Главные вкладки

    Конспекты уроков окружающего мира "Школа России" 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Бураншина Аида Зуфаровна

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    Окружающий мир

    Выполнила студентка 43 группы

    Бураншина Аида

    Проверила: _________________

                                                                                                                                                                     Отметка: _________________

                                                                                                                                                                          Дата:__________________

    Челябинск, 2018                          

     

    Тема: «Ты и твои друзья»

    Класс:

    Тип урока: изучение новых знаний.

    Цель урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия, а именно принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом.

    Планируемые результаты:

    -личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    -предметные: познакомить с  правилами  дружбы, с правилами поведения в гостях, за столом; учить ценить и принимать такие базовые ценности, как «настоящий друг», оценивать поступки людей; развивать познавательную активность и коммуникативные компетенции обучающихся: умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;

    Понятия: культура общения.        

    Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация «Ты и твои друзья?»,  5 карточек с пословицами, рабочая тетрадь  «Окружающий мир»  часть 2, учебник  «Окружающий мир» часть 2;  карточки с домашним заданием, стихотворения,  сценки.

    Этапы урока

    Методы и приёмы

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    УУД

    1.Организация начала урока;

    Словесный

    1 мин

    Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Итак, начнём!

    Приветствуют учителя;

    Р: принимают и сохраняют задачу.

    2.Проверка домашнего задания;

    Словесный, практический, наглядный;

    Беседа, диалог

    3 мин

    -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)                                                      –Что такое общение? (Взаимные отношения)                -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте)                                                                    -На прошлом уроке вы  разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)                                                                       -На слайде рисунки, в которых  отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.

    Вступают в беседу с учителем; отвечают на вопросы;

    Р.: Адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

    П.: Осуществлять синтез как составление целого из частей.

    К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации.

    3. Мотвационный

    Словесный, наглядный;

    беседа, постановка темы и целей урока;

    5 мин

    - Ребята, сейчас мы посмотрим с вами мультфильм, слушайте внимательно, о чём пойдет речь. Предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.                                                            

    – Какова тема нашего урока? (Ты и твои друзья).                                                                 Слайд 1                                                                                    - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? (  воспитывать  чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимоуважения.  )                      

    -Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ( о дружбе, друзьях )  

    - Что же такое дружба? Вопрос кажется совсем простым, но так  трудно на него ответить. (видео и ответы детей )

    Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока;

    Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    4. Усвоение новых знаний

    Словесный, наглядный, практический;

    Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией;

    10 мин

     Послушайте стихотворение « Монолог о дружбе»

    Что такое дружба? Каждый знает.

    Может быть, и спрашивать смешно.

    Слово “дружба” что обозначает?

    Может быть, поход вдвоём в кино,

    Может быть, хороший пас в футболе?

    Может быть, подсказку у доски,

    Может быть, защиту в драке школьной

    Или просто средство от тоски?

    Ну, а может быть, молчанье в классе,

    Если друг плохое совершит?

    Скажем, Коля стены разукрасил,

    Михаил всё видел, но молчит.

    Разве это дружба, если кто-то

    Дроби дома не хотел решать:

    Заниматься не было охоты,

    А дружок даёт ему списать.

    Разве это дружба, если двое

    Вздумали уроки прогулять,

    А спросила мама: “Вы не в школе?” –

    Оба дружно начинают врать.

    - Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? (Дети высказывают свои мнения)
    - А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ.

    НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

    Верный

    Добрый

    Скромный

    Честный

    Порядочный

    Бескорыстный

    (На доску прикрепляю таблички, дети называют качества).

    Слушать учителя.

    Отвечать на вопрос о прослушанном стихотворении.

    К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

    П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

    Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    5. Динамическая пауза

    1 мин

    Выполнение разминки.

    Выполняют разминку вместе с учителем;

    6. Закрепление полученных знаний

    Практический метод; чтение текста.

    Работа с рабочей тетрадью.

    Работа по учебнику.

    Закрепление темы.

    15 мин

    - Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

    Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

    (Вывешиваю на доску табличку).

    Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.

    Работа по тетради.

    Откройте рабочие тетради на с 39

    Найдите задание №3

    Прочитайте задание и текст к нему.

    С кем из этих ребят хочется дружить? Отметьте.

    Ну, а сейчас поговорим о том, как вести себя в гостях, если ,например, пригласили на день рожденья.  

    Откройте учебники на с  57.

    Посмотрите внимательно и скажите, в какие игры можно играть на дне рождения. Какие игрушки предпочтут мальчики, а какие девочки?

