Экологический суд
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ролевая игра «Экологический суд», которая позволяет познакомить учащихся с тем, как проходит судебный процесс; дать возможность каждому ребенку почувствовать себя участником такого процесса и проявить свой творческий потенциал, а кроме  того, закрепить знания по экологии Челябинской области, формировать навыки исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy__sud.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 3 класс

ТЕМА: Экологическая безопасность.

 ТИП УРОКА: Закрепление пройденного материала.

ФОРМА УРОКА: Ролевая игра «Экологический суд», которая позволяет познакомить учащихся с тем, как проходит судебный процесс; дать возможность каждому ребенку почувствовать себя участником такого процесса и проявить свой творческий потенциал, а кроме  того, закрепить знания по экологии Челябинской области.

ПРОГРАММА:  Школа России

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Закрепить знания учащихся по экологии Челябинской области. Познакомить с тем, как проходят судебные процессы.

2. Развивать умение ориентироваться по карте Челябинской области. Развивать внимание, умение слушать собеседника, познавательную и творческую активность.

3. Прививать интерес учащихся к изучению природы Челябинской области, к делу охраны природы родного края.

            Подготовка к игре:

Дети индивидуально и по группам находят материал по разделам:

- экология Челябинской области;

- воздух и его охрана;

- почва и ее охрана;

- водоемы нашего края и их охрана;

- промышленные предприятия нашего края и их влияние на природу;

- животный мир Челябинской области и его охрана;

- растительный мир нашего края и его охрана.

Весь найденный материал обсуждается на классных часах.

Методы и приемы, используемые  при подготовке к экологическому суду: поисковый, частично-поисковый, проблемный, информационный, наглядный и практический.


ХОД  УРОКА.

  1. Оргмомент. (Деятельность учителя и учащихся – подготовка к уроку, готовность учебных  принадлежностей. Дидактические цели и задачи – обеспечить работоспособность учащихся на уроке. Методы и приемы – самоконтроль).

2. Сообщение темы урока и постановка цели. (Дидактические цели и задачи – активизировать учащихся на работу. Методы и приемы – информационный метод. Слово учителя.)

Учитель. Природа - первооснова красоты и величия. Мы не ее владыки, и природа не наша раба. Мы ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.

Если бы каждый Человек бережно относился к творениям матушки природы, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы видим редко или которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные:

- кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха, или вкусного мяса;

- кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие;

- кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, раззоряет ее гнездо -развлекается.

Природа щедро дает нам воздух, воду, пение птиц, аромат цветов, шелест листьев, а взамен просит только бережного, доброго к ней отношения.

К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить... А если бы могли?

Итак, экологический суд - итог большой вашей исследовательской работы     по изучению проблем Челябинской области. Это суд над человеком, проживающим в Челябинской области. Над человеком, который закрывает глаза на проблемы родной природы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ:

Судьей у нас будет Выхухоль - дивный зверек с густым и шелковистым мехом. Это животное занесено в Красную книгу России. Единственным местом его обитания стала река Уй. А когда-то выхухоль обитала в бассейне реки Урал, но была истреблена.

Главный обвинитель - Дрофа.

- Ребята, как вы думаете, почему именно Дрофа будет обвинять человека? (Проблемный вопрос. Ответ учащихся. Человек уничтожал дроф из-за вкусного мяса и их практически не стало в Челябинской области. Поэтому дрофа может быть обвинителем.)

Адвокаты - защитники Человека - Собака и Кошка.

111. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.  (Дидактические цели и задачи – Закреплять знания по экологии Челябинской области. Развивать внимание,  умение слушать собеседника, умение ориентироваться по карте, познавательную и творческую активность. Методы и приемы – информационный, (слово учащихся), наглядный, проблемный (слово учителя).).

Учитель. Итак, суд начинает свою работу.

Секретарь суда. Прошу всех встать! Суд идет. Прошу всех сесть.

