Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Самохина Анна Александровна

Программа "Начальная школа ХХ1 века", окуржающий мир, 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_dikim_i_domashnim_zhivotnym_2.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тема урока: Дикие и домашние животные.

 Цели:

1. Познакомить с признаками отличия диких животных от домашних животных;

2. Учить распределять животных на группы: дикие и домашние животные;

 3. Расширить и  обобщить знания о домашних и диких животных.

4. Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

 5. Воспитывать бережное отношение к природе, расширять детский кругозор.

Оборудование:

1 Компьютер, видеопроектор, экран.

2. Презентация к уроку.

Ход урока.

Орг. момент.

Проверка готовности каждого ученика к уроку.

Долгожданный наш звонок

Начинается урок.

Дежурные проверяют готовность детей к уроку.

 2. Подготовка к введению нового материала, постановка цели урока.

Давайте начнём наш урок с загадок.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (собака)

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади – метла. (корова)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (медведь)

Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (крот)

О ком эти загадки?

Посмотрите на экран. Какие животные изображены на нём? (Слайд 4)

 Давайте назовём этих животных.

Подумайте и скажите: «Где обитают изображённые животные?» Некоторые из этих животных живут около человек, а некоторые в дикой природе.

На  какие две группы мы сможем разделить животных? Перечислите, какие относятся к диким, а какие к домашним?

Учитель: давайте проверим правильность наших ответов.

Учитель: Тема нашего урока – дикие и домашние животные. Мы с вами узнаем об образе жизни некоторых из них и определим отличия диких животных от домашних. Давайте начнём наше знакомство. Внимательно слушайте, что вам расскажут наши гости и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Встречайте диких животных. (рассказывают ученики)

Волк. (Слайд 5)

     Я- волк. Живём мы в лесах средней полосы России. Я очень сильное и выносливое животное. Могу бегать очень долго, преследуя добычу. Летом мы живём парами или в одиночку, так как летом легче добывать себе пищу, а вот зимой нам приходится объединяться в стаи. Стаей легче охотится. Весной в логове появляются волчата. Нам приходится самим заботиться о своём потомстве. Питаемся мы различными животными. Нападем на пасущиеся стада. Мы волки, являемся санитарами леса, потому что поедаем больных и слабых животных. Тем самым, избавляя лес от падали.

- Где обитают волки? Чем питаются? Как называется жильё волка?

Медведь.( Слайд 6)

      Я – бурый медведь. Самый крупный обитатель лесов. Осенью я начинаю строить себе берлогу (рою яму около воды под корнем упавшего дерева и натаскиваю туда мох и надранную с деревьев кору), а зимой сплю в ней. Ем я всё, что попадается на моём пути. Выкапываю корешки, ем мёд, малину. Но могу и полакомиться  мелким зверем или рыбой. Муравейник – находка особенно приятная. Зимой в берлоге у нас появляются медвежата. Нам приходится самим заботиться о своем потомстве.

Где обитает медведь? Чем питается? Как добывает себе пищу? Как называется жильё медведя?

Заяц. (Слайд 7)

     Я – заяц русак. Моё имя не сходит с языка. Говорят: «Труслив, как заяц», «улепётывает, как заяц». А мы не так уж трусливы. Мы живём в лесу и часто подвергаемся нападениям со стороны других животных. Поэтому нам приходится «держать ушки на макушке». Мы должны очень быстро скакать, очень хорошо видеть. Потому как даже вороны и сороки, собираясь в бандитскую стаю иной раз нападают на нас.

   - Расскажите мне, где обитают дикие животные? Как добывают себе пищу? Какие ещё дикие животные вам известны?

Загадки:

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотны. (бобры)     Где обитают бобры ?

(Слайд 8)

Посмотрите на доску, правильно ли мы с вами выделили отличительные особенности диких животных.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет хомка сильным стать.

- К диким или домашним животным относится хомячок?

О хомяках 

Регион обитания 
В мире насчитывается более 60 родов, объединяющих около 240 видов хомяков (подсемейства грызунов, семейства хомякообразных). В нашей стране — 14 видов, относящихся к 6 родам. Регион обитания хомяков достаточно обширен: они распространены в Северной и Южной Америке, Европе, Африке, Южной, Центральной и Восточной Азии. Населяют центральные и южные районы Европейской части, Кавказ, Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Южную часть Сибири и Приморья. Предпочитают степи и лесостепи, обитают в пустынях и полупустынях, встречаются и в горах на высоте до 2500 метров над уровнем моря. Хомяки живут одиночно. Роют себе сложноустроенные норы с кладовой, с различными поворотами и проходами. Хомяки запасливы. Многие виды делают запасы корма до 90 кг. На охоту зверек выходит с наступлением сумерек. Употребляет растительную и животную пищу. Впадает в спячку. Хомяки хорошо размножаются и живут в домашних условиях.