    В какие игры можно ещё играть в гостях?

    Молодцы!

    О дружбе сложено много пословиц и поговорок. Сейчас разделимся на группы, первый  ряд первая группа, второй ряд вторая и третий ряд третья группа.

    На одном из  столов лежат конверты, в них слова из которых нужно собрать пословицу или поговорку. Ваше задание собрать пословицу или поговорку.

    Объясни её  значение. Как вы эту пословицу понимаете? Надеюсь, вы помните, что самое главное дружба, будьте добры и не мешайте другим группам. Какая группа справится быстрей поднимает руку и сидит молча.

    (Дерево держится корнями, а человек друзьями

    Дружба, что стекло: сломаешь  - не починишь.

    Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот , кто в беде помогает )

    Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

    Выполнять работу в тетради.

    Читать учебник и анализировать задание.

    Работа в группах.

    П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

    Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    7. Подведение итогов.

    Словесный;

    Ответы на вопросы;

    -Домашнее задание. К следующему уроку выполнить задание в рабочей тетради  на стр. 36-37 упр 1,  стр38 упр. 2.

    Записывают домашнее задание.

    Л.: владеть общим приёмом решения задач.

    П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

    П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

    8. Рефлексия

    1 мин

    -Вернемся к теме и задачам урока.

    -Что узнали нового? Чему учились?

    Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились.

    А сейчас проведём оценочную работу.

    Кто понял всё сегодня на уроке и за работу на уроке ставит себе 5 хлопните раз.

    Кто ставит себе 4 и у него есть ещё вопросы, сели ровно и выпрямили спинку.

    Ну, а кто поставил себе 3 топните ногой.

    Выполняют задание учителя.

    К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж № 1»

    Технологическая карта урока

    Окружающего мира  

    Выполнила студентка 43  гр.

                                                                                                                      Ф.И.  Бураншиной Аиды      

    Проверил: ______________________

    Отметка: _______________________

    Дата: __________________________

    Челябинск, 2018

    Предмет: окружающий мир

    Класс: 2г

    Тема урока: «В школе»

    Цели урока: –научить оценивать характер взаимоотношений людей в школе;
                         – обсудить правила культуры общения в школе.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: – познакомиться с правилами поведения в школе;
                             – научатся объяснять, что такое культура общения в школе;
                             – делать выводы из изученного материала.
       
    • Личностные: – развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение сравнивать,
                               анализировать, оценивать, выбирать главное;
                            – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                            – интерес к новому учебному материалу, способам решения задач;

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: Презентация, Учебник «Окружающий мир» 2 класс Плешаков А. А. , рабочая тетрадь к учебнику.

    Этап урока.
    Методы и приёмы

    Хроно-
    метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты
    (УУД)

    Организационный
    Словес.: слово учителя

    1 мин

    Приветствовать учащихся. Проверка рабочего места

    Приветствовать учителя

    Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

    Мотивационный
    Сорвес.: слово учителя

    Словес.: рассуждение

    3 мин

    Ребята, сейчас я вам загадаю загадки. Ваша задача их разгадать.

    Каждый год школа дверь открывает.

    С теплотой всех детей принимает.

    Малыши - новосёлы вселяются.

    Знаешь ты, как они называются?

    (Первоклассники)

    Загадка про школу,

    про тот самый срок,

    Который ребятам

    Прозвонит звонок.

    (Урок)

    На её листочках

    И цифры есть и буквы в строчку.

    Листочки в клетку и в линейку,

    Писать в ней ровно ты сумей-ка!

    (Тетрадь)

    Как ты учишься расскажет,

    Все оценки вмиг покажет.

    (Дневник)

    Слушать учителя

    Разгадывать загадки

    Рассуждать

    Коммуникативные  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.  

    Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

    Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

    Постановка учебной задачи и её решения

    Словес.: постановка цели урока

    2 мин

    Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока?
    Тема нашего сегодняшнего урока «В школе».

    Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать правила общения и поведения в школе)

     

    Формулировать тему и  цель урока

    Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

    Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

    Регулятивные –

    сохранять учебную задачу урока.

    Решение частных задач
    Словес.: рассуждение

    Практич.: практическая работа


    Нагляд.: работа с учебником

    20 мин

    Мы общаемся не только в семье, но и в школе. Мы – младшие школьники.  В школе мы все вместе учимся, играем, отдыхаем.

