Урок окружающего мира по программе А.А. Плешакова 3 класс
материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Кабалина Валентина Викторовна

Тема урока: "Опасные ситуации зимой на улице"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир  3 класс

 Тема:  Опасные ситуации зимой на улице.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей в зимний период.

Задачи:

  1. Определить, какие опасные ситуации могут возникнуть в зимний период,

 их опасные факторы, правила безопасного поведения;

  1. Развивать умение работать в группе, формулировать и задавать вопросы;
  2. Воспитывать чувство безопасного поведения при опасных природных условиях;
  3. Повысить познавательную активность учащихся.

Оборудование: учебники, дополнительная литература, презентации учащихся на тему урока.

Предварительная работа с учащимися по составлению презентаций.

Учащиеся работают группами по  6  человек.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

На Земле жизнь светла и прекрасна,

Все мы дети природы родной.

Но немало явлений опасных

Угрожают нам с вами порой.

- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня  на уроке мы будем говорить?  (об опасностях, об опасных ситуациях)

- Что такое опасная ситуация?

- Опасной называется ситуация, в которой возникает угроза жизни и здоровью человека.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

- Какое сейчас время года?

- Зима - не только прекрасное время года, но и самое суровое.

- Какие опасности нас подстерегают зимой на улице?

( Обморожение, гололед, сосульки, простуда, тонкий лед на водоемах). Учитель записывает ответы на доске.

  1. Работа в группах.

- Сегодня вы поработаете  в группах и ответите на вопросы, которые  есть у вас на карточках. Некоторые ребята  подготовили этот материал   в своих презентациях. Они нам его представят. Эти учащиеся находятся  в других группах и будут экспертами.  После представленного ответа, ребята из других групп могут задавать вопросы и оценивать насколько полным был ответ. К оценке ответов мы попросим присоединиться и наших экспертов – заместителей директоров по безопасности.

Группы получают задание и работают  7-8  минут.

  1.           Гололед и гололедица

1. Что такое гололед и гололедица?

2. Когда бывает?

3. Чем грозит, какую опасность несет?

4. Правила поведения во время гололедицы?

                              2)                     Обморожение

                         1. Что такое  обморожение

                         2. Что чаще всего подвергается обморожению? Какие части тела?

                         3. Ваши действия при обнаружении обморожения.

                         4. Правила поведения на улице во время мороза.

  1.           Простудные заболевания
  1. Назовите простудные заболевания.
  2. Как нужно одеваться зимой на улицу, чтобы не заболеть?
  3. Какие  профилактические мероприятия по простудным заболеваниям знаете?

         

                        4)                На льду водоема

                           1. Какие опасности таит в себе тонкий лед?

                           2. Правила поведения на льду водоема.

                           3. Как себя вести, если ты провалился под лед?

                           4. Как помочь пострадавшему?

                             

  1. Ответы групп.  (После ответа другие группы задают вопросы тем, кто отвечает.)  Подготовленные учащиеся представляют свою презентацию,  как итог ответа.

       1 группа  Гололед и гололедица (примерный ответ с уточнением учителя)

  1. Что такое гололед и гололедица?

Гололед — слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей.

Гололедица - наличие льда на дорогах и тротуарах.  В узком смысле слова гололедица — корка льда на земной поверхности, образовавшаяся в результате замерзания дождевой или талой воды.

  1. Когда бывает?

   Гололёд, в отличие от гололедицы, образуется исключительно при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха.

Гололед и гололедица часто возникают одновременно, так как им требуются  примерно одинаковые погодные условия.

  1. Чем грозит, какую опасность несет?

  При падении  чаще страдают руки. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье. Ноги ломаются, как правило, в области голени, ломают позвоночник,

4. Правила поведения во время гололедицы?

Самые опасные места – горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти. При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях. Для поддержания равновесия надо руки держать свободными, а не в карманах.

Ну, а если все-таки случилось несчастье,  и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть – так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться – этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину – самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьезных травм.

Но самое главное - быть предельно внимательным на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в неустановленных местах перед близко идущим транспортом – автомобиль не успеет затормозить!

Помните! Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

Презентация Тихомирова Тимофея.

                              2 группа         Обморожение

  1. Что такое  обморожение

Обморожение представляет собой повреждение какой-либо части тела (вплоть до омертвения) под воздействием низких температур. Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже –10oС - –20o С. При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение можно получить осенью и весной при температуре воздуха выше нуля.

  1. Что чаще всего подвергается обморожению? Какие части тела?

Обморожению часто подвергаются руки, ноги, нос и уши; хотя и другие части тела могут быть повреждены.

  1. Ваши действия при обнаружении обморожения.

Первое, что надо сделать при признаках отморожения — доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки.

Пользуйтесь помощью друга - смотрите за лицом товарища, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми заметными изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.

Самостоятельно регулярно проверять чувствительность конечностей (для этого достаточно интенсивно пошевелить пальцами) и при малейшем подозрении – осмотреть кожу на предмет побелений.

  1. Правила поведения на улице во время мороза.

Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Наилучший вариант - варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри. Перчатки же из натуральных веществ хоть и комфортны, но от мороза не спасают. Щеки и подбородок можно защитить шарфом

Важнее всего, переместиться куда-либо в теплое помещение, если вы чувствуете, что начинаете замерзать.

