Проект "Зимующие птицы"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Коваленко Людмила Владимировна

Проект проведен в 1 классе и был представлен на конкурс "Хочу всё знать"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

Визитная карточка

проекта

2011-1012 учебный год

Информационный раздел

Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

Название проекта: «Зимующие птицы»

Авторы проекта: обучающиеся 2 А класса

Руководитель проекта: Коваленко Людмила Владимировна, учитель начальных классов

Оглавление

  1. Описание работы
  1. Введение
  2. Описание проектной работы и её результаты
  1. Рефлексия деятельности

Описание работы

Введение

Актуальность выбранной темы.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Прочитав об этом в энциклопедии «Птицы мира», я задумалась, а какие птицы живут у нас в городе? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта дети будут знакомиться с птицами, зимующими в Саратовской области, с их видами и особенностями. Будут учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Проблема (идея) проекта.

  1. Кто такие птицы?
  2. Почему некоторые птицы улетают зимой?
  3. Какие птицы остаются зимовать?
  4. Какая роль человека в жизни птиц зимой?
  5. Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?
  6. Какие виды птиц занесены в Красную книгу?

Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края,   знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:

  1. возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
  2. станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;
  3. и тогда на земле будет меньше зла, а  наш мир станет красивее прекраснее, и радостнее.

Цель проекта.

  1. Исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц в Саратовской области.
  2. Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края.
  3. Формировать и развивать навыки творческой и коллективной работы

Задачи.

  1. Показать роль птиц в жизни человека.
  2. Формировать знания об особенностях строения, образа жизни, приспособленности к среде обитания птиц.
  3. Обосновать необходимость охраны птиц.
  4. Продолжить формировать учебные умения (сравнивать, обобщать, проводить исследования, делать отчеты).
  5. Принять личное участие в охране птиц родного края (изготовление и развешивание кормушек).
  6. Провести исследование в зимних изменениях природы, и наблюдения за особенностями жизни птиц  в зимнее время года 
  7. Формировать бережное и заботливое отношение к природе.

Вид проекта по содержанию – информационный

Вид проекта по комплектности – межпредметный.

Вид проекта по характеру контактов между участниками – внутриклассный.

Вид проекта по продолжительности – две недели

План работы

1. Знакомство с  темой проекта.

На начальном этапе работы над проектом проводится фронтальная беседа для выявления первоначальных знаний учащихся по данной теме. Проводится викторина для повышения интереса обучающихся к данной теме.

2. Постановка проблемных вопросов и обсуждение плана проекта.

Ученики обдумывают план проведения поиска информации, выбирают методы, формы представления результатов. Учитель проводит индивидуальные консультации с группами учащихся: ученики знакомятся с критериями оценивания их работ. Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме  и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов  поиска информации, творческих решений. Сбор материала и его анализ. Учащиеся проводят информационные исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым информационным, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Оформление результатов информационных исследования в виде докладов, творческих работ, презентаций.

6. Защита проектов, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы. Учащиеся защищают свои работы, анализируют последствия информатизации, ищут ответ на основополагающий вопрос.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Заключительный этап-подведение итогов работы над проектом, награждение участников. Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.

Описание проектной деятельности и её результаты

Теоретическая часть

Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма

 Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусах по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи очень маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание! А вот про ворону так и не могут понять люди – оседлая, кочующая или перелетная она птица. Ответить на этот вопрос прямо нельзя, потому что, ворона и оседлая, и кочующая и перелетная птица. Там где зимы из года в год стоят теплые, ворона живет возле нас из года в год и ни куда не улетает. Там где зимы выпадают суровые, тяжелые вороны на зиму не остаются или остается только часть птиц, чтобы прокормиться зимой, а другие летят на юг. Но есть и такие вороны, которые не дожидаются зимнего холода, ни гадают какой будет новая зима, а с наступлением первых холодов летят сразу туда, где ждет их тепло и пища. Вот она какая наша ворона.

 Зима в Поволжье для оседлых птиц бывает разная.. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелко птичье населения в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии оттискать и съесть столько кормов, сколько им надо.

Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.

Но где, же они укрываются на ночь и от сильных морозов и ветров? Большеклювые черные вороны тянутся поближе к селам, к скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормится и на свалках и возле жилья людей, а на ночь улетают в лес. Зато синицы, голуби, воробьи и даже дятлы днюют и ночуют. Под крышами домов на чердаках. У нас в крыше бани живут воробьи им там тепло, а еще воробьи, которые именуются у нас полевыми, селятся очень часто в скобочниках. Они за ранее занимают их и стойко «обороняют» скворечники, воюя с прилетевшими весной скворцами и даже с очень агрессивными сороками. Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.

