Эстетическое воспитание при изучении предмета "Окружающий мир".
статья (окружающий мир, 1,2 класс) по теме

В данной работе я попыталась показать как географический материал при изучении предмета " Окружающий мир" (образовательная система "Школа 2100",можно использовать в целях эстетического воспитания младших школьников, как сделать урок более интересным и насыщенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Учитель начальных классов

                                                      Кузнецова Н.В.

                                                                                         

Эстетическое воспитание при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.                                                              

                                                                    Открой глаза на белый свет-

                                                                    Прекрасное увидишь всюду.

                                                                    Огонь, которым дом согрет,

                                                                    И луч, пославший тьме запрет,

                                                                    Воистине подобны чуду …

                                                                                                     ( Н.Сидоренко)

Глубина и сила эстетических чувств является залогом полноценной духовной жизни человека. Вот почему в формировании нового человека важная роль принадлежит эстетическому воспитанию младшего школьника.

        Эстетическое воспитание младших школьников направлено на формировании у детей эстетического отношения к действительности. Его задачей является развитие чуткости к красоте во всех сферах человеческой деятельности, развитие тех сторон личности, без которых невозможно ни подлинное его духовное богатство, ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни.

         Эстетическое воспитание ребёнка формируется учителями начальной школы на всех уроках. Мне бы хотелось обратить более пристальное внимание учителей на такой замечательный учебный предмет  как «Окружающий мир». По моему мнению он даёт огромные возможности для формирования эстетического воспитания ребёнка. Изучаемый географический материал может оказать большое эмоциональное воздействие на личность и способствовать воспитанию нравственных и эстетических чувств.

        Разумное отношение к окружающей среде предполагает не только рациональное использование, но и эмоциональное её восприятие, охрану и сбережение её богатств. Эстетическое чувство природы - одно из важнейших проявлений нравственной и эстетической культуры человека.

        Под эстетическим воспитанием в данном случае система деятельности учителя и учащихся, благодаря которой у школьников формируется способность чувствовать, воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, в общественной жизни, в мыслях и поступках людей, в произведениях искусства; расширяется их эстетический кругозор; формируются правильные представления, суждения, убеждения и оценка прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.

        В данной работе  я  попыталась показать как географический материал при изучении предмета « Окружающий мир» ( образовательная система «

 Школа 2100»), можно использовать в целях эстетического воспитания младших школьников.

        Цель данной работы заключается в раскрытии эстетических возможностей предмета «Окружающий мир», способствующих формированию всесторонне развитой личности.

        Начинать нужно эстетическое воспитание через любовь к окружающему миру. Для этого нужно проводить развивающий урок, а не только давать «сухие» знания, не только описывать природные явления в их сложном и порой противоречивом взаимодействии, но и показать, как выдающиеся учёные, географы-путешественники умели в своих трудах увлекательно дать образ природы. Географические характеристики П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Л.С. Берга и т.д. отличались не только своей глубокой научностью, но и великолепной образностью, восприятием, близким к художественной литературе.

        Многие русские поэты и писатели в своих произведениях давали описания природы сродни географическим. В поэтических и прозаических произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других можно найти очень точные и образные описания времён года, моря, леса. Притом можно взять отрывки стихотворений и сравнить, как воспевали осень Пушкин, Некрасов, Фет, в чём сходство и различия восприятия.

        Например, поэма Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» - живая картина отношения старого охотника к терпящим бедствие зверюшкам, описание весеннего половодья на реке. Этому можно посвятить урок, польза (воспитательная ) будет  огромная.

        Произведение  Н. Ивановича Сладкова « Разговоры животных» просто не заменимо  при изучении темы « Природные зоны» (2 класс в образовательной системе « Школа 2100»).

        Например, при изучении тундры можно использовать такой отрывок:

Весь год тундра тусклая, однообразная: зимой белая, весной и осенью серая, седая. И только летом тундра преображается: покачиваются цветы -синие, жёлтые, белые; перелетают птицы- белые, чёрные, пёстрые. И голубеет небо над позеленевшей равниной.

        Дали ясные, чистые. Ветер цветами пахнет. Над цветами басом гудят шмели, а над головой воют тучи комаров…

        К данному отрывку можно подобрать различные задания в зависимости от того какую цель вы ставите на уроке. Если вы решили использовать его при знакомстве с новой природной зоной, то можно предложить следующие задания:

- прочитайте отрывок, назовите особенности данной природной зоны;

- при помощи чего автор показывает хрупкую красоту тундры?

