Природные сообщества(лес,поле, луг, водоём)
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

урок окружающего мира в форме путешествия по родному краю по теме "Природное сообщество", система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.35 КБ
Файл urok.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

                                             Учебное занятие.

Ребята, здравствуйте ! слайд 1.

 Меня зовут Наталья Александровна. Я приглашаю вас в путешествие по родному краю. На доске карта. Она нам поможет отслеживать маршрут путешествия.

- Как называется область, в которой мы живём?

-Назовите главный город Ростовской области.

-Кто может показать его на карте?

Мы сегодня будем путешествовать не как туристы с рюкзаками за спиной, а как юные натуралисты, исследующие растительный и животный мир. Мы научимся определять, что нужно для жизни каждого живого существа. Постараемся ответить на вопросы: что такое природное сообщество и что может произойти в природе, если хотя бы одно звено в её цепи нарушится.

Вы сегодня не случайно сидите по группам. Возьмитесь за руки, поднимите руки вверх, не разжимая ладоней. Запомните этот символ единства. Если вы будете работать сообща, как звенья природного сообщества, то быстрее другой группы справитесь с заданием и первыми дадите ответ. У вас на партах лежат смайлики. Покажите мне настроение, с которым вы отправляетесь в путь.

Итак, мы начинаем путешествие с берегов полноводной могучей реки Дон. Во многих песнях воспета её красота. слайд 2. Посмотрите, как спокойна гладь реки. Различные виды рыб обитают в данном водоёме. К нам в гости приплыла щука. Расскажите о ней по плану: где живёт? Чем питается? Где прячется? То есть опишите среду обитания рыбы. Работаем в группах. (ответы детей)  Я слышу шепот. Щука говорит: «Представьте, дети, что я последняя щука Ростовской области. Помогите мне обратиться к людям с просьбой».

- Ребята, придумайте фразу или одно слово, которое заставит людей задуматься. Жду громкого дружного ответа от каждой команды.(ответы детей)

-Я думаю щука довольна вашими ответами и мы ставим флажок на  природное сообщество водоём.

Продолжаем путешествие. Мы проезжаем по шоссе мимо Бессергеневского и Кривянского коллективных хозяйств. И по обе стороны дороги видим поля.

- Что сеет человек на полях?( зерновые культуры, технические и овощные) сл.3.

Для чего люди возделывают поля?( продукты питания, развитие сельского хозяйства и экономики вцелом)

- Кроме растений мы можем встретить на полях другие  объекты живой и неживой природы? Какие? Сл.4.

- Вот к примеру мышь – полёвка. Расскажите о среде её обитания.

( Где живёт? Чем питается? Для кого сама является пищей? Кто её соседи? )

Представьте, что фермеры решат обнести свои поля сеткой, чтобы птицы не имели доступа  и не воровали зёрна пшеницы. Повысится ли урожай? Почему?

(размножатся насекомые - вредители и они уничтожат весь урожай). Верно. Так может ли человек вмешиваться в жизнь природного сообщества и нарушать среду обитания животных и растений? Пока я ставлю флажок на окрестности Новочеркасска, подумайте и ответьте: поле – это естественное или искусственное природное сообщество? Совершенно верно. А вот в Сальских степях, по низменным берегам рек и озёр можно наблюдать ставшие заповедными районы, не тронутые человеком. Обилие трав и цветов на лугу  радует глаз. Сл.5. Я предлагаю вам разгадать растения луга. Вставьте выпавшие из слов буквы и решите ребусы. Первой группе дадим слово.

Помните символ окончания работы.

Открываем следующую картинку. Расскажите о среде обитания стрекозы.

( Где живёт? Чем питается? Для кого сама является пищей? Кто её соседи? )

Какой вред могут нанести люди природному сообществу луг?

-Срывать растения, вытаптывать травы и ловить насекомых! Чтобы этого не произошло, помогите мне разгадать и прочитать СМС- сообщение, которое я получила утром от кузнечика Кузи, пчелёнка и божьей коровки Майи. Вспомните математику, расставьте цифры в порядке возрастания. Сл.6

Дружно произнесём и запомни фразу  БЕРЕГИТЕ ЦВЕТЫ! Ставлю флажок и мы прощаемся с Сальскими сепями и переносимся в последнее природное сообщество.

Как оно называется вы узнаете, если отгадаете загадку. Сл.7.

Конечно, это лес. Давайте посидим в лесу под  деревом, наши руки и ноги отдохнут, а вот глаза будут провожать все объекты, появляющиеся на экране. Сл.8.

Вот так грустно выглядит  лес одного немецкого помещика. Почему это произошло,  вы узнаете на странице 37, прочитайте первый абзац. Кратко изложите  описанные события. Из-за вмешательства человека чуть не погибло природное сообщество. Поможем вернуть в него жизнь. На карточке с заданиями вы отгадаете животных по описанию. Распределитесь, кто читает, кто записывает ответ. Начинаем работу.сл.9.

Представителю природного сообщества лес хочется узнать от вас о среде его обитания. ( Где живёт? Чем питается? Для кого сама является пищей? Кто её соседи? )

                       На доске открывается последняя картинка.

