Самопознание 4 класс Раздел "Как прекрасен этот мир!"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме

                      Авторская работа.    Урок по самопознанию в 4 классе раздел "Как прекрасен этот мир!" Природа нашей Родины!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel.docx957.61 КБ

Предварительный просмотр:

                Раздел. Как прекрасен этот мир!

Урок-путешествие.

                 Тема. Природа нашей Родины.

Цель урока: формирование представлений о значение и ценности природы

                              нашей Родины в судьбе каждого человека.

Задачи:

- вызвать у ребёнка чувство восхищения и гордости за своё Отечество;

- пробудить желание проявлять заботу и бережное отношение к природе;

- развивать способность к эмоционально –эстетическому восприятию родного

  края как источника любви и вдохновения.

Формирование ключевых компетентностей.

Разрешение проблем:

  1. выстраивать доброжелательные отношения к окружающему миру;
  2. проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм.
  3. быть патриотом своей Родины, проявлять зрелость в суждениях и ответственность в своих действиях;

Информационная:

  1. находить информацию, проводить отбор материала и использовать в своей   деятельности при помощи ИТК.

Коммуникативная:

  1. развивать устную речь;
  2. расширять кругозор;
  3. обогащать словарный запас;
  4. уметь работать в группе.

Ожидаемый результат: 

  1. осознание себя гражданином Республики Казахстан;
  2. проявление гражданственности и патриотизма.
  3. уметь слушать, понимать, свободно выражать свои мысли и чувства.

Методические приёмы: «видеометод»,беседа, «путешествие», чтение с прогнозированием, игра.

Цитата урока. 

Туған жердей жер болмас,          Нет земли лучше Родины,

Туған елдей ел болмас.               Нет людей лучше, чем Родина.                          

                                        Казахская народная пословица.

Ресурсы: учебник, тетрадь, цв.карандаши, контурная,физическая карты Казахстана, иллюстрации географ.объектов Казахстана, фрагмент музыкальных произведений, шаблоны сердец.

Межпредметная связь: самопознание + познание мира + казахский

                                                      язык                                   

                                 

Ход урока.

Приветствие.

        Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и моё сердце радуется. И, как всегда, приглашаю вас в наш замечательный «круг радости».Возьмёмся за руки.

Круг радости.

Здравствуй, наша школа,

Мы с тобой, мы тебя любим!

Здравствуй, наш город Рудный,

Мы с тобой, мы тебя любим!

Здравствуй, наша Родина – Республика Казахстан,

Мы с тобой, мы тебя любим!

Здравствуй, наша планета Земля,

Мы с тобой, мы тебя любим!

Учитель.

        Родина – как много в этом слове: перед моим мысленным взором возникает огромная страна, населённая добрым и мудрым народом. Казахстанские степи, расстилающиеся ковром ковыля. Запах горькой полыни. Наши предки говорили: «Пока ты на коне, познай мир вокруг». Когда я говорю Мой Казахстан, чувствую, что сердце наполняется гордостью, перехватывает дыхание.

 - У каждого человека есть родина. Эта страна, в которой люди родились и выросли. Страна, в которой они живут и гражданами которой являются. Наша Родина –Республика Казахстан. Мы с вами- дети Казахстана. Будущее нашей Родины в ваших руках, ребята!

-Как вы понимаете выражение «любить Родину»?

-Как можно выразить эту любовь?

Совместная коллективная работа.

Учитель рисует на доске круг, в круге записывает слова: «Любить Родину – это значит…» вокруг него ответы детей.

Беседа        
Вопросы и задания для беседы:

  1. Попросите детей вспомнить какое-либо место или событие, которое ассоциируется у них со словом Родина, и рассказать о нем.
  2. Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.
  3. Каким нужно быть человеком, чтобы отдать свою жизнь за свой народ?
  4. Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?
  5. Представьте, что вы должны провести урок, посвященный любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?

Просмотр детских презентаций на тему «Родина».

Чтение стихотворения.

(у каждого ученика текст стихотворения)

                               Она велика

                        От Алтая до Каспия,

                        Она широка,

                        Как народа душа.

                        Она же – Европа,

                        Она же и Азия,

                        И волны Урала,

                        И всплеск Иртыша.

                           Родная земля –

                        Молодая и древняя, -

                        Пою о тебе

                        И тобою живу!

