Программа по курсу ОБЖ для специальной (коррекционной) школы VIII вида, 1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру по теме

Старцева Ксения Николаевна

Учебная рабочая программа по курсу ОБЖ со здоровьесберегающими технологиями разработана в 2009-2010 учебном году. Расчитана на учащихся начальных классов специальных коррекционных общеобразовательных школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obzh.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида».

Учебная программа по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

со здоровьесберегающими технологиями для начальной школы VIII вида

1 – 4 классы

Программа принята на педагогическом совете

по итогам работы 2009-2010 уч.год

Составитель:

учитель начальных классов VIII вида

Старцева Ксения Николаевна

Березники, 2009 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………….3
  2. Примерное распределение учебных часов ……………………………….7
  3. Содержание программы …………………….……………………………..8
  4. 1 класс ……………………………………………………………….………8
  5. 2 класс ………………………………………………………………………11
  6. 3 класс ………………………………………………………………….…..14
  7. 4 класс ……………………………………………………………………...17
  8. Список литературы …………………………………………………..……20

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни:  удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

        В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная программа "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованная Министерством Образования РФ, дополненная и расширенная

        Цели программы:

  1. формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

Задачи программы:

  1. Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
  2. Сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
  3. Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Программа построена по концентрическому принципу.

Программа является модифицированной.

Имеется возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, безопасности жизнедеятельности, социологии.

Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  1. провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;
  2. сюжетно-ролевые игры;
  3. активные паузы/ проведение физкультминуток.

На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.

Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.

Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.
  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут.
  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения.
  8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
  11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
  12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).
  13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
  14. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.
  15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе.

Примерное распределение учебных часов

Наименование разделов

Содержание разделов

Количество часов по классам

Общее количество часов

I

II

III

IV

I раздел – 76 ч. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

II раздел – 28 ч. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

Практические занятия – 24 ч.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

2. Основы здорового образа жизни.

24

-

2

6

22

-

4

6

16

4

6

6

14

6

6

6

76

10

18

24

Всего: 128

32

32

32

32

128

Содержание программы

1 КЛАСС

Примерное распределение учебного времени

Разделы и темы

Количество часов

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Безопасность и опасность  – что это такое?

Улица полна неожиданностей.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Это должны знать все!

Мы пассажиры.

Безопасность на воде.

Безопасность в помещении

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

2. Основы здорового образа жизни.

Что значит быть здоровым?

Практические занятия.

6

3

2

3

2

2

6

2

6

Итого

32

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

  1. Условия безопасного поведения учащихся.

Безопасность и опасность  – что это такое?

        Безопасность. Опасность. Опасные ситуации: авария, природная катастрофа, пожар, экологическая катастрофа, производственная катастрофа. Источники опасности. Пар и кипяток. Электричество. Осторожность. Если ты потерялся в городе. Почему во время опасности нельзя теряться?

Улица полна неожиданностей.

Безопасность на улице. Как правильно переходить дорогу. Как вести себя с незнакомыми людьми. Безопасное поведение на лестничной площадке.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

        Дорожные знаки. Светофор. Сигналы регулирования дорожного движения.

Это должны знать все!

        Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Движение группами. Где можно и где нельзя играть? Службы-помощники (01, 02, 03, 04)

Мы пассажиры.

        Транспорт нашего города. Правила безопасного поведения в транспорте. Как лучше защитить себя во время аварии.

Безопасность на воде.

        Водоемы летом и зимой. Правила безопасного поведения на воде. Основные спасательные средства.

Безопасность в помещении.

        Какие опасности нас подстерегают в помещении? Меры предосторожности при самообслуживании в классе, во время общественно-полезного труда. Меры предосторожности при обращении с огнем. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.

Практические занятия.

Игра «Определи, что неправильно делает мальчик». Правильно распределить режим дня. Игра-лабиринт «Определи безопасный предмет». Ролевая игра «Здравствуйте, я … (милиционер, пожарный, врач). Игра-лабиринт «Безопасный путь к самостоятельности». Разбор правильного движения группами. Что делать, если в школе возникнет пожар.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

2. Основы здорового образа жизни.

