Урок окружающего мира в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Шамшиева Жанна Валентиновна

Урок способствует формированию у детей представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, повышению интереса к изучению истории, учит работать с дополнительной литературой, способствует развитию речи, умению работать в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.                                     Учитель начальных классов:

                                                                                             Шамшиева Жанна Валентиновна.

 Тема: Михаил Васильевич Ломоносов.

Цели:

1. Способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

2. Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

3. Воспитывать любовь к истории.

Ход урока.

I. Орг. момент. Проверка домашнего задания.

— Давайте еще раз вспомним некоторые преобразования Петра I. Нам поможет этот мешок. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями, реформами Петра 1.

 Ножницы -  (Пётр 1 запретил носить бороду боярам, купцам, знатным людям)

 календарь — (Ввел в 1700 году новый календарь, нов. год начинался с 1 янв.)

 картофель -

                     ( Были завезены из других стран в Россию)

 кофе -

 газета – (Пётр 1 выпустил первую печатную газету)

 кольцо – ( Свадьбы играли по согласию молодых)

 изделия из ракушек — (приказывал собирать разные диковинки, создал первый музей)

 корабль – ( При Петре 1 началось строительство кораблей, создан флот)

II. Сообщение темы,  целей урока.

Петр Первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частые придворные перевороты, последовавшие после его смерти, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым поэтом.

(Портрет М. В. Ломоносова) Кто же это такой? Какой была его жизнь?

III. Работа по теме урока.

- Работа нам предстоит сегодня в парах и по плану.

Задание: подготовить выступление на заданную тему. Раздаю конверты, в них вы можете найти дополнительный материал. Пользуемся и учебниками и дополнительным материалом.

  Прослушав внимательно все выступления, вы сможете выполнить тест в конце урока.

( план на доске)

1)Детство М. В. Ломоносова.

2)Годы учебы.

3)Учёба за границей.

4) Возвращение в Россию.

5) Основные научные открытия М. В. Ломоносова.

1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711года на далеком севере,

Деревня Денисовка (ныне село Ломоносово) находилась в 150 км

 от города Холмогоры Архангельской губернии.

Почему Михайло - сын поморский?

 Край, где родился Михайло Ломоносов, называли Беломорье,

 а жителей - поморами.

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски на реке Двине -ГАЛИОТ - парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.

Мать Елена Ивановна умерла очень рано. По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли “зуйка”. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

- В какой семье родился Ломоносов?

( в семье поморов)

2.Годы учебы.

В декабре 1730 года Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву.

В январе 1731 года поступил в Славяно–греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре1731 года был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:

1 копейка - на хлеб;

1 копейка - на квас;

1копейка – на обувь, одежду и все остальное.

Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук.Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

- В каком возрасте Ломоносов начал постигать грамоту?

( в 11 лет)

- Какой язык считался в то время международным?

3. Учёба за границей.

- Где закончил М. В. Ломоносов свое обучение?

 В Петербургской Академии Наук Ломоносов пробыл 8 месяцев и

 обнаружил выдающиеся способности. И осенью 1736 года вместе

 с двумя товарищами он был направлен для

 прохождения дальнейшего обучения за границу.

 Так Ломоносов стал студентом известного в Европе Марбургского

 университета, где учился у известного ученого и философа

 Христиана Вольфа. Поселился он в доме вдовы пивовара, младшая

 дочь, которого через два года стала его женой.

 Через три года Ломоносов переезжает в Фрейбург.

Здесь Ломоносов изучает, помимо химии и горного дела, минералогию, геологию,

разрабатывает новые основы стихосложения.

 Студенты из России испытывают большие трудности, т.к.

 стипендия поступала нерегулярно, и Ломоносов решил вернуться

 на Родину.

- С какими трудностями столкнулся Ломоносов во время учёбы за границей?

4.Возвращение в Россию.

Когда Ломоносов вернулся на Родину и где служил до конца жизни?

 Решив в мае 1740 года вернуться в Россию Ломоносов испытал

 огромные трудности. А в конце пребывания за границей с ним

 чуть не произошло несчастье. Он был завербован в Прусскую

 армию, но ему удалось бежать. И в 1741 году он наконец вернулся

 в Петербург, в Академию Наук, где протекала вся его дальнейшая

 научная и общественная деятельность.

 Однако среди академиков сначала не было русских. И поэтому

 одной из главных задач Академии была подготовка национальных

 кадров. Для этой цели при Академии и были созданы гимназия и

 университет, для этого были посланы молодые люди за границу.

   В 1745 году Ломоносов получает

 звание профессора химии.

5.  Основные научные открытия Михаила Васильевича Ломоносова.

1).Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;

б) выпустил “Риторику”;

в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

2).Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

3). Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

4). Открытия в области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5). Открытия в области географии:

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6). Открытия в области геологии:

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) “ О причине землетрясений”.

7). Открытия в области истории:

а) закончен 1-ый том Российской истории.

б) составил “Краткий летописец с родословием”.

8). Ломоносов – просветитель:

а) написал статью о должности журналистов;

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

9). Ломоносов – художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

- Итак, в каких областях знаний прославился М.В. Ломоносов?

- Какие достижения принадлежат Ломоносову?

( открытие атмосферы на венере,  организация химической лаборатории)

IV.Проверка выполнения работы. Выступления от каждой пары.

Подведение итогов.

Что для вас было самым интересным на уроке?

О чем захотелось еще узнать?

Что было трудным?

Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

V.Закрепление пройденного.

 Перед вами тест о М. В Ломоносове, постарайтесь его выполнить.

VI. Оценивание.

Домашнее задание. Повторить материал на стр. 101 -104 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...


 

Комментарии