Если вы на улице: не стойте на одном месте, двигайтесь. Укройтесь от ветра. Используйте для обогрева ближайшие помещения: магазины, подъезды жилых домов и т.д.

Помните! Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

Презентация Сигаевой Александры

  1. группа      Простудные заболевания
  1. Назовите простудные заболевания.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), грипп, ангина, кашель.

  1. Как нужно одеваться зимой на улицу, чтобы не заболеть?

Нужно одеваться по сезону, не выходить на улицу легко одетым. Держать ноги в тепле. Ноги достаточно чувствительны к температуре.

Под одеждой или поверх ее нужно носить шарф. Самой уязвимой частью тела для простуды и гриппа является горло. Шарф может защитить горло от продуваний и сохранить тепло в горловине пуховика.

Рукавицы теплее, чем перчатки. В рукавицах пальцы можно сжать в кулак, так они быстрее согреются. Но наилучшим вариантом будут модели рукавиц-трансформеров, которые превращаются в перчатки.

Чтобы избежать многих заболеваний, в том числе гриппа и простуды, важно носить теплую и удобную обувь.  Чем толще подошва зимней обуви, тем хуже происходит теплообмен между ступней ноги и поверхностью земли.

  1. Какие  профилактические мероприятия по простудным заболеваниям знаете?

На первом месте профилактических мероприятий простудных заболеваний стоит закаливание.

Больше двигаться, заниматься спортом и физическими упражнениями. ходьба, бег, плавание

Прекрасным профилактическим средством являются и поливитамины с большим содержанием витамина С. Аскорбиновая кислота оказывает общеукрепляющее действие. Ее можно принимать внутрь по одному грамму один – два раза в день. Большое количество витамина С можно раздобыть в лимоне, апельсине, грейпфруте, мандаринах и квашеной капусте. Чеснок и лук – наверное, самые доступные и незаменимые средства профилактики простудных заболеваний. Старайтесь кушать чеснок и лук как можно чаще.
                               Презентация Беляевой Дарьи

                        4 группа     На льду водоема

1.Какие опасности таит в себе тонкий лед?

В местах, где тонкий лед, высок риск провалиться в воду. Наиболее прочный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, а матово-белый или с желтоватым оттенком - ненадежный

  1. Правила поведения на льду водоема.

Категорически запрещается испытывать прочность льда ударом ноги или прыжками. В этом случае можно сразу провалиться под лед.

Не выходить на лед в одиночку и в темное время суток.

Катание по льду, игры, спортивные соревнования и т.д. требуют тщательной подготовки льда. Он должен быть толщиной не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 см. Категорически запрещено катание в одиночку, и на тонком, неокрепшем льду.

  1. Как себя вести, если ты провалился под лед?
  1. не поддаваться панике, преодолеть в себе страх перед водной стихией;
  2. попав в беду, сразу звать на помощь, не пытаться спасаться молча, любой, кто услышит Ваш зов, поспешит Вам на помощь;
  3. сохраняя спокойствие, попробовать выбраться на лед, действуя быстро и решительно;
  4. не следует беспорядочно барахтаться в воде и наваливаться на кромку льда всем весом своего тела, которая в этом случае будет обламываться;

Следует спокойно опереться локтями об лед, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги оказались у поверхности воды, затем ближнюю к кромке ногу осторожно вынести на лед и затем, переворачиваясь на спину, выбраться из пролома и без резких движений, не вставая, отползти или откатиться от опасного места.

      4. Как помочь пострадавшему?

       приближаться можно только ползком, на животе с раскинутыми в стороны руками и ногами, иначе можно самому провалиться под лед;

- желательно захватить с собой любой плоский предмет: доску, шест, лестницу, лыжи и т.п., их следует толкать перед собой и подать пострадавшему за 3-5 м от провала. Можно использовать и иные подручные средства, такие как: ремень, шарф, свое пальто и т.д. Как только пострадавший схватился за поданный ему предмет, нужно тянуть его ползком к берегу или на крепкий лед.

Извлеченного из воды человека нужно немедленно отвести в тепло и до прибытия врача оказать ему первую необходимую помощь: успокоить, переодеть в сухую одежду, согреть, напоить теплым напитком.          

Помните! Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

Презентация Кириенко Дарьи

Оценка работы группы.  (эксперты)

  1. Итог.

- Назовите  опасности зимнего  периода.

- Чем опасна гололедица?

- Какие правила безопасного поведения при гололедице?

- Каковы основные признаки обморожения?

- Что необходимо сделать, если ты почувствовал первые признаки обморожения?

- Какие опасности таит  в себе тонкий лед?

  1. Домашнее задание.

Подготовить памятки основных правил поведения на льду водоема, при гололедице, обморожении, простудных заболеваниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду»,

   Урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду», в форме обобщение и систематизация знаний, урок усвоения новых знаний.   ...

разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.

Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...

Презентации к урокам окружающего мира по программе "Школа России" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Зачем строят самолеты?"">...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

урок окружающего мира по программе "Школа 2100" (3 класс) web –адрес публикации: infourok.ru/material.html ?mid=133822

Урок окружающего мира  в 3 классе  знакомит учеников с основными правилами безопасности при общении с животными. В ходе исследования обеспечивается усвоение учащимися представления об о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...