Что значит быть здоровым?

        Режим дня. Зарядка. Утренняя гигиена. Вечерняя гигиена. Правильное питание. Отдых. Виды отдыха. Прогулка. Как правильно смотреть телевизор.

Учащиеся должны знать:

  1. О безопасности и опасности;
  2. Светофор и его сигналы;
  3. Правила поведения в транспорте;
  4. Режим дня;
  5. О правильном питании.

Учащиеся должны уметь:

  1. Соблюдать элементарные правила пожарной и электробезопасности;
  2. Соблюдать правильно режим дня;
  3. Переходить улицу по сигналу светофора.

2 КЛАСС

Примерное распределение учебного времени

Разделы и темы

Количество часов

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Окружающая среда – что это?

Современное жилище.

Огонь – друг и враг человека.

Природа.

Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно-транспортный травматизм.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

2. Основы здорового образа жизни.

Немного о ЗОЖ.

Практические занятия

2

4

3

4

5

4

4

6

Итого

32

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Окружающая среда – что это?

Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни? Что нужно сообщить при вызове экстренных служб?

Современное жилище.

Современное жилище, его конструкция и особенности коммунально-бытового обеспечения. Чем оно опасно для человека? Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой?

Огонь – друг и враг человека.

Какую пользу приносит огонь человеку и какой вред может он причинить ему. Противопожарные меры, которые мы должны знать и как действовать при пожаре. Средства остановки огня. «План эвакуации». Средства защиты дыхания.

Природа.

Взаимодействие человека с природной средой. Правила поведения с природой и животными. Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие на воде. Меры безопасности при обращении и уходе за животными. Если ты заблудился в лесу. Компас. Экология.

Правила поведения учащихся на улице. Дорожно-транспортный травматизм.

Повторение изученного в 1 классе о ПДД. Что такое ДТП? Места игр, катания на велосипедах, лыжах, роликах, коньках. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено». Разметка улиц. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

  1. Основы здорового образа жизни.

Немного о ЗОЖ.

Питание по времени. Переедание. Недоедание. Личная гигиена. Средства личной гигиены. Одежда. Сезонная одежда. Что если неправильно оделся?

Практические занятия

Ролевая игра «Позвони в экстренную службу». Конкурс рисунков на тему «Безопасная комната». Действия при возникновении пожара. Бизнес игра «Мы из Гринписа». Если заблудился в лесу.

Учащиеся должны знать:

  1. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни;
  2. О съедобных и несъедобных ягодах, плодах, грибах;
  3. Элементарные меры безопасности при обращении с животными;
  4. 1-2 дорожных знака;
  5. Об экологии в природе;
  6. Об особенностях сезонной одежды.

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно пользоваться электроприборами;
  2. Соблюдать правила безопасного поведения на природе;
  3. Ориентироваться по компасу;
  4. Правильно ухаживать за собой.

3 КЛАСС

Примерное распределение учебного времени

Разделы и темы

Количество часов

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Чрезвычайная ситуация – что это?

Бытовой травматизм.

Правила поведения на воде.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Безопасность пассажиров

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Что такое первая медицинская помощь?

Кожа.

2. Основы здорового образа жизни.

Что такое инфекционные болезни?

Практические занятия

2

4

3

5

2

2

4

4

6

Итого

32

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Чрезвычайная ситуация – что это?

Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в районе расположения школы. Что делать при ЧС?

Бытовой травматизм.

Что такое бытовой травматизм? Виды травм (ожоги, раны, ушибы). Травмы во время подвижных игр, на уроках труда и при работе на приусадебном участке. Как помочь себе и товарищу.

Правила поведения на воде.

Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Игры в воде. Как помочь утопающему. Вода зимой. Правила поведения на льду.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Повторение материала 2 класса. Безопасность пешеходов. Разбор конкретных ДТП, их причин. Перекрестки и их виды. Дорога и ее составные части. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Безопасность пассажиров

Обязанности пассажиров. Правила перехода улицы (дороги) при высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса).

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Что такое первая медицинская помощь?

Что такое ПМП. Виды ПМП. Виды перевязок. Когда применяют ПМП? Что необходимо для ПМП?

Кожа.

Кожа. Порезы. Раны. Ушибы. ПМП при порезах, ранах, ушибах. Способы бинтования.

2. Основы здорового образа жизни.

Что такое инфекционные болезни?

Что такое инфекционная болезнь? Укусы диких животных. «Болезнь грязных рук». Способы борьбы с инфекционными болезнями. Способы передачи инфекционных болезней.

Практические занятия

Действия по сигналу «Внимание всем». Экскурсии. Сбор лекарственных трав. Ролевая игра «Медпункт».

Учащиеся должны знать:

  1. Виды травм (ожоги, раны, ушибы);
  2. Составные части дороги;
  3. Лекарственные травы;
  4. Понятие инфекционной болезни;
  5. О ПМП.

Учащиеся должны уметь:

  1. Пользоваться ПДД;
  2. Оберегать себя от инфекционных болезней;
  3. Перевязать рану.

4 КЛАСС

Примерное распределение учебного времени

Разделы и темы

Количество часов

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Транспортные средства.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Безопасность пешеходов.

Безопасность на воде.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и ПМП.

2. Основы здорового образа жизни.

Вредные привычки.

Влияние токсических веществ на организм человека

Практические занятия

3

4

4

3

6

2

4

6

Итого

32

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Транспортные средства.

Виды транспортных средств. Железнодорожный транспорт. Правила поведения вблизи железнодорожного транспорта.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Езда на велосипеде. Основные правила езды на велосипеде. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма (невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте и на улице и др.).

Безопасность пешеходов.

Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Может ли машина сразу остановиться? Тормозной путь.

Безопасность на воде.

Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и ПМП.

Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. ПМП при травмах. Выработка умений по оказанию ПМП при ссадинах, носовом кровотечении. Понятие о само- и взаимопомощи.

2. Основы здорового образа жизни.

Вредные привычки.

Понятие о вредных привычках. Табакокурение. Употребление спиртных напитков. Последствия. Способы отказа.

Влияние токсических веществ на организм человека.

Органы чувств. Влияние на органы чувств. Легкие. Влияние на легкие. Головной мозг. Влияние на головной мозг.

Практические занятия.

Выход на природу. Ролевая игра «Больница». Ролевая игра «А я сказал НЕТ!». Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта.

Учащиеся должны знать:

  1. Причины травматизма;
  2. Виды травм;
  3. Правила езды на велосипеде;
  4. Элементарные способы оказания ПМП;
  5. О последствиях вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

  1. Соблюдать правила личной гигиены;
  2. Оказывать ПМП;
  3. Отказываться от вредных привычек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастасова, Л.П.. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. Альбом-задачник. Часть 1. – М.: «Вентана-Граф», 1998. – 56 с., ил.
  2. Поляков,  В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 1. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 88 с., ил.
  3.  Поляков,  В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 72 с., ил.
  4. Программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности». О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова;
  5. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1994;
  6. Усачев, А.А., Березин, А.И. Школа безопасности: 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – 3-е изд., перераб. – М.: «Фирма «Изд-во АСТ», 1998. – 176 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс

Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург  «Просвещение»,  2008 год.Основными задачами обучения...

Дидактические материалы для обследования учащихся 2 классов по математике и письму по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида

Дидактический материал составлен в соответствии с программойспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В материале отражены все ЗУНы по математике и письму за 2 класс. Материал ...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Программа по экологическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида «Наша зелёная планета»

Экологическая программа «Наша зелёная планета» разработана с учетом особенностей контингента обучающихся, воспитанников коррекционной школы - интерната VIII вида. В соответствии с образовательным комп...

Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....