Кто и как изучает природу?
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Яруллина Ольга Николаевна

Цели и задачи: формировать представления о естественных науках, об учёных, их способах познания мира, развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование умений работать со словарём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_i_kak_izuchaet_prirodu.rar2.26 МБ
Microsoft Office document icon kto_i_kak_izuchaet_priroda_12.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Кто и как изучает природу.

Цели и задачи: формировать представления о естественных науках, об учёных, их способах познания мира, развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование умений работать со словарём.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Что мы будем делать с вами,

Что б природе стать друзьями?

Что б природе другом стать,

Тайны все её узнать.

Все загадки разгадать

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать качество-внимательность.

А поможет все узнать наша любознательность.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно!

  1. Проверка домашнего задания.

1) - Откроем тетради на с. 19 № 32.

- Проверим Ваши знания:

Но  пожар случиться может,

Пусть не наша в том вина,

На тот случай знаем тоже,

Как должны вести себя:

Если в двери выйти можно,

Так и сделаем, - уйдём,

Из квартиры всех животных

За собою уведём.

Дверь прикроем поплотнее,

О пожаре сообщим

И попросим всех соседей

Позвонить по “ 01 ”.

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут … ( пожарный )

Запах, чувствуя в квартире,

Наберите “ 04 ”.

Если же не уходит газ, надевай … ( противогаз )

- Молодцы!

2) Мир наш огромен, богат и ярок!

Человеку он дан не зря.

Но жить в этом мире каждый обязан

По правилам жизни, друзья.

Правила эти просты

Их выполним и я, и ты!

А человеку, который делает то, что желает

Правил этих не выполняет

Создает себе в быту такие проблемы,

Что нужно ему оказать помощь непременно.

- Для этого есть телефоны с номерами служб спасения.

- Если что-то горит, какой номер набираем?

- Когда кто-то кого-то обидел, какой номер набираем?

- По какому телефону позвоним, если плохо тебе или кому то еще?

- По какому телефону нужно звонить, когда запах ты газа вдруг обнаружил?

Вызывать службы надо по необходимости и правильно передавать сведения.

- А вы умеете разговаривать по телефону?

 Сейчас проверим.

- С чего начинается разговор по телефону? Как называются эти слова? ( слова приветствия )

- После слов приветствия, что должно звучать? ( надо представиться ).

- Как передавать сообщения? ( чётко, кратко, не задерживать телефон )

- Примерный разговор. ( инсценировка )

- Какую службу будем вызывать? Набираем номер службы …

3) Кроссворд. ( презентация , слайд 2 )

 

 

 

 

В

К

У

С

А

 

 

 

 

 

Р

А

С

Ч

Ё

С

К

А

 

 

 

 

С

Л

Ё

З

Ы

 

 

 

 

 

О

Г

О

Н

Ь

 

 

 

М

И

К

Р

О

Б

Ы

 

 

 

 

 

 

Г

А

Н

Т

Е

Л

И

 

 

  1. В полости рта есть зубы и язык. Это орган … ( вкуса )
  2. Этот предмет должен быть только в личном пользовании человека ( расческа )
  3. Если соринка попала в глаз, то они придут вам на помощь. Кто они? ( слёзы )
  4. Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает все кругом ( огонь )
  5. Если у человека грязная кожа, то на ней размножаются. Кто? ( микробы )
  6. Силачом чя стать решил,
  7. К силачу я поспешил,
  8. – Расскажите вот о чем,
  9. Как вы стали силачом?
  10. Улыбнулся он в ответ:
  11. – Очень просто. Много лет,
  12. Ежедневно, встав с постели,
  13. Поднимаю я… ( гантели )

- Какое слово у нас получилось? ( ученые )

3. новый материал.

- А знаете ли вы, кого называют учеными? ( презентация, слайд 3 )

Ученые – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку.

- Каких ученых вы знаете? ( экологи, биологи, астрономы) ( презентация, слайд 4, 5 )

Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения.

Ученые экологи учат нас,  бережно относится к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к животным.

Биологи изучают живую природу.

Географы и геологи изучают и описывают Землю, планету, на которой мы живём.

Астрономы изучают звёзды и другие космические тела.

Ученые-генетики исследуют способы лечения болезней.

- Кто знает основные науки о природе? ( астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология ). ( презентация, слайд 6 ).

- А как учёные изучают окружающий мир?

Они наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении. Затем проверяют свои гипотезы, продолжая наблюдать с помощью изобретённых приборов.

С помощью микроскопа рассматривают мельчайшие частицы. Микроскоп – это увеличительный прибор.