- какие слова и выражения Н.И. Сладкова помогли вам наиболее точно представить эту природную зону?

-найдите эту природную зону на карте:

- попробуйте объяснить взаимосвязь особенностей природной зоны тундры и её географического  положения.

        Дальше можно предложить работу с учебником для расширения информации по данной теме.

        Если вы решили использовать данный отрывок на уроке  обобщения знаний по теме « Тундра». То измените отрывок, убрав название зоны.

        Весь год природная зона  тусклая, однообразная: зимой белая, весной и осенью серая, седая. И только летом она преображается: покачиваются цветы- синие, жёлтые, белые; перелетают птицы- белые, чёрные, пёстрые. И голубеет небо над позеленевшей равниной.

        Дали ясные, чистые. Ветер цветами пахнет. Над цветами басом гудят шмели, а над головой воют тучи комаров.

        Предложите детям такие задания:

- прочитайте текст, определите о какой природной зоне идёт речь:

- найдите данную природную зону на карте, опишите её географическое положение;

- расскажите о особенностях животного и растительного мира  этой природной зоны.

        При изучении времён года в 1 классе можно использовать  стихи А.А. Фета:

                                Весенние мысли

                                  Снова птицы летят издалёка

                              К берегам, расторгающим лёд,

                           Солнце тёплое ходит высоко

                           И душистого ландыша ждёт.

   

                                                       ***

                                  Зреет рожь над жаркой нивой

                                  И от нивы и до нивы

                                  Гонит ветер прихотливый

                                  Золотые переливы.

                                                    ***

                                 Задрожали листы, облетая,

                             Тучи неба закрыли красу,

                                 С поля буря ворвавшися злая

                           Рвёт и мечет и воет в лесу.

                                                          ***

                                 … Не колючий, светло- синий

                           По ветвям развешан иней –

                                  Погляди хоть ты!

                           Словно кто- то тороватый

                           Свежей, белой, пухлой ватой

                           Все убрал кусты…

        

Чтобы дети глубже  сумели проникнуть в смысл стихотворений, желательно чтобы учитель прочитал эти стихи дважды, сделав ударения на описанные приметы времён года.

Вопрос : Какие приметы времён года отмечает поэт в своих стихах?

Вопрос: При помощи каких слов поэт передаёт особенность каждого времени года?

Вопрос: С каким чувством пишет поэт о каждом времени года? Какими словами и выражениями он передаёт эти чувства?

Вопрос: Какие приметы времён года знаете вы?

Задание: Нарисуйте устную картину вашего любимого времени года.

Вопрос: Какие поэты писали о вашем любимом времени года?

Домашнее задание: Выучить наизусть  стихотворение о любом из времён года. Рассказать какие приметы времени года описаны в стихотворение. Нарисовать рисунок к выученному стихотворению.

При изучении   темы « Живая и неживая природа» можно использовать текст К.Г. Паустовского «Родник в мелколесье»

         Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей,  лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, в  русском языке есть великое множество хороших слов и названий…

        Вопрос: Какие природные объекты встретились в этом тексте.

        Задание : Заполните таблицу.

Объекты живой природы.

Объекты неживой природы.

        Задание: Какие хорошие слова вы можете подобрать для описания данных объектов природы.

        Вопрос: Что нужно сделать чтобы наша природа всегда оставалась такой прекрасной?

        Задание для работы в группе: Разработайте свои правила поведения людей для сохранения нашей природы.

        Домашнее задание: Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского « Язык природы», какие хорошие слова и названия употребляет писатель в своём рассказе?

        Таким образом, все использованные приёмы дают возможность убедиться в том, что художественный образ помогает  создавать правильное и яркое представление у учащихся, способствует формированию географических понятий, повышает учебно воспитательный эффект, вызывая положительные эмоции, развивая воображение. При этом происходит не только эстетическое воспитание, но и формирование  УУД, что ещё раз доказывает актуальность рассматриваемой темы в рамках внедрения ФГОС.

                                   Список литературы

Волкова А.С .Вопросы эстетического воспитания в школьной географии. М., 1976.

Еремина В.А., Притула Т.Ю. Физическая  география. Интересные факты. Илекса,2008.

Сладков Н. И. Разговоры животных. М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы....

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Эстетическое воспитание учащихся при изучении природы

Период младшего школьного возраста характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением са...

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...