Главные вкладки

    Конспект урока тема "Арктика"
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

    Журавлева Галина Петровна

    Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, тема "Арктика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_arktika_-_kopiya.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Ледяная зона.

    Цели урока: на примере ледяной зоны усвоить план, по которому на последующих уроках будут изучаться все другие природные зоны; формировать у учащихся понятие "Арктика", "Ледяная зона", умение находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

    Оборудование: учебники, карта природных зон России, плакат по ледяной зоне, иллюстрации животного и растительного мира Арктики, презентация (на диске).

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Работа по теме урока.

     - Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы

     - Сегодня на уроке у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». Его мы посвящаем изучению ледяной зоны. Разделимся на 4 группы: географы, биологи, зоологи и экологи. Заседание нашего клуба пройдет по плану: (на доске)

    1. Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны (группа географов).
    2. Растения ледяной зоны (группа биологов).
    3. Животные ледяной зоны (группа зоологов).
    4. Арктика и человек (группа экологов).

    Даем слово группе географов.

    Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны.

    Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте).

    Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

    - 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

    Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

    Дадим слово группе биологов.

    Растения ледяной зоны.

    Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь.                   Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

    В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.

            ФИЗМИНУТКА

    Дадим слово группе зоологов.

    Животные ледяной зоны.

    Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха.  У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

    У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

    На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

    Слово нашим экологам.

    Арктика и человек.

    Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

    На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

    В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.  

    Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

    3. Работа над обобщением материала.

    - Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики.

    - Какие растения и животные характерны для арктической зоны?

    - Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

    - Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?

    - Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?

    4. Закрепление пройденного.

    Решение кроссворда "Арктика".

    Если правильно отгадаешь кроссворд, то по центру  прочитаешь слово.

    Вопросы.

    1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.

    2. Близкий родственник тюленя.

    3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.

    4. На них очень любит поохотиться белый медведь.

    5. Самое распространенное растение полярных районов.

    6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

    7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    Ответы. 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.

    5.Домашнее задание.

    Статья из учебника на стр. 66-73, ответы на вопросы.

    **Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

    Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

    Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...