Главные вкладки

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "С КЕМ ДРУЖИТ ДУБ?"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Тема: С кем дружит дуб?

    Цели: ознакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой      пирамидой в   дубовом лесу; воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдательности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_s_kem_druzhit_dub.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок-прогулка по окружающему миру

    Тема: С кем дружит дуб?

    Цели: ознакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой      пирамидой в   дубовом лесу; воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдательности.

    Оборудование: схемы пищевой сети в дубовом лесу, пирамиды; «Правила поведения в лесу», диск с записью «Прогулка в лесу».

    Ход урока

    1.    Оргмомент
    2.    Проверка домашнего задания

    Отправляемся на прогулку в лес (под музыкальное сопровождение). Давайте вспомним его обитателей. Поговорим о невидимых нитях, связывающих всех между собой.

    1. На какие группы делят животных в зависимости от питания?

    (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные)

    1. Что такое цепь питания?
    2. Почему цепи питания начинаются с растений? 1-е звено
    3. Назовите второе и третье звенья в цепи питания?
    4. Скажите примеры цепей питания. (От ряда - по одному; остальные – сдадут тетради для проверки).

    Каждый по своему приспосабливается к добыванию пищи. Скажите «доброе слово о хищниках».

    3.        Сообщение темы и целей урока                                                                  Так как именно растения начинают цепь питания, только они способны использовать энергию Солнца. У нас сегодня в гостях – Дуб. Вы узнаете с кем  дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу. 

    1.      Работа по теме.

    1)  Введение в тему.

    Трое учеников делают сообщение о дубе (приложение к уроку).

    Затем демонстрируют гербарий и жёлуди, проходя вдоль рядов.

    1. Как называется дубовый лес? (Дубрава)
    2. Какие правила нужно соблюдать в лесу? (вспомнить схему-таблицу)

    2) Пищевая сеть дубового леса.

    1. Ещё одно важное правило – в лесу должна быть тишина, чтобы не спугнуть друзей Дуба. Отправляемся в дубраву.
    2. Откройте учебник на странице 100. Так кто же дружит с дубом из животных, которые изображены на рисунке?        (Лось, кабан, мышь,белка, сойка, гусеницы.)

    Показать схему на доске и картинки животных (по 2 человека от ряда)

    1. Это животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба. Они напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся хищники – волк, лиса, сова, орёл, кукушка, змеи. Значит хищники тоже связаны с дубом, только косвенно.
    2. Мы видим. Что отдельные цепи питания преплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть. Вот такая пищевая сеть в дубовом лесу.
    3. Сколько отдельных цепей питания можно выделить в этой сети?

    (8 цепей питания.) Назвать.

    1. Все лесные обитатели связаны друг с другом, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

    5.         Физминутка:        Ветер тихо клён качает,

                                            Вправо, влево наклоняет.

                                            Раз – наклон и два – наклон,

                                            Зашумел листвою клён.

    1.     Работа по теме.

     Невидимая пирамида (беседа).

    - Отгадайте загадки:                В золотой клубочек

                                                    Спрятался дубочек.        (Жёлудь)

    Эта маленькая крошка                        У неё глаза большие,

    Рада даже хлебной крошке,                Хищный клюв – всегда крючком.

    Потому что дотемна                         По ночам она летает,

    В норке прячется она. (Мышь)                Спит на дереве лишь днём. (Сова)

    1. Из карточек со словами: «жёлудь», «мышь», «сова» составить цепь питания.
    2. Рассмотреть и сравнить звенья питания. Получилась экологическая пирамида. Посмотреть на рисунок в учебнике на  с. 103.

    1. Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных, а растений, которыми они питаются должно быть больше. Поэтому нужно соблюдать природное равновесие – не вырубать леса, не уничтожать хищников.

    1. Кто располагается внизу пирамиды? (Жёлуди дуба)
    2. А в середине? (Мыши)
    3. На самом верху? (Сова)
    4. Кто ещё может находиться на вершине пирамиды? (Лиса, змея.)

    7.        Закрепление. Групповая работа. Итог урока.

                    По рядам задания: назвать прямые и косвенные связи с дубом, экологическую пирамиду.

    Продемонстрировать наглядно с помощью картинок, схемы.

    Творческое задание: составить самим любую экологическую пирамиду

    на основе знания пищевых цепей.

    Дети читают вывод на с . 104

    8.        Домашнее задание.        Знать статью (с. 100-104)  ответить на вопросы.

    Приложение к уроку

    Слабость и сила дуба

    (инсценировка)

    1-й ученик:

            Дуб сильный, большой, могучий и прожить может до 500 лет и более. Некоторые деревья доживают до 2 тысяч лет.

            Если срубят дуб, от пня начинает тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. Потому что вся влага, которую выкачивают из земли мощные корни, поит эту поросль. Вырастает она из особых спящих почек. Эти почки долгие годы сидят на стволе, не растут. Они аварийные. Вот срубили дерево – пень зазеленел. На ветках тоже есть такие  почки. Если объедят гусеницы листву, дерево вскоре опять её разворачивает – из спящих почек.

    2-й ученик:

            Есть у дуба слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть позднее всех деревьев.

            Зимой от морозов часто погибают жёлуди. А от засухи высыхают и потом прорасти не могут; от лишней влаги загнивают. Они к тому же «тяжелы на подъём». А ведь с помощью плодов и семян деревья должны расселяться. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, полёвок, мышей, белок.

    3-й ученик:

            В желудях есть не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ, потому что проростки хорошо и быстро растут. Лучше, чем проростки других растений.

            А вообще жёлуди очень интересны. На них «шапочки» - плюски. Они кажутся симпатичным украшением желудей. А на самом деле они защищают мягкое и нежное основание растущего жёлудя. Когда жёлуди созревают и опадают (это происходит во втрой половине сентября, октябре,

    ноябре), плюски ещё некоторое время висят на дереве. Потом опадают.

    ВОЛК

    КАБАН

    Д

    У

    Б

    ЛИСА

    ЛОСЬ

                    СОВА

    МЫШЬ

    ЗМЕИ

    БЕЛКА

    ОРЛЫ

    СОЙКА

    КУКУШКИ

    ГУСЕНИЦЫ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

    Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

    Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

    Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

    Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

    Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

    Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

    Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

    Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

    Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

    План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

    Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...