Телескоп служит для наблюдения далёких небесных тел.

Чтобы уточнить и углубить знания о свойствах предметов и явлений окружающего мира, ученые проводят эксперименты на их моделях. После этого делают выводы и формулируют законы природы. Люди многих профессий пользуются научными знаниями.

Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу, температуру, скорость движения, время протекания определенных процессов.

Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, и др. ( презентация, слайд 7, 8 )

На основании наблюдения, эксперимента и необходимых измерений – производят описание. ( презентация, слайд 9 ).

        

  1. Работа с учебником.

С. 50

- Давайте поставим себя на место ученых и попытаемся с помощью рисунков на с.50-51 повторить их действия, сформулировать познавательную задачу, выдвинуть гипотезу, провести эксперимент с использованием приборов, сделаем научный вывод.

Девочка измеряет температуру воды, опуская в нее локоть ( надо взять термометр ).

Мальчик хочет узнать, какой учебник легче ( надо взять весы ).

Мальчики хочет узнать о растениях, которые они сфотографировали в дикой природе ( Как они называются, какими обладают свойствами ).

Девочка рассматривает строение маленького жучка ( надо взять лупу ).

Мальчик хочет рассмотреть поверхность Луны ( надо взять телескоп ).

- Кем хотят стать ученики?

Ботаниками, зоологами, астрономами, физиками, историками.

Девочка с микроскопом мечтает стать биологом.

Ребята со старинным шлемом – историками.

Ребята, собирающие электрическую цепь – физиками.

Мальчики с пробирками – химиками.

- Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики?

- А какой наукой хотели бы вы заняться?

Любое исследование начинается с наблюдения, поэтому окружающий мир необходимо наблюдать систематически.

  1. Работа в рабочей тетради.

С.20 № 1.

Приборы для исследования. Что мы ими можем измерить?    ( вес, время, объем, размер, температуру )

  1. Закрепление.

 Карточки на столах.

- Какая наука что изучает? ( работа в парах )

Астрономия                                    живую природу

Физика                                            небесные тела

Химия                          движение тел, электричество, звук, свет

География              бережное отношение к окружающему миру

Биология                                          вещества и их превращения

Экология                  форму, строение, состав и развитие Земли

- Какие методы исследования потребуются для того, чтобы:

А) узнать скорость передвижения улитки, черепахи, гепарда ( наблюдение, эксперимент ).

Б) выяснить, какие тела плавают, а какие тонут в воде ( эксперимент ).

В) определить время восхода и захода Солнца ( измерение, наблюдение ).

- Подумайте, какие наблюдения, опыты, измерения вы можете провести дома. Разумеется, это должны быть действия, безопасные для вас и окружающих.

  1. Игра.

Угадай зашифрованное слово.

ИКМХИИ ( химики)

ОБОИГЛИ ( биологи )

ИКИИФЗ ( физики )

ОКЛЭГИО ( экологи )

НБИЮНЕЛДАЕ ( наблюдение )

  1. Домашнее задание.

- Проведите опыты с магнитом: определите какие тела он притягивает, а какие нет.

- Понаблюдайте за поведением аквариумных рыбок или других животных и опишите их. Результаты запишите на листок.

- Понаблюдайте, что происходит в природе, нарисуйте или сфотографируйте то, что вас удивит, заинтересует.

 Учебник с.50 – 53 пересказ

  1. Итог урока.

 - Что изучали на уроке?

- Каких ученых вы запомнили на уроке?

- А какие запомнили основные науки о природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....

Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни.

Здоровье – это вершина, на которуючеловек должен подняться сам.И. Брехман.Целью моего проекта является формирование представлений о значении правильного питания в жизни, также  познакомить детей ...

Изучаем геометрические фигуры

В доступной и занимательной форме ученики с выраженным недоразвитием интеллекта смогут запомнить названия основных геометрических фигур, связывая их с предметами окружающей действительности....

Авторская программа "Люби ,цени и изучай родной край"

Главной задачей этой программы является духовно-нравственное развитие и воспитание ,положенное в основу Госстандарта образования Цель программы:формирование у младших школьников черты гражданственнос...

Изучаем обязанности человека на примере героев сказок

Данная презентация является проектным продуктом на тему "Какие обязанности есть у человека?"...

Изучаем алфавит весело!!!

Алфавит   (песня).Слова И. РезникаМузыка Р. Паулса А! Алфавит поём мы вместе!Б! Будем петь его как песню.В! Весело споём его мыГ! Громче грома, громче грома.Д! День сегодня музыкальный...