                        На север взгляну –

                        Вижу зелень деревьев я,

                        На юг посмотрю –

                        Ветры сушат траву.

                           Есть все у тебя:

                И леса, и озера,

                И синие глуби

                Натруженных рек,

                Бескрайние степи,

                Высокие горы,

                И я – твой хозяин,

                И твой Человек!

(Т.Айбергенов  «Моя страна»)

Вопрос:

- Какой видит свою Родину автор стихотворения?  (бескрайней,  многообразной)

- А какой вы видите свою Родину?         (красивой, мирной, независимой)

- А от нас это зависит?                              (да зависит)

- Испытываете ли вы чувство гордости за свою Родину?

- По вашим высказываниям и рисункам видно, что гордитесь своей Родиной.

Выставка детских рисунков на тему «Родина моя».

Лучшие работы отмечаются призами.

Представьте,  к вам приехали гости из других стран, что бы вы показали в первую очередь в нашей стране. Мы попытаемся это сделать отправившись в путешествие.

Совместное творческое «путешествие» по стране.        

Рассказ учителя.

- Казахстан – древняя страна, но на современной карте мира она появилась недавно, в 1991 году. Находится наше государство в центре Евразийского материка- самого большого на планете Земля. Казахстан- это страна зелёных степей и жёлтых пустынь. Ни одному из учёных –путешественников не удалось пройти всю страну из края в край, каждый смог исследовать только её часть. Всё, что мы сегодня знаем о нашей стране- это заслуга тысяч людей.

(У каждого на парте физическая и контурная карты Казахстана).

- Каждый из вас может найти на карте Казахстана город или село, где он родился.

Отметить на контурной карте.

- Начинаем мы путешествовать с главного города – столицы Республики Казахстан – Астана. Что вы знаете о столице Казахстана? Кто из вас был Астане? Чему вы удивились, побывав там.

                            Информация об Астане.

 Столицей этот город стал совсем недавно, в 1997году. А основан он был в 1832 году. До того, как у города появилось имя Астана, у него было несколько названий- акмолинск, целиноград, акмола. Он стал одним из самых красивых городов планеты. За это ему была присуждена специальная награда ЮНЕСКО «Город мира».

- Следующим прекрасным местом на казахской земле является Боровое.

Синегорье заставляет человека забыть все суеты и окунуться в мир сказочной стихии, наполненный таинственным ароматом народных преданий и легенд. Здесь все словно и создано только для того, чтобы человек заглянул в самые потаенные глубины собственного сердца. Древние молчаливые горы непроходимой стеной встали на пути всеразрушающего времени, которое здесь, в этом хвойно-озерном оазисе посреди серой казахской степи, не имеет никакой власти. Фиолетовая дымка над Синюхой, тихий плеск воды об Каменный пляж, шум старых сосен - оказавшись здесь впервые, начинаешь верить, что действительно сам Господь благословил этот союз камня, воды, леса и неба, остановил время в этом магическом круге... И если и есть где на Земле отголосок потерянного когда-то рая, то этот эдемский сад зовется Боровое!

Чтение с прогнозированием

Предание о происхождении Борового

         В стародавние времена, когда казахи населяли предгорья Алатау, жили  у Балхаша, Арала и Каспия, везде в тех краях были горы, реки, леса, озёра. В многоводных реках водилось множество рыбы, в непроходимых лесах было много зверя. Много веков так было. Но однажды один из казахских родов чем-то провинился,  прогневил аллаха. Страшно разгневался аллах, собрал он со всех мест леса, горы, реки, уложил их в мешок и зашагал куда-то на север. Но мешок у аллаха  был с дыркой…

Учитель останавливает чтение.  Детям предлагается завершить текст  предания.

           А теперь, послушайте, как на самом деле закончилась эта история. Шел он, шёл. Захотелось ему чихнуть. Повелитель чихнул и не заметил, как через дырку из мешка вывалилась часть собранного им леса, земли, гор, озёр. И случилось это как раз на том месте, где сейчас стоит курорт Боровое. Так говорит предание.

- А теперь мы с вами попадем на горнолыжный курорт Чимбулак.

В конце сороковых годов любители горных лыж открыли для себя замечательный уголок, расположенный в урочище Чимбулак, на высоте 2 200 м над уровнем моря. Идеальный для спуска длинный естественный склон с разнообразным рельефом в сочетании с уникальным, как потом выяснилось, составом снега, обеспечивающим лучшее скольжение и сцепление, покорили всех. Вскоре здесь была проложена первая в стране трасса скоростного спуска, отвечающая международным требованиям.