- Теперь можно поговорить о домашних животных.

Учитель: Давным-давно, когда еще на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки, которые стали защищать человека от его врагов, помогали ему искать и добывать пищу. Число друзей человека росло. Ими стали лошади, овцы, верблюды, коровы.

- Встречайте домашних животных.

Собака. (Слайд 9)

Я – собака. Моими предками являются волки и шакалы. Люди приручили нас одних из первых.  Собаки всегда были помощниками на охоте. Так как человек охотился в разных условиях, то и пород собак много: спаниель, борзая, московская сторожевая. Также мы хорошо охраняем жилище человека. Мы верные товарищи и хорошие друзья. За преданность и верную службу люди нас кормят, гладят и ласкают.

- Где обитает собака? Для чего нужна собака человеку?

Кошка. (Слайд 10)

"Меня приручили очень давно, это произошло в ту далекую пору, когда Ручные Животные были животными Дикими. Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая, и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким лесам. Но самой дикой была я - Дикая Кошка. Я бродила сама по себе, пока человек не приручил меня. Я стала помогать ему, ловить мышей. А в Египте меня считали священным животным.

- Где обитает кошка? Для чего человек приручил кошку?

- Какие ещё домашние животные нам известны?

- Где обитают домашние животные?  Кто заботится о домашних животных?

(Слайд 11,12)

(Слайд 13, 14)

- Давайте рассмотрим отличительные черты домашних животных на доске. Правильно ли мы их выделили?

- Рассмотрим сравнительную таблицу: (Слайд 15)

 

Дикие

Домашние

Жилище

Строят сами

Строит человек

Питание

Питаются самостоятельно

Кормит человек

Потомство

Заботятся сами

Помогает человек

Вывод

Не зависят от человека

Зависят от человека

Учитель: Для чего же человеку необходимо было приручить домашних животных?

Учитель: Как вы думаете, человек только использует  животных? Откроем учебник на странице 42.

 Посмотрите на картинку и расскажите, как человек заботится о домашних животных?

Игра «Соображалки». (Слайд 18, 19, 20, 21)

Учитель: как вы понимаете пословицу «Собака помнит, кто её кормит».

Работа в тетради на странице 23. Соедини линиями рисунок животного и слово, которое его обозначает.

Итог урока:

- Ответьте мне на вопрос, только ли домашние животные нуждаются в заботе?  

- Что происходит с дикими животными из-за неразумного обращения человека с природой, из-за вырубки лесов, загрязнения водоёмов?  

- Как мы можем помочь диким животным?

- Давайте сами сочиним правила бережного отношения к

(Слайд 21-26)

К домашним животным

Мы тех отнесём

С которыми в тесном

Контакте живём:

Мы их укрываем в тепле от мороза.

И кормим и поим, коль надо – стрижём,

Их ласково гладим и бережём.

Одни нам дают молоко и сметану,

Другие нас возят везде неустанно,

А третьи нам дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

А к диким животным мы тех отнесём,

С которыми рядышком мы не живём

Кто по океанам, лесам и морям

Гуляет, живет, и питается сам.

Лисицы и волки, кроты и медведи

Их множество видов на нашей планете

В свободе они обретаются,

Но тоже в защите нуждаются!

 

О животных.

Животные

(рысь, медведь, кошка, собака, овца, волк, корова)

В лесу,  дома  

(Дети предлагают свои варианты).

Дикие животные и домашние животные.

В лесах средней полосы России. Питаются другими животными. Жильё называется – логово.

Обитает в лесах. Пищу добывает себе сам. Жильё называется – берлога.

(Живут в лесах и водоёмах, пустынях сами добывают себе еду, сами строят себе жильё, сами заботятся о своём потомстве).

       

В воде.

Хомячок относится к диким животным. Но он хорошо приспособился в домашних условиях.

Это животное приручил человек..

Обитает около человека. Помогает охранять дом, а также охотиться.

Обитает кошка около человека, помогает ловить мышей.

Корова, коза

Живут дома, о корме не заботятся, за потомством и за ними ухаживает человек.

Овца(шерсть), корова (молоко, мясо) , лошадь

Он еще и заботится о них.

Строит жильё, заготавливает корм, ухаживает за потомством.

Ответы детей.

Диким животным необходима наша защита. Животные погибают, исчезают целые виды.  

Бережно относиться к природе, не разорять птичьих гнёзд, не вырубать леса, не загрязнять реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...