жить с нами. Кто они? ( Воробьи, сороки, голуби, галки, вороны)

Ученик: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом ветви деревьев. И среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим птиц зимнего леса. Вы легко их узнаете по описанию.

Учёный – орнитолог: Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Кто это? (Воробей)

Ученик: Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из - под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди,  не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке аккуратненькие да гладенькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего не пойму.  Может вы, ребята, объясните причину  такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло.)

Ученик: Это красивая птица. У неё на голове красивая шапочка, щёки белые, на головке чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто- зелёная, а брюшко жёлтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. Что это за птица? (Синица)

Ученик: Синяя синица! Розовый снегирь!

Отчего мне снится весь в снегу пустырь?

И на скользком насте трепет птичьих крыл?

Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек, слышен сердца стук.

А лететь не хочет из горячих рук.

Быль – она вернее всяких небылиц:

С голода ручнеют стайки зимних птиц.

Учёный – орнитолог: Это беспокойные птички и минуты не посидят. Все движения у них порывисты и быстры. Летом  синицы питаются насекомыми, а зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. На деревьях находят яйца каких – либо  бабочек, оцепеневших гусениц в трещине коры или куколок, прикреплённых к сучку паутиной. За день синицы съедают множество гусениц, куколок, яичек.

Ученик:  У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица – труженик. Расклюёт в своей « кузнице» шишку и летит за новой. Кто это? (Дятел)

Ученик: В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

 Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а  кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный.  Самый редкий вид дятлов  – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень,  где дятел долбит шишку, добывая семена.)

Ученик: А это кто, догадайтесь. Эта птичка небольшая, цвета красного с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза. (Клёст)

Ученик:  Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Учёный- орнитолог:  Самцы у клестов – красные, а самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

Ученик: А это что за птица? Голова, хвост, крылья у неё чёрные, а по бокам у неё белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Это  подвижная суетливая птица. (Сорока)

Учёный – орнитолог: У сороки прозвище белобока из – за белых пёрышек по бокам. Это ловкая, суетливая, подвижная птица. Зимой сороки вместе с галками и  воронами разлетаются по деревням и ищут себе еду.

Ученик: У этой птицы крупное продолговатое тело,  большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, остальное тело серое. Кто это? (Ворона)

Учёный-орнитолог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Учитель: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. Кто это? (Галка)                             Учёный-орнитолог: (показывает рисунки с изображением грача и галки)

Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало. Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.

 Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.

Учитель: Назовите зимующих птиц, которых узнали вы по описанию.(Сорока, ворона, воробей, дятел, клёст, синица, галка, снегирь)

Учитель: Сейчас мы немножко  отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Если я буду называть зимующую птицу – встаньте,   присядьте и помашите руками, как крыльями, если назову перелётную птицу. (Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, кукушка, скворец, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, галка)

Учитель:  Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже  проворным и шустрым,  приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади (читают ученики)

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Учитель: У птиц невероятно быстрое усвоение пищи, идущей на обогрев тела. Птицы необычайно прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 килограммов пищи. Для чего птицам нужен такой аппетит?

Ученик: Такой аппетит нужен птицам для получения энергии для полёта. Если есть у птиц корм, то мороз им не страшен.

Учитель: Из карточек со словами выберите то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц.  Дополните список.

  1.  Рябина.
  2. Макароны
  3. Семечки.
  4. Ягоды шиповника
  5. Ржаной хлеб.
  6. Белый хлеб
  7. Шоколадные конфеты
  8. Яблоко
  9. Пшено (крупа)
  10. Гречневая каша
  11. Сало соленое
  12. Кусочки сырого мяса и др.

Проверка задания: с блюда с "угощениями" для птиц выбираются полезные и вредные продукты.

Учитель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней  и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода.  Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее относиться ко всему живому.

Ученик: Морозы жестокие в этом году….

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку в её конуре –

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за них,

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им…

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода!

Ученик: Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

              Не богаты их корма – горсть одна нужна.

              Горсть одна – и не страшна

              Будет им зима.

              Сколько гибнет их – не счесть!

              Видеть тяжело!

              А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

              Приучите птиц в мороз - к своему окну,

              Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

Учитель: Ребята, тех кормушек, которые сделали вы недостаточно для птиц. Давайте нарисуем плакаты, напишем обращение к людям с призывом позаботиться о птицах и развесим их  в школе и на домах, где вы живёте. Вот тогда другие ребята и взрослые откликнутся на наш призыв. Это будет большим делом, которое мы сделаем для охраны природы. (Ребята в группах  рисуют плакаты с надписями: Птицы – наши друзья! Берегите птиц! Помогите птицам! Покормите птиц зимой!)

Ученик: Каждый день, когда встаём

                 Мы с братишкою вдвоём,

                 Взяв крупы и хлебных крошек,

                 На крыльцо бежим скорей.

                 Много ласковых, хороших

                 Прилетает к нам друзей.

                 На кормушке сидя, птицы

                 Чистят клювики свои.

                 Тут щеглы, чижи, синицы

                 И проныры воробьи.

                 Ждут нас также терпеливо

                 И красавцы снегири…

                 Все привыкли – не пугливы,

                 Хоть руками их бери.

III. Итог занятия:

Учитель: Что нового вы узнали?  Что вас взволновало?  Чем запомнился  вам классный час?

Ученик: Птицам очень трудно зимой. Им надо помочь пережить зиму. Наша обязанность накормить братьев  наших меньших.

Учёный-орнитолог: Самое главное, что многие из вас, наверное, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам  вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Где зимуют зимуют птицы?

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...