Обобщение.

Поистине велика казахстанская земля. От седого Каспия – на западе до Алтайских хребтов – на востоке, от березовых перелесков – на севере до хребтов Заилийского  Алатау – на юге. Это большое счастье  жить в такой большой стране, в которой можно увидеть степи и горы, леса и пустыни.

Чтение. (читает учитель или подготовленный ученик)

 (Притча) Младший принц.

Было у короля три сына. Старший – был храбрым воином, и умело владел любым оружием.  Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. Только младший сын расстраивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми днями читал книги. Младший сын короля  изучал историю, языки и обычаи разных народов.

- Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих народов? Ты должен любить свою Родину, - часто упрекал принца король.

Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.

Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи короля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении.

За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля.

- Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедленно! Завтра будет битва! – вскричал молодой полководец.

- Да, сын, тебе здесь не место, - поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в последнем сражении.

Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал:

- Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл.

После рассказа младшего сына, король приказал готовиться к битве. Сражение было жестоким, но враги всюду натыкались на ловушки и были разбиты.

- Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться среди врагов целых три дня? – воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.

-  Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали меня за своего, - ответил принц.

- Разве тебе не было страшно? – удивился его брат.

- Любовь к Родине превыше страха смерти, - спокойно ответил младший сын.

Вопросы и задания для беседы:        

  1. Почему королю казалось, что его младший сын не любит свою Родину?
  2. Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?
  3. Какой язык вы хотели бы выучить и почему?
  4. Как вы думаете, какое занятие самое достойное для сына короля?
  5. Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.

Упражнение.

- Ребята, сейчас мы с вами проверим, как вы знаете наш государственный     язык. Вам необходимо выбрать слова и словосочетания, имеющие отношение к понятию «Родина».

   Жанұя

     Туған жер табиғаты

 Тәуелсіздік

   Мектеп

      Адал. таза

            Махаббат

   Ұй

      Адалдық

            Мұғім

   Халық әндері

      Ұят, ар

            Достар

   Еңбек адамдары

      Еңбек

            Анна тілі

  (Все слова и словосочетания имеют отношение к слову Родина)

Игра.

-А сейчас мы поиграем: Я вам буду читать четверостишие, и если вы согласны, то надо сказать: «Это я, это я, это все мои друзья»

   Будет кто трудиться вечно

   И все силы прилагать

Чтобы пел родник Отчизны

И земля родная мать?

(это я, это я, это все мои друзья)

Кто нарушит все запреты И разрушит все мосты, Что ведут нас к дружбе По дороге доброты? (дети молчат)

Кто из вас границы наши

Будет верно охранять

И страну свою родную

От врагов оберегать?

(это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас учиться будет

На "4" и на "5",

Чтобы в будущем Отчизну

Во всем мире прославлять?

(это я, это я, это все мои друзья).

  Я

               

               

               

               

 узнал

запомнил

 научился

удивился

повторил

Рефлексия.

Круг «От сердца к сердцу»

Обвести по шаблону сердца и раскрасить.

Ребята, давайте сделаем большой круг, и покажем всему миру, какая у нас огромная Родина — Республика Казахстан.
А сейчас с помощью этих сердец мы подарим нашу любовь и пожелания нашей Родине. (Дети с помощь сердец выкладывают карту Казахстана)

Звучит песня «Дорогою добра».

Установка на выполнение домашнего задания.

На выбор.

Напишите сочинение на тему: «Что я могу сделать для своей Родины» .

Составить кластер «Как я понимаю, что такое Родина»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как прекрасен этот мир!"

Классный час  в 1 классе на тему: "Как прекрасен этот мир!"...

Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе

Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...

Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" для 1-2 классов

Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...

Конспект занятия внеурочной деятельности по курсу "Как прекрасен этот мир" на тему "Мы рисуем музыку" для 2 класса

Подробный конспект занятия, на котором дети, слушая музыку, пытаются понять, догадаться, о чем она, а затем зарисовывают свои образы. При этом дети не знают названия произведения. В конце занятия, ког...

Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" 2 класс, 3 класс, 4 класс

Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...

Внеурочное занятие по общекультурному направлению во 2 классе на тему: «Как прекрасен этот мир..»

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «побед...