Судья. Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Для  уточнения  экологической  ситуации,  сложившейся  в Челябинской области, слово предоставляется    ученым -представителям рода человеческого - группе экологов.

1 эколог. (сопровождение выступления – презентация, созданная группоф экологов,  в основе которой лежит их исследовательская работа по  экологическим проблемам Челябинской области). По состоянию окружающей среды Челябинская область одна из самых неблагополучных в России. Экологическая ситуация в области связана с большим количеством промышленных и военно-промышленных предприятий. Например, Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Карабаш (показывает по карте Челябинской области)    насыщены промышленными предприятиями, которые наносят большой урон природе. Достаточно будет показать снимки, сделанные в Карабаше и Магнитогорске, и всем окружающим будет понятно о каком уроне для природы я говорю. Положение ухудшается из-за устаревшего оборудования и плохих очистительных сооружений.

2 эколог. Челябинская область занимает 3 место в России по загрязнению воздуха. К сожалению, и по состоянию воды наша область относится к наиболее напряженной группе. К примеру, река Миасс стала одной из самых загрязненных рек области промышленными стоками


3 эколог. К сожалению, и часть почв Челябинской области тоже загрязнена. Особенно вокруг Карабаша и Магнитогорска. (Показывает фото – почва вокруг Карабаша - мертва.) Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушает почвы человек очень быстро, внося в них химические удобрения.

4 эколог. Резко ухудшают экологическую ситуацию катастрофы, связанные с химическим комбинатом «Маяк» в городе Озёрске (показ на карте), единственным по переработке ядерного топлива.

5 эколог. В результате взрыва 29 сентября 1957 года на «Маяке» радиоактивные вещества, вредные для всего живого, по рекам Исеть,  Тобол, Иртыш дошли до Северного Ледовитого океана. (Показывает по карте.)

6 эколог. А кроме того, произошло сильное загрязнение воздуха, воды, почвы, городов и деревень. Пострадали тысячи людей, животных. В результате животные и растения частично погибали, а люди начинали часто болеть. Возросла заболеваемость раком -смертельной болезнью.

Судья. Прискорбно. Ситуация в Челябинской области действительно сложилась критическая. А теперь слово предоставляется главному обвинителю – Дрофе.

Дрофа. Мне трудно говорить. Я боюсь, что по вине человека исчезают много видов растений и животных так же, как исчезает мой вид. Человек - сам творение природы и он не вправе выносить смертный приговор природе!

Я обвиняю Человека в том, что где бы не появились люди, они всегда что-нибудь разрушали или кого-нибудь убивали. Я обвиняю Человека в том, что он не понимает, что нарушает равновесие в природе, которое очень трудно восстановить или практически невозможно.

Оглянитесь вокруг: вы сами становитесь жертвами своих разрушений. Отравлены воздух, реки и почвы...

Остановитесь и подумайте!

Судья. Какое наказание, по-вашему, уважаемый обвинитель заслуживает Человек?


Дрофа. Он наказал и продолжает наказывать сам себя!. Впрочем, я своё мнение выскажу позже.

Судья. Теперь слово защите.

Собака. Я понимаю негодование Дрофы и согласна с ней: Человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне. Человек заслуживает и уважения. Кто, как не мы, домашние животные, знаем Человека?

Дрофа. Уважения? Смешно! Вам не выгодно обвинять человека, а иначе кто вам даст пищу?

Кошка. А знаете ли вы что в Челябинской области Человек создал целых 3 заповедника: Ильменский, Восточно-Уральский и музей-заповедник «Аркаим»? (Показывает на карте), а кроме того заказники и национальные парки.

Судья. Слово первому свидетелю - Выдре.

Выдра. И слушать ничего не хочу. Сначала уничтожают, а потом заповедники, заказники и парки создают! Я слишком обижена на Человека, ведь особей моего вида осталось всего 80.

