Окружающий мир (история) "Память о прошлом", 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: Подчеркнуть значение изучения прошлого, указать роль науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека.
Задачи:
Сформировать у детей представления об исторических источниках;
Развивать умение элементарного анализа источников истории;
Воспитывать бережное отношение к памятникам старины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_3_klass.zip | 7.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира "Память о прошлом". 3-й класс
Цель: Подчеркнуть значение изучения прошлого, указать роль науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека.
Задачи:
Сформировать у детей представления об исторических источниках;
Развивать умение элементарного анализа источников истории;
Воспитывать бережное отношение к памятникам старины.
Деятельностный подход: словарная работа, анализ иллюстраций в учебнике, составление презентаций детьми совместно с родителями в виде фотоальбомов.
Ход урока
I.Орг. момент.
II .Актуализация знаний.
После изучения темы «Живая связь времен», дети готовили материал о своей семье. Для актуализации знаний используем презентации в виде фотографий , приготовленные ими и их родителями.
У: Расскажите о своей семье.
Рассказывают c использованием своих презентаций (составление альбома, книги памяти, книжки-раскладушки с рисунками и т. д.)
У: О чем еще могут рассказать фотографии?
Д: Фотографии могут рассказать о характере человека, об эпохе в которой он жил или живет. По фотографиям можно определить, что носили люди в разное время. По некоторым фотографиям можно узнать профессию человека…
У: Можно ли по фотографиям узнать о том, что было 500 лет назад ли 1000 лет?
Д: нет, так как первые фотоаппараты были созданы в середине 19 века.
Проблемный вопрос: Откуда мы можем узнать о жизни людей, живших сотни и тысячи лет назад, когда еще не было фотоаппарата?
Д: О прошлом можно узнать из фильмов, из книг, которые мы читаем, из летописей, старинных книг, найденных вещах при раскопках…
III. Введение в новую тему.
У: Сегодня мы познакомимся с интересным памятником.
Рассказ учителя: «Когда мы входим в древний Новгородский кремль, первое, что мы видим на его территории - это великолепное и сложное скульптурное сооружение Михаила Осиповича Микешина - памятник "Тысячелетие России».
(использование иллюстрации)
Открытие памятника состоялось - 21 сентября, 1862 года, в присутствии Императора Александра II.
(использование иллюстрации)
Общая высота памятника около 15 м. Всего на памятнике 129 скульптурных фигур.
По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собою
шар, диаметр шара-державы - 4 м, вес - 400 пудов. Высота креста на шаре -3 м.
Коленопреклоненная женщина олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом -
православную церковь.
Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих шесть главных эпох в истории России.
Первая группа включает фигуру легендарного Рюрика и языческого бога Перуна.
Вторая группа изображает "введение христианства": здесь представлен киевский князь Владимир, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола.
Третья группа, изображает начало освобождения Руси от «татарского ига", она состоит из князя Дмитрия Донского, попирающего побежденного татарина.
В четвертой группе, олицетворяющей "основание самодержавия", представлен великий князь Иван III, принимающий от побежденного татарина знак власти - бунчук.
Тема пятой скульптурной группы - "начало династии Романовых".
Высота гранитного пьедестала - 6 м.
Шестая группа, которая изображает "основание Российской империи", включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север, где была основана новая столица».
У: Рассмотрим подножие памятника. Назовите известных людей, увиденных вами.
/ Дети могут назвать известные им образы/
У: На горельефе изображены выдающиеся деятели России. Они объединены в четыре группы - "Просветители народа", "Государственные люди", "Военные люди и герои", "Писатели и художники". Здесь мы видим: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинку и многих других .
(использование иллюстрации)
Но в числе коронованных особ напрасно было бы искать Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника за его жестокое, «кровавое» правление.
IV. Первичное закрепление и получение новых знаний
У: Откуда мы можем узнать о прошлом, если живых свидетелей нет?
Д: О прошлом можно узнать по фотографиям, старинным картинам, по находкам археологов, по летописям, памятникам…
- Можно ли назвать названные вами предметы - «историческими источниками»?
- Что такое история?
Д: История - это:
интересное событие, которое с тобой произошло;
Это приключение;
Случай;
Это то, что когда-то было.
У: Найдите и прочитайте в толковом словаре лексическое значение слова история.
История -…память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях…
/Работа с учебником /
- Подбери подписи к иллюстрациям. Что изучают ученые – историки?
У: Объясните слово источник. Что называют «историческими источниками»?
Д: Вещи, предметы по которым можно изучать историю называют «историческими источниками».
У: Где можно встретить «исторические источники»? Исторические источники находятся в исторических музеях. Один из самых известных - Государственный исторический музей. Рассмотрим иллюстрацию. Опишите, каким вы видите это здание.
Исторический музей основан в 1872 году в Москве. Музейные коллекции были собраны усилиями научной общественности всей России, а также за счёт даров коллекционеров. Здание музея было построено на Красной площади в 1875-1883 годах в русском стиле по проекту архитектора В. Шервуда. В 1883 году музей был открыт для посетителей. Это крупнейшее в России хранилище памятников истории и культуры (более 4 миллионов единиц хранения).
- Рассмотрим несколько экспонатов,
(использование иллюстрации)
У: На какие группы разделите эти источники?
Д: Можно разделить на письменные и вещественные.
У: Можно выделить несколько групп исторических источников: устные, вещественные и письменные.
V. Закрепление знаний. Работа с учебником.
- Рассмотрим иллюстрации в учебнике. О чем могут рассказать эти фотографии?
VI. Итог урока. Вывод.
Что изучает история? Чему учит история?
Учит жизни, предостерегает от ошибок, помогает в сложных ситуациях;
Учит человека быть справедливым и честным;
Помогает понять себя самого и других людей.
VII. Д /З:
Найти материал о любом историческом предмете, памятнике истории; рассказать, что мы можем узнать по данному историческому источнику.
Литература
- Вахрушев А.А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. (Мое Отечество). Учебник в 2 частях. – М. .: «Баласс», 2008. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Д.Д. Данилов, Л.И. Гребенюк, С.С. Кузнецова, Н.Г. Сафмулина. Мое Отечество. 3 класс (1-4).
- Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2002. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Как узнают о прошлом. Исторические источники"
Конспект урока окружающего мира (3 класс) по УМК "Гармония"....
Образовательная программа "Школа 2100" урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество"), 3 класс, тема: "Память о прошлом"
Урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество")Тема: "Память о прошлом", 3 классЦель: познакомить учащихся с первичными представлениями о понятиях "история" и "исторический источник"; ...
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Зачем люди осваивают космос?" (1 кл.) «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 1 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 1 класс 2 часть).
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью...
Технологическая карта по окружающему миру: «Кто такие рыбы?» 1 класс учебник Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс, часть 1. УМК «Школа России».
Технологическая карта по окружающему миру: «Кто такие рыбы?»...