Главные вкладки

    конспект урока окружающий мир "Государственная символика России"
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Беркун Елена Александровна

    Конспект урока по окружающему миру  4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока: окружающий мир

    Класс: 4-б

    Тема: «Государственная символика России»

    Цели:

    1. Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;
    2. содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);
    3. способствовать развитию умения анализировать, обобщать;
    4. воспитывать патриотизм, коллективизм;
    5. развивать интерес к истории Родины.

    Материалы и оборудование:
    1. Географическая карта России;
    2. Конституция РФ;
    3. Презентация «Символика России»

    4. Учебник «Окружающий мир». 4 класс.

                Класс поделен на  группы.

    Ход урока.

    Этапы урока

    Содержание

    Задачи

    Методические приемы

    1.Организационный момент (1-2мин).

    На доске учитель располагает несколько табличек с названиями изученных и неизученных тем и предлагает выбрать только те, что изучались и расположить  их в порядке изучения. Перевернуть карточки и прочесть слова  пословицы. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА».

    1. Как устроен организм человека.

    2. Ухо – орган равновесия

    3. Границы России.

    4. Франция.

    5.День народного единства

    6.Памятники Москвы покорителям космоса.

    Развивать умение уч-ся к самоподготовке

    Эмоционально настроить на деятельность.

    беседа

    2. Актуализация знаний (продолжительность этапа 5-7 минут).

    Учитель: Как называется наша Родина?
    (Россия, Российская Федерация)
    Учитель: А какое официальное название государства?
    (Россия, Российская Федерация)
    Учитель: Где можно найти информацию об этом?
    (В Конституции РФ).
    Учитель: Что такое Конституция?
    (Основной закон нашего государства)
    Учитель: Возьмите Конституцию, зачитайте.
    (зачитывание статьи 1 из Конституции).

    Актуализировать знания детей по теме.

    беседа

    III  Постановка проблемы (1-2мин)

    Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

    Подвести детей к новой теме?

    Побуждающий  диалог

    IV Сообщение темы урока

    (1-2мин)

    Учитель: Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, его символике. Мы, как настоящие граждане государства, должны быть компетентны в этих вопросах.

    Слайд№1

    V. Открытие новых знаний

    (15 мин)

    Дидактическая игра «Цветок дружбы».

    Каждой группе предлагается задание собрать цветок.

    У каждой группы лепестки с ответами.                

       В ходе работы устанавливаются, что цветок собран из лепестков сине-бело-красного цветов, символизирующих цвета Государственного флага России /если задание выполнено верно/.           

    1.Из предложенных дат выбрать те, которые связаны с историей нашей страны

    1841, 1812, 1712,1012

    2. Выберите страны, которые входили в состав России(СССР)

    Япония, Англия, Франция, Белоруссия, США

    3.Выберите достопримечательности России:

    Эйфелева башня, Статуя Свободы, Биг-Бен, монумент «Покорителям  космоса»

    4. С какой страной Россия имеет сухопутную границу?

    Италия, Казахстан, Германия, Великобритания, Испания .

    Учитель: Обратите внимание на сочетание цвета в   нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?
    (
    На государственном флаге России)

    (учащимся предлагается расположить лепестки в правильном сочетании).

    Слайд №2,№3
    Обсуждение:
    - Что означает каждый цвет на флаге?

    Слайд №4
    - Где можно увидеть государственный флаг России?
    - Когда он вывешивается?
    - Всегда ли государственный флаг нашей Родины был в таком варианте?

    Слайд№5

    Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра I .
    Во второй половине XIX века государственный флаг изменил свои цвета : он стал черно – желто – белым.
    Но уже к концу XIXвека Россия вернулась к бело-сине-красному флагу Россия  в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/.
    Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/ красный/.
                В 1917 году как и многие другие символы трехцветный флаг    был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды.
    В 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны.

    Теперь послушайте как звучит его официальное описание, закреплённое в федеральном законе «О Государственном флаге Российской Федерации», принятом Государственной Думой 8 декабря 2000 г.:

    «Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»

    Работа в группах

    Физминутка

    б) Гимн государства.
    Группам предлагается прослушать три аудиозаписи:

    Слайды №6,7,8

    «Интернационал», «Варшавянка», «Государственный гимн РФ».
    Учитель:   Какое по счету произведение является гимном России? Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?
    (С. Михалков, А. Александров)
    Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
    (торжественность, чувства гордости за Родину)
    Учитель: Как нужно слушать гимн? Покажите, пожалуйста.
    (
    стоя, в торжественном молчании).

    в) Государственный Герб Российской Федерации 

    Слайд№
    Учитель
    : Одним из государственных символов является герб государства. Найдите изображение Российского герба.
    (на доске: Герб СССР, Герб РФ, Герб города Москвы)

    С XVII века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.
                В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.

    Развивать умения предполагать

    Переключение внимания, мышечная релаксация

    Работа с аудиозаписями

    Скрытая физминутка

    VI Первичное закрепление

    1.Работа по учебнику. Стр 109-111

    Прочитайте текст учебника и выполните задание в тетради на стр.45 №84.

    Как вы дополнили предложения? Прочитайте.

    Оценивание уч-ся

    Развивать умения самостоятельной работы

    Работа с текстом

    VII Домашнее задание.
    (1-2 мин)

    1.Учебник Стр. 109-111

    2. Творческое задание придумать и нарисовать: герб, флаг, гимн своей семьи

    Смотивировать закрепление знаний в домашних условиях

    VIII. Итог урока. Рефлексия.

    (2-3 мин)

    Учитель: Мы узнали о символике России. Где могут пригодиться эти знания?

    Все группы работали очень хорошо. Молодцы!

    Оцените свою работу с помощью карточки ( красная- работал хорошо,

    синяя- хорошо ,но требуется ещё помощь,

    желтая – было трудно на уроке)

    Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?
      Напишите свои пожелания на листе бумаги и прикрепите на доске
       (голуби, ладошки, цветы).
      
      На доске оформляется композиция: (земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.)


    На карте мира не найдёшь
    Тот дом, в котором ты живёшь,
    И даже улицы родной
    Мы не найдём на карте той.
    Но мы всегда на ней найдём
    Свою страну - наш общий дом.

    Спасибо вам, ребята, за работу.

    Показать перспективу применения знаний

    Побуждающий диалог


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока окружающего мира"Леса России"

    Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

    Конспект урока окружающего мира "Леса России"

    Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...

    Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

    Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Россия и её близкие и дальние соседи. Финляндия и Дания.» УМК "Школа 21 века".

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  Тема: «Россия и её близкие и дальние соседи. Финляндия и Дания.»...

    Конспект урока окружающего мира «Города России» (2 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России;Планируемые результатыПредметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:приним...