Судья. Продолжаем слушание свидетелей. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.

Аполлон. Как же простить Человека, если до сих пор нас ловят. Как я жалею, что родилась такой красавицей.

Судья. Все ловят? И птицы?

Аполлон. О нет, я имела в виду людей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц, что я не съедобная. А в минуту опасности могу испугать птиц шипением.

Махаон. Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полёте! С каждым годом нас становится всё меньше и меньше!

Судья. Послушаем следующих свидетелей. Цветы.


Мать-и-мачеха. И нас тоже всё меньше и меньше!

Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись

после долгой зимы по цветам, срывает нас, порой просто, чтобы

подержать в руках. Сорвёт и выбросит... А ведь мы приносим ему

пользу!

Учитель ( ко всем). А о какой пользе для человека говорит Мать-и-мачеха? (Ответ детей. Мать-и-мачеха - это лекарственная трава, из ее листьев готовят лекарство от кашля.)

Судья. Следующий свидетель - Лягушка.

Лягушка. Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, относимся к «нелюбимым» человеком существам. И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 процента вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны.

Судья. Следующий свидетель - Сова.

Сова. Наибольший интерес у «любителей» природы вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня. Сову, человек считает предвестником несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов.

ФИЗМИНУТКА.  (Отдых детей).

Звучит музыка – журчание ручейка и голоса птиц.

Учитель. - Пожалуйста, все встаньте. Представьте, что эти голоса птиц и журчание чистой воды в реке вы слышите в последний раз. Поднимите вверх руки и представьте, что вы превратились в деревья.

Покачайте руками-ветвями и представьте, что на ваши ветви никогда не сядут птицы и не будут петь свои замечательные песни.

- А теперь прошу  всех сесть и подумать, что произойдет, если  человек истребит всех птиц. ( Свободные высказывания детей).

Судья. Мы выслушали экологов и свидетелей. После всего, что мы узнали здесь о деяниях людей в Челябинской области, что же нам делать с Человеком?


Собака. На всяком суде слово даётся самому обвиняемому. Послушаем Человека.

Человек. Я не буду оправдываться. Я действительно виновен и

прошу у вас всех прощения.

Кошка. А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал Человек с природой своей родной области- это ужасное преступление. Но ведь только Человек может что-то исправить! Ведь именно Человек создал Красную книгу. К нашему счастью люди все разные.

Судья. Давайте послушаем группу ботаников, зоологов и энтомологов о растениях и животных Челябинской области, которые занесены в Красную книгу России.

Зоолог. (сопровождение рассказа презентацией)

Охота и браконьерство, сокращение площади лесов, лугов и степей    ведёт к сокращению численности некоторых видов животных. Обратите внимание сколько животных Челябинской области занесено в Красную книгу России. (Перечисляет и показывает фотографии  из Красной книги на слайде:

 - Я  прошу зрителей  угадать их названия.

(млекопитающие: выхухоль, птицы: кудрявый пеликан,  беркут, дрофа,   сапсан, орлан-белохвост и многие другие.)

Энтомолог. (сопровождение рассказа презентацией)

К сожалению, не только звери и птицы занесены в Красную книгу, но и насекомые. К редким насекомым области отнесены: богомол, 37 видов бабочек, в том числе аполлон и махаон, 21 вид жуков, 3 вида кузнечиков, 5 видов клопов, 33 вида пчёл и шмелей. Насекомые тоже нуждаются в охране.

Ботаник. (сопровождение рассказа презентацией)

Вырубка лесов, обмеление рек - ведёт к уничтожению растений.   Вокруг крупных промышленных городов природа особенно пострадала. В отдельных районах образовались «пустыни», лишённые растительности, например, в окрестности Карабаша. (показывает фото). Поэтому и растения нуждаются в охране. А некоторые из них занесены в Красную книгу России.

 (венерин башмачок, кубышка жёлтая,   ветреница алтайская, родиола розовая (золотой корень),   рябчик русский, ятрышник  шлемоносный).