Территория Ростовской области малолесная. Всего 2,5 % заняты лесами. Поэтому  решение проблемы сохранения и преумножения лесных массивов в ваших руках. Высаживайте зелёные насаждения сами, с классом, с родителями и тогда наша малая родина будет вечно зелёной Ставим флажок на Каменский район.

Я думаю, что теперь вы, ребята, готовы сделать вывод, что же такое природное сообщество! Размышления детей.     Работа с учебником. Закрыли учебники

сл.10   Проговорим его вместе.

Вы заметили, что количество наших групп  совпадает с количеством природных сообществ?  Кроме естественных есть искусственные.сл.11. И даже аквариум у вас дома это искусственное природное сообщество. Не забывайте заботиться о нём.

         Какие природные сообщества вы узнали? ЛЕС, ЛУГ, ПОЛЕ, ВОДОЁМ.

Прочность ваших  знаний покажет коллективная работа. Послушайте инструкцию. Из представленных картинок вам необходимо выбрать только те, которые относятся к вашему природному сообществу, и наклеить их на заготовку. Работать нужно быстро и дружно, как звенья одной цепи.  Вдохновлять вас будут трели соловья. (включить музыку).

 Покажите свою работу друг другу. Есть ли ошибки в определении среды обитания объектов? Я рада, что их нет. Сл.12

Дома вы продумаете правила поведения человека в природных сообществах. А я бы хотела знать, с каким настроением вы вернулись из путешествия. Покажите мне и друг другу смайлики.

Мне приятно было с вами работать. Я попрошу вашу учительницу поставить оценки за урок всем, кто активно путешествовал и познавал природу родного края.сл.13

До следующего путешествия!

                                        Слайды:

  1. Приглашение в путешествие.
  2. Дон – батюшка.
  3. Поля зерновых и овощных культур.
  4. Обитатели полей.
  5. Растения на лугу.
  6. Важное сообщение.
  7. Лес. Загадка.
  8. Гимнастика для глаз.
  9. Узнай животных по описанию.
  10. Понятие ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.
  11. Естественные и искусственные природные сообщества.

Коллективная работа (КОЛЛАЖ)

  1. Не обижай!. Д/З.
  2. До новых встреч!

У р о к  окружающего мира.     3 класс.
ТЕМА: ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
(урок-путешествие по родному краю)

Цели: формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с разнообразием сообществ Ростовской области, с их сходными и отличительными чертами; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: карта Ростовской области, указка, учебник, таблички ЛЕС,ПОЛЕ, ВОДОЁМ,ЛУГ, лист с заданиями, заготовки для коллективной работы(основа аппликации и разрезные карточки), иллюстрации (растения и животные разных природных сообществ), смайлики(грустное и весёлое настроение), мультимедийный проектор, доска, клей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приглашаю в путешествие по родному краю.

Слайд 2

Дон – батюшка.

Слайд 3

Поля зерновых и овощных культур

Слайд 4

ОБИТАТЕЛИ ПОЛЕЙ

Слайд 5

Какие растения растут на лугу? одуванчик подорожник клевер мышиный горошек тысячелистник чистотел ромашка аптечная фиалка трехцветная

Слайд 6

Расставив цифры с буквами в порядке возрастания, мы прочтем очень важное предложение. Берегите цветы! Б – 1; Р – 3; Г – 5; В – 10; Ы – 13; Е – 2; Е – 8; Ц – 9; Е – 4; И – 6; Т – 7; Е – 11; Т – 12; ! – 14.

Слайд 7

Весной веселит, Летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает, Весной вновь оживает.

Слайд 9

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы- помогают охотиться ЛИСЕ . Её огромные глаза прекрасно видят ночью и днём. Мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогает удерживать и поедать добычу СОВЕ . Быстрые ноги и цвет шубки спасают его от лисы. Кто это? ЗАЯЦ

Слайд 10

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ЭТО ЕДИНСТВО ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ , КОТОРОЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫХ УСЛОВИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Слайд 11

Естественные (саморегулирующиеся экосистемы): лес, степь, луг, водоём. Искусственные (экосистемы, регулируемые человеком ): поле, огород, парк, сад, аквариум . Искусственные сообщества создает, поддерживает и контролирует человек. В природе организмы живут вместе, образуя сообщества – совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории и влияющих друг на друга. Природные сообщества

Слайд 12

Не обижай!

Слайд 13

До новых встреч Янченкова Наталья Александровна МБОУ СОШ № 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природное сообщество пресного водоёма

Урок «Природоведение» по учебнику А.А.Плешакова, 4 классЦели урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ...

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Разработка урока по окр.миру 4 кл. по теме "Водоём - природное сообщество"

Разработан  на основе авторской программы А.А.ПлешаковаТип урока - изучение нового материала...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Самостоятельная работа по теме "Природные сообщества: луг, лес, водоём" (4 класс)

Материал для проверки усвоения учебного материала....

Проверочная работа №7 по теме: Природные сообщества – луг, поле, сад

Проверочная работа №7 по теме: Природные сообщества – луг, поле, сад, 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...