    На стр.48 давайте прочитаем о здании и знании. Итак, ребята, правила поведения в школе в первую очередь начинается с территории школы и самого здания. Как мы должны вести себя на территории школы и в школе, ходя по коридорам? Хорошо!

    Расскажите о своем школьном коллективе. Какие праздники, конкурсы, викторины проводятся в вашем классе? Какие обязанности вы выполняете в школе и в классе? Откройте рабочую тетрадь стр.32 №4. Напишите, какие обязанности ты выполняешь в классе.

    Чем занимаются ребята вашего класса во время перемены? Как нужно вести себя на перемене?

    Как принято обращаться к учителю и другим работникам школы? Нужна ли в школе культура общения?

    Рассуждать.


    отвечать на вопросы учителя

    Выполнять практическую работу

    Рассуждать

    Обсуждать действия людей

    Коммуникативные  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.  

    Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

    Коммуникативные  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.  

    Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

    Познавательные  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

    Коммуникативные  – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    физкультминутка

    1 мин

    Видео

    Повторять движения

    Личностные – установка на здоровый образ жизни.

    Нагляд.: работа с учебником

    Словес.: рассуждение

    Словес.: обобщение

    Дача д/з

    15 мин

    На стр.50 Сережа приготовил рисунки для школьной газеты «хорошо или плохо?». Давайте разберем эти рисунки. Почему ситуации на картинках хорошие/плохие? Объясните. Как бы вы поступили будь на месте этих детишек?

    На стр.51 давайте прочитаем стихотворение «Перемена». Что произошло с муравьем? Какой был муравейник? Расскажите, как проходят ваши перемены? Молодцы!

    В рабочей тетради откройте стр.32. обсудите в парах какие правила поведения нужно соблюдать в школе и на ее территории.

    Проверяем!

    Молодцы!

    Ваше домашнее задание: в рабочей тетради стр.28 №1,2

    Отвечать на вопросы учителя

    Отвечать на вопросы учителя

    Работать в рабочей тетради

    Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

    Познавательные  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

    Коммуникативные  – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    Итог урока
     Словес.: обобщение

    2 мин

    - Ребята, мы изучили новую тему.  Что вы узнали нового для себя?

    - Какие правила поведения нужно соблюдать в школе на уроке, перемене?

    - Как принято обращаться к учителю и другим работникам школы?

    - Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?

    Подводить итог урока

    Отвечать на вопросы учителя

    Познавательный – строят рассуждение.

    Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

    Рефлексия

    1 мин

    Ребята, если вам понравился наш урок, и вы всё поняли, то поднимите зелёный карандаш. Если остались какие-то вопросы, то – жёлтый. А если вы совсем ничего не поняли и не разобрались с новой темой, то – красный.

    Оценивать свою работу.

    Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.



    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    окружающего мира

    Выполнила студентка 43 группы

    Бураншина Аида

    Проверил:_____________________

    Отметка:______________________

    Дата:_________________________

    Челябинск, 2018

    Предмет: окружающий мир

    Класс: 2г

    Тема урока: посмотри вокруг

    Цели урока: Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «горизонт», «линия горизонта».

    Планируемые результаты:

    • Предметные: формировать умение различать стороны горизонта; анализировать текст учебника; делать выводы из изученного материала.
    • Личностные: развивать пространственное воображение, абстрактное мышление; формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: учебник: ШР 2кл, 2 часть, карточки для актуализации знаний, учебная презентация.

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Орг. Момент

    Словес.: слово учителя

    2мин

    Здравствуйте, ребята. Встали красиво, улыбнулись друг другу. Я рада вас всех видеть.

    Тихонько сели девочки, еще тише мальчики.

    Настраиваются на предстоящее занятие.

    Л: самоопределение

    2. Актуализация знаний

    Словес.: слово учителя

    5мин

    Ребята, как называется раздел, который мы начинаем изучать.

    - Как вы думаете, что нового нас ждёт в материалах этого раздела?

    Слово учителя: Изучив этот раздел мы узнаем, как выглядит Земля; научимся определять стороны горизонта с помощью компаса; познакомимся с водоёмами нашего края; отправимся в гости к весне; совершим путешествие по родной стране, познакомимся с природой России; узнаем, что такое карта и как её читать; побываем на Красной площади в Москве; отправимся в город на Неве – Санкт-Петербург; осуществим плавание по Оке; обойдём вокруг света; познакомимся с новыми странами; Совершим путешествие в космос. 

    Отвечают на вопросы

    Слушают учителя

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

    П.: структурирование знаний.

