В некотором царстве. Грибы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Это первый урок раздела «Царства живой природы. Грибы», т. е. урок изучения нового материала и должен иметь определённую структуру, которой я придерживалась. На уроке делался акцент на жизненный опыт учащихся, их наблюдения.

         Особое внимание на уроке уделяется отличию грибов от растений, формируется определённый уровень информированности о грибах, как особом царстве органического мира природы. Знакомство с грибами проводится на примере шляпочных, как наиболее известных и распространённых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_nekotorom_carstve._griby..docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В некотором царстве. Грибы.

Цель:

Воспитательная:

содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к окружающему миру, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников, воспитывать культуру диалога, интерес к изучаемому предмету.

Развивающая:

Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, самостоятельно систематизировать знания, развитие устной речи.

Образовательная:

Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, раскрыть особенности строения шляпочных грибов, познакомить со съедобными,  несъедобными и ядовитыми грибами, ролью в природе и жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с элементами игры.

                                                                                                                               1

Методы работы:  словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично—поисковый.

Оборудование: Виноградова «Окружающий мир» (учебник 2 класс)

                              Изображение Старичка-Лесовичка

                              Таблица  « Строение гриба»

                               Мини-сообщения учащихся

                               Мультимедиа.  Презентация «Царство живой природы.                             Грибы»

                              Сигнальные карточки

Организация урока:  класс делится на 6 групп по 5 человек.

Ход урока.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Ни минуты не теряйте,

Всё сейчас запоминайте!

Изучение нового материала.

Целеполагание.

Ведь мы с вами отправляемся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство. Нет-нет, ребята, не в тридевятое царство, а в царство природы.

Слайд №1  Царство природы

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!                                                                                   2

- А в пути нам будет помогать Старичок-Лесовичок. (на доску иллюстрацию) Он поможет узнать нам многие тайны и будет охранять в дороге.

- Мы в лесу! Какое значение в природе имеет лес?

- А что такое природа?

- Ребята, вспомните всё, что вы знаете о природе и заполните опорную схему.

(учащиеся работают в микрогруппах, заполняют опорную схему)

Слайд № 2  опорная схема «Природа»

- А теперь проверим вашу работу.

(от 2-3 микрогрупп выступает по 1 ученику)

- Вы, молодцы! Данное задание выполнили хорошо.

- Мы отправились в царство, которое рядом с нами, вокруг нас. Это царства живой природы.

Слайд №3 Царства живой природы

- А какие царства живой природы вы знаете?

(по мере называния на слайде появляются названия—растения, животные, бактерии)

Слайд № 4  - Отгадайте загадку.

Отгадайте загадку. Она поможет вам определить тему урока.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы—

Нет под шапкой головы. Что это?

- Ребята, о чём  мы с вами  будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке вспомним всё, что вам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

- А для чего нам нужно знать о грибах?

Планирование работы.

- На какие вопросы о грибах вы хотели бы получить ответы?

Записать вопросы на доске

Реализация плана.

                                                                                                                            3

- Кто из вас когда—нибудь собирал грибы?

- Какие грибы вам известны?

- Как вы думаете, грибы—это  живая или неживая природа?

-Почему?

- А какие части растений вам известны?

- Есть ли они у грибов?

- Мы с вами знаем, что растения сами создают нужные для своего роста органические вещества, а грибы так «не умеют». В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

- А к миру животных?

Слайд № 5   Живая природа

- Грибы—это особенное царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

- А какая часть гриба упоминается  в загадке?

- Все грибы, у которых есть шляпка, называются шляпочные.

Слайд № 6  Шляпочные грибы

Рассмотрите рисунки и дайте ответ на вопрос Старичка-Лесовичка «Почему они так называются».

Перед вами таблица «Строение гриба»

- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

- Как их можно назвать?

-Из чего состоит надземная часть?

- Что играет важную роль в жизни шляпочных грибов?

Слайд № 7  Строение гриба.

Мини-доклад «Грибные споры» .

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка, т.е надземная часть, имеют название «плодовое дерево».

- А теперь рассмотрим подземную часть гриба. Из чего она состоит?

- На что похожа?

- Подземная часть гриба называется  «грибница».

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по—вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба?

- Какое значение в природе имеют грибы?

- Как человек использует грибы?

- Все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?

                                                                                                                             4

Слайд № 8  Грибы съедобные и несъедобные

Слайд № 9 «Съедобные грибы»

Слайд № 10 «Несъедобные грибы»

Слайд № 11—14 «Ядовитые грибы»

Промежуточный итог

- Что же нового вы узнали о грибах?