Кормушки для мелких птиц можно устроить в любом месте; на окне, на балконе, приусадебном участке. При устройстве кормушки не стоит увлекаться сложными и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных коробок, нужно взять коробку с небольшими бортиками по четырем углам привязать верёвочки, соединить их вместе и подвесить на ветку дерева. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применять укреплённую вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

Какие птицы обычно прилетают на кормушку? По утрам галдят воробьи. Небольшая стайка каждый день прилетает к кормушке. Часто прилетают синицы, но их немного. Возможен визит стаи голубей, прилетают сороки и трещат.. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

В нашей саратовской области  рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

Практическая часть 

1. Информационный этап

Задачи:

  1. Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц. Работа со справочной и энциклопедической литературой.
  1. Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, а какие прилетают.
  2. Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
  3. Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.
  4. Подобрать иллюстрации с изображением птиц; описания птиц в дополнительной литературе.

Оформить полученную информацию в виде сообщения.

2. Практический этап

Задачи:

  1. Изготовить своими руками аппликацию из пластилина, нарисовать рисунки, выполнить коллективную работу «Птицы на кормушке».
  2. Оформить альбом о птицах. (загадки о птицах, нарисовать или приклеить картинку зимующих птиц Саратовской области)
  3. Познакомиться с разнообразными способами изготовления кормушек.
  4. Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
  5. Разработка меню для птиц.

3. Наблюдения

Задачи:

  1. Провести экскурсию в парк.
  1. Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
  2. Рассказать о своих наблюдениях.

4. Презентация проекта

Назначение и применение проекта

  1. Приобрести навыки поиска и оформления  информации.
  2. Формирование самостоятельной деятельности, критического мышления.
  3. Расширить представления детей о разнообразии птиц.

Выводы

Проект "Зимующие птицы" направлен на изучение птиц, встречающихся в Саратовской области в осенне-зимний период. Он позволил не только расширить знания обучающихся по программному материалу, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях.

В результате реализации проекта обучающийся получили возможность совершенствовать и расширили круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.

Проект является конструктивным, информационным, творческим, межпредметным, внутрклассным, недельным, групповым.

Внешним продуктом проекта стали, созданные материалы: доклады, рисунки, информационные листы, поделки.

Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности.

Список используемой литература, электронные адреса

1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К. Мишиной, А Зыковой. - М.: Эксмо, 2003. - 512с.

2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: «Академия развития», 1998 -- 256с.

3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. —  М.: Просвещение, 2011

4. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

5. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 397с.

Интернет-ресурсы

http://www.ecosystema.ru/07referats/birds_winter.htm

http://www.ecosystema.ru/04materials/tables/16.htm

http://mrcpk.marsu.ru/works_iso/2006-11-27/gayzova/ucheb.htm

http://allforchildren.ru/why/which10.php

http://www.zoodrug.ru/topic1892.html

http://www.berl.ru/article/birds/differ/winterz.htm

http://www.saratovgreen.ru/component/option,com_true/Itemid,3/func,viewcategory/catid,21/

http://birdsmoscow.net.ru/kormushka.html

http://www.birds-online.ru/

http://wiki.iteach.ru/index.php

http://revolution.allbest.ru/biology/00001758_0.html

Приложение

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей и задач

Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся - освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике, формирование современного экологического и информационного мышления

  1. Достигнут конечный результат.
  2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  3. Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  4. Информация о проекте широко распространена.
  5. Получено удовольствие от своей деятельности.

Оценивание качества результатов

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

  1. личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
  2. метапредметные: использовать различные источники информации, ИКТ, умение делать выводы, развитие речи, мышления, познавательной компетенции;
  3. предметные: уметь классифицировать птиц по группам, знать их особенности, знать птиц родного края.

Приобретенные рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

  1. В реализуемом проекте наиболее интересно было наблюдать за тем,  как ребята общаются, помогают друг другу в подборе  информации. Благодаря проекту участникам удалось проявить творческие способности, расширить кругозор, проявить любовь и бережное отношение к природе.
  2. В результате работы нет неуспевающих учеников. Жаркие споры, положительные эмоции, добрые чувства- каждому найдётся дело по душе!
  3. Проектная деятельность  - это стимул к успеху каждого ученика!

Возможно дальнейшее расширение проекта, с целью сбора более полной информации о зимующих птицах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...