    Постановка учебной задачи

    Словес.: постановка цели урока

    4 мин

    Посмотрите на экран. Чтобы нам узнать тему сегодняшнего урока, необходимо разгадать ребусы. Даю вам 2 минуты чтобы разгадать ребусы в парах. Какое первое слово? (Посмотри) А второе? (Вокруг) Значит какая тема урока? (Посмотри вокруг) Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Давайте посмотрим совпадают ли наши предположения с учебником. Прочитайте на странице 70, что говорит муравьишка.

    Какая тема сегодняшнего урока? (посмотри вокруг)

    Какие цели поставим?

    Слушают рассказ учителя

    Определяют тему и ставят цели урока

    Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

    Р: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока

    Решение частных задач

    Словес.: рассказ

    Словес.: обобщение

    Практич.: практическая работа


    Словес.: рассуждение над понятиями

    Словес.: обобщение

    Нагляд.: работа с учебником

    10 мин

    Сравните фотографии на странице 70 в учебнике. Чем они различаются, что между ними общего?

    Прочитайте определения внизу на странице 70. Расскажите друг другу, что такое горизонт и линия горизонта.

    Давайте прочитаем текст учебника на странице 71.

    Что нового вы узнали? Прочитайте задание 1. Выполните его в парах.

    Кто назовет, какие стороны горизонта обозначены?

    Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей.)

    Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

    Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».

    То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером.  На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему

    Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

    - Стороны света определяют с помощью прибора компас. О нем подробно мы узнаем на следующем уроке.

    Отвечают на вопросы

    Слушают рассказ учителя

    Отвечают на вопросы

    Рассматривают иллюстрацию

    Читают текст учебника

    П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

    К: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

    Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

    П: Аргументируют свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций.

    Физминутка

    1мин

    разминка

    Выполняют движения

    Л:ориентир на здоровый образ жизни

    Первичное закрепление

    Словес.: рассказ

    Словес.: рассуждение

    12мин

      Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы о ней знаете.

    - А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

    Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.

    - Как вы думаете, правы были древние мудрецы?  

    - Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник, стр. 72-73).

    -Так какой же формы Земля? 

    В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

            Прошло  много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.

            Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

     

    Слушают учителя

    Отвечают на вопросы

    Читают рассказ

    Слушают учителя

    П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

    П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

    Л: осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества;

    Повторение изученного

    Практическая работа

    Словес.: рассуждение над понятиями

    Словес.: обобщение

    5

    ППрактическая работа

    Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия.  (Работа в тетрадях)

    За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на север. Во второй день  - на запад. В третий  - на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на восток. В седьмой – на юг. В восьмой день – на запад. В девятый – на юг. В десятый  - снова на запад.

    - Куда мы вернулись?  (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске.)

    Рисуют маршрут путешествия

    Р.: выполнение учебного действия;

    сохранять учебную задачу.

    П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

    Дача домашнего задания

    3

    Открываем дневники и записываем домашнее задание: повторить правила поведения в кино и общественном транспорте стр. 60-63, составить устный рассказ «Я –   пассажир»

    Записывают домашнее задание

    Рефлексия

    3

    Что нового вы узнали на уроке?

    Какая была тема урока?

    Все ли задачи мы выполнили?

    Что такое горизонт и линия горизонта?

     Мне было очень приятно с вами работать.

    Спасибо за вашу активность. Урок окончен.

    Подводят итоги урока

    Л: самооценка;

    адекватное понимание причин успеха\неуспеха.



    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    окружающего мира

    Выполнила студентка 43 группы

    Бураншина Аида

    Проверил:_____________________

    Отметка:______________________

    Дата:_________________________

    Челябинск, 2018

    Предмет: окружающий мир

    Класс: 2г

    Тема урока: ориентирование на местности

    Цели урока: познакомить с приборами для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса и по природным признакам.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и природных признаков.
    • Личностные: развивать пространственное воображение, абстрактное мышление; формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: учебник: ШР 2кл, 2 часть, карточки для актуализации знаний, учебная презентация.

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Орг. Момент

    Словес.: слово учителя

    2мин

    Здравствуйте, ребята. Встали красиво, улыбнулись друг другу. Я рада вас всех видеть.

    Тихонько сели девочки, еще тише мальчики.

    Настраиваются на предстоящее занятие.