- Из каких частей состоит гриб?

- Старичок-Лесовичок просит вас ему помочь:

Берём по лукошку и скорее в путь-дорожку.

Разбежались по полянке мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики, чтобы сбить тебя с пути.

Слайды № 15—18 —загадки о грибах.

(В форме игры  «Съедобные и несъедобные грибы»)

у учащихся сигнальные карточки, если гриб съедобный—показывают зелёный сигнал, а если несъедобный—красный.

Слайд № 19  Расшифруйте совет дедушки Гриба

- Ребята, расшифруйте совет дедушки Гриба.

           

              Физминутка:

               Дети утром рано встали

               За грибами в лес пошли.

               Приседали, приседали

               Белый гриб в траве нашли.

               На пеньки растут опята

               Наклонитесь к ним, ребята,

               Влез опёнок на пенёк

               Простоял один денёк.

               На ветру качается,

               Низко наклоняется.

               Шляпку к солнышку потянет

               Ещё выше станет.

Раз волнушка, два волнушка,

По грибы пошла старушка.

Целый день в лесу ходила                                                                                   5

И волнушкам говорила:

«Раз волнушка, два волнушка

Ждёт вас новая кадушка».

- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не  догадывались, что это грибы.

Демонстрация заплесневелой корки хлеба, апельсина, варенья.

- Что это?

- Плесень-это тоже грибы.

Слайд № 20  «Плесень»

- Внимательно посмотрите из каких частей состоит плесень?

- Можно назвать её грибом?

- А чего нет у плесени?

- Можно ли в таком случае назвать плесень шляпочным грибом?

- А как бы вы назвали этот гриб?

- Этот вид грибов называется «плесневые»

Мини-доклад «Плесень» с использованием слайдов № 21, 22, 23.

Слайд № 21 «Строение плесени»

Слайд № 22 «Факторы, способствующие образованию плесени»

Слайд № 23 «Плесневые грибы вредители»

- А плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу?

Слайд № 24

- Из плесневых грибов изготавливают лекарство.

Итог урока.

               - Какую тему  мы изучали на уроке?

               - Что такое грибы?

 Слайд № 25 «Грибы. Классификация. Строение»

(итоговый- с выступлением учащихся)

-Какие виды грибов вы знаете?

- У шляпочных грибов какие группы можно выделить?                                  6

Слайд № 26

- Посмотрите, как много можно сказать о грибах.

- Теперь ваш багаж знаний пополнился. А Старичок—Лесовичок предлагает вам выполнить его задания.

Работа в микрогруппах: каждая группа выбирает задание:

Строение гриба                                      слайд № 27

Классификация грибов                         слайд №28

Взаимопроверка, оценивание выполненных работ

Слайд № 29 «Советы Старичка—Лесовичка»

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

 Слайд  № 30

 

                  На опушке посидели

                  Всё вокруг мы поглядели.

                  А теперь давай с тобой

                  Мы отправимся домой.

                  До свиданья, лес!

                  Ты расти на радость людям!

                  Мы дружить с тобою будем!

Домашнее задание.

Учебник  стр. 18-25.

 По желанию—кроссворд , подобрать вопросы для викторины  по теме «Съедобные и несъедобные грибы», загадки о грибах.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: "В некотором царстве, в некотором государстве.."

Я как классный руководитель проблемой профилактики ДДТТ( детский дорожно-транспортный травматизм) занимаюсь несколько лет, понимая, насколько важно в условиях сплошной автомобилизации страны знать и с...

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Предлагаю вам сценарий выпускного вечера в 4 классе....

Мероприятие по правовому воспитанию « В некотором царстве, в некотором государстве…..»

Мероприятие по правовому воспитанию« В некотором царстве, в некотором государстве…..»...

Конспект комплексного занятия для будущих первоклассников «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Цели:- уточнить представления детей о буквах и  звуках, цифрах и числах,- совершенствовать  умения составлять слова, сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 10.Задачи:- развитие и...

«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».

Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...

Рабочая программа: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Рабочая программа, модульная:  «В некотором царстве, в некотором государстве…»  для 1-4 классов с элементами сказкотерапии....

Мероприятие по литературному чтению "В некотором царстве, в некотором государстве"

Описание материала: сценарий разработан для учащихся начальных классов. Данное мероприятие способствует повышению читательской активности ребят, решает задачу по активизации читательско...