Судья. Да, не отрицаю. Сначала Человек истреблял нас, выхухолей, а потом всё таки взял под защиту.

Дрофа. Получается Человек разрушает и защищает природу. Выходит мы все зависим от Человека?

Судья. К сожалению, зависим.

Кошка. Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна. Сколько

раз Человек выгонял меня из дома, бросал где попало, желал

избавиться...

Дрофа. Вот видите. Уже и защитники стали обвинителями.

Судья. Какое решение нам принять? (совещаются).

Секретарь суда. Прошу всех встать! Суд выносит  приговор человеку.

Судья. Прошу внимания! Внимательно изучив материалы дела, мы

выносим такое решение:

-   пусть Человек исправляет те проблемы, которые есть в Челябинской области , которые пока ещё можно исправить;

  1.  пусть Человек научится любить и беречь природу, ведь она - его дом;
  2. пусть Человек в конце концов поймёт, что уничтожив природу, он            погибнет сам.

Секретарь суда. Заседание суда прошу считать закрытым.  Мы отпускаем Человека  из Челябинской области  для   исполнения приговора.

1Y.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ЭКОЛОГИИ. (Методы и приемы – информационный, частично-поисковый, проблемный, фронтальная работа. Дидактические цели и задачи – развивать речь, умение анализировать и делать выводы.)

  1. Закончить заседание суда мне хочется стихотворением Сергея Викулова “Она не скажет”:

                             Услышу ль сосен шум в полдневный час,  

Журчанье струй средь камушков у брода, -

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени ПРИРОДА!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навек в душе

Её прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух - три ее основы.

О, Человек!

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых небес…

Цени доверие Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Какая бы не грянула беда:

Всё  возродится снова.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем, что это «если» значит!

Природа наша терпит, терпит, терпит…

Но сколько может вынести обид?

И вот однажды, вы уж мне поверьте,

Она нам очень  сильно отомстит!

  1. А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд по пройденному материалу по экологии , отгадать ключевые два слова и доказать их значение.
  2. Я прошу вас разделиться на 5 групп  и выбрать капитана. Капитан подойдет ко мне и возьмет кроссворд для своей группы.   Группа, разгадавшая  кроссворд первой, поднимает руки.

(Дидактические цели и задачи – развивать умение работать в группах, умение слушать друг друга, внимание.)

  1. Проверка правильности  разгадывания кроссворда. (Капитан выходит к доске, на которой висит кроссворд с правильными закрытыми  ответами, зачитывает свои варианты ответов – остальные проверяют. Если все группы согласны, то капитан открывает слово в кроссворде на доске.
  2. Какие же ключевые слова у вас получились при  разгадывании кроссворда? (Берегите природу!)
  3. А теперь подумайте и ответьте на вопрос, почему люди должны беречь природу. (Свободные высказывания детей).  

V.ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ УРОКА. (Методы и приемы – проблемный. Дидактические цели и задачи – развивать внимание, речь, умение анализировать и доказывать свое мнение.)

  1. Много экологических проблем мы с вами сегодня вспомнили.  Подумайте, какие бы советы по охране природы и по решению экологических проблем  вы дали бы взрослым, ведь детям не под силу решить “взрослые проблемы”.   У доски на парте  карточки, выберите из них подходящие и докажите свое мнение. (Свободный выбор карточек и высказывания детей. Право ответа в первую очередь предоставляется детям, не участвовавшим в судебном процессе – зрителям).
  2. А теперь я попрошу вас определить, что могут сделать дети  для охраны природы. Выберите   карточки и объясните свой выбор.(Свободный выбор и высказывания детей.)

- Спасибо всем  за  большую и серьезную работу!


 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педа­гогам дополнительного образования, педагогам-организа­торам, учителям экологии, биологии, воспитателям детс­кого сада, занимающихся ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...