    Л: самоопределение

    Актуализация знаний

    Словес.: слово учителя

    3 мин

    - Отгадайте загадки: Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, что она – большущий шар. (Планета Земля.) 
    - Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.) 
    - Он и летом, и зимой 
    Между небом и землёй. 
    Хоть всю жизнь к нему иди – 
    Он всё будет впереди. (горизонт, точнее, линия горизонта.) 
    - Что такое горизонт, линия горизонта? 
    - Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. 
    (Один ученик рисует на доске.) 
    - Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите. 

    Отвечают на вопросы

    Слушают учителя

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

    П.: структурирование знаний.

    Постановка учебной задачи

    Словес.: постановка цели урока

    4 мин

    - Вспомните сказку «Маша и медведь».

    «В лес пошла Маша за грибами,

    Очень весело с подружками.

    Тут грибок и там грибок

    Положила в кузовок.

    Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, стоит посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался.»

    - Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса. (Ответы детей)

    - Отгадайте загадку.

    Качается стрелка

    Туда и сюда,

    Укажет нам север

    И юг без труда. (Компас.)

    - Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)

    - Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

    - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.).

    - Прочитайте тему урока на стр. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)

    - Как вы думаете, какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Ответы детей.)

    - Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике

    Слушают рассказ учителя

    Определяют тему и ставят цели урока

    Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

    Р: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока

    П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

    Решение частных задач

    Словес.: рассказ

    Словес.: обобщение

    Практич.: практическая работа


    Словес.: рассуждение над понятиями

    Словес.: обобщение

    Нагляд.: работа с учебником

    10 мин

    - Что же это такое – ориентирование на местности? (Ответы детей.) 
    - Прочитайте об этом на стр. 74 учебника. 
    - Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.) 

    Работа в парах
    - Прочитайте задания 1, 2 на стр. 74. Выполните эти задания в парах.

    Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование – одно из важнейших условий обеспечения жизнедеятельности. Oriens –от лат. Восток. Ориентироваться на местности – значит уметь найти точку своего стояния (местонахождения) и направление движения относительно горизонта. Ориентирование на местности может осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам на местности

    Отвечают на вопросы

    Слушают рассказ учителя

    Отвечают на вопросы

    Рассматривают иллюстрацию

    Читают текст учебника

    К: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

    Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

    П: Аргументируют свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций.

    Физминутка

    1мин

    разминка

    Выполняют движения

    Л:ориентир на здоровый образ жизни

    Первичное закрепление

    Словес.: рассказ

    Словес.: рассуждение

    12мин

    - Представьте, что мы с вами пошли в лес. Ходили по лесу, собирали грибы и сбились с дорожки. У нас нет компаса. Что делать, как быть?  Нам известно только, что дом расположен с северной стороны леса.

    - Оказывается, в такой ситуации надо просто быть наблюдательным и внимательным. Сама природа очень часто дает нам подсказки, а мы их не видим. 

    1. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях грубее с северной стороны. 

    2. На стволах хвойных деревьев веток больше с южной стороны.

    3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. 

    4. Муравейники располагаются с южной стороны от стволов деревьев.

    5. У берёзы кора с южной стороны белее и чище ,чем с северной.

    6. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.

    - Чтобы не ошибиться, лучше проверить несколько примет.

    -Как еще можно ориентироваться, если нет компаса? (По Солнцу, звездам)

    Слушают учителя

    Отвечают на вопросы

    Читают рассказ

    Слушают учителя

    П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

    П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

    Л: осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества;

    Повторение изученного

    Практическая работа

    Словес.: рассуждение над понятиями

    Словес.: обобщение

    10 мин

    ППрактическая работа

    - Прочитайте инструкцию.

    - Прочитайте инструкцию «Как пользоваться компасом» на стр. 75 учебника.

    - Кто мне скажет, как пользоваться компасом?

    В рабочей тетради стр.46 №3. Давайте выполним. Рассмотрите компас. С помощью рисунка в учебнике изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса. Укажите их на рисунке.

    Рисуют маршрут путешествия

    Р.: выполнение учебного действия;

    сохранять учебную задачу.П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

    Дача домашнего задания

    1 мин

    Открываем дневники и записываем домашнее задание: р.т. стр45 №1,2,6

    Записывают домашнее задание

    Рефлексия

    2 мин

    - Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили?

    - Что такое компас?

    - Как пользоваться компасом?

    - Что называют ориентирами?

    Мне было очень приятно с вами работать.

    Спасибо за вашу активность. Урок окончен.

    Подводят итоги урока

    Л: самооценка;

    адекватное понимание причин успеха\неуспеха.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

    Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

    Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

    Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

    Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

    Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

    Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

    Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

    План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...