урок окружающего мира в 4 классе по теме"Государственные символы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе по Образовательной системе "Школа России",но можно провести урок по любой системе.На уроке идет знакомство с разными флагами,гербами,гимнами нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__istorii_v__4_klasse.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  истории в  4 классе

Тема:    Государственные символы  России.

Цель урока:  выявление и систематизация  знаний  учащихся  о символах

нашей  Родины,   его отличительных  признаков  и значении.

Задачи:   1)  обучающие:  обеспечить  развитие умений узнавать, определять символы  нашей  страны,  узнать  их  образование,  состав  и значение;

                  2) развивающие:  способствовать  развитию  креативно – речевых  способностей,  формированию  коммуникативной  компетенции,  расширению словарного  запаса  учащихся;

                   3)  воспитательные:  содействовать  воспитанию  чувства  патрио-

тизма, гордости  за  свою  Родину,  культуры  поведения  в общественных  местах.

 Опорные  понятия:  гимн,  флаг,  герб, Федерация

  Оборудование:  1) Символы: (гербы  России, республики, города,  флаги,

                                                      разные  гимны)

                               2) Магнитофон  с  записью  гимна  России

                               3) Лента  времени

                               4)  Карточки  с  датами

                                5) Атласы  республики  Коми

                                6) Текст  гимна   на  карточках

                                7)  Рабочая  тетрадь  на  печатной  основе

                                8) Политическая  карта  России

                                9)  Толковый  словарь  С.И. Ожегова

                                10) Учебник «Окружающий  мир»

ТСО: ДVД,  ММП, МС        

                     

                                              Ход    урока.

  1. Формирование  положительной  мотивации.

Организация  - мобилизационный  момент.

Звучит  музыка  «С  чего  начинается  Родина?»   На  этом  фоне

девочка  читает  стихотворение  «Родина»   Дрожжина.

     II.     Формулировка темы, цели урока и постановка задач.

              1)-  С  чего  же  начинается  Родина?

-  Назовите  тему  урока.

-   Как  называется  наша  Родина?  

-   Все ли знаем  о своей  Родине?

-   Наша  цель:  больше  узнать  и  запомнить  о  нашей  России.  Для  этого

нам  необходимо  повторить  изученный  материал.

             2) Актуализация  знаний.

-  Проведем  историческую  разминку.  Задание  для  мальчиков:

-  О  каком  историческом  событии  говорят  эти  даты:

           

           1812г.             1825г.              1961г.            1861г.

- Задание  для  девочек:  

-  Исключите  лишнюю  дату:       1242г.          988г.          1147г.        1547г.

 В  это  время    двое  у  доски  выполняют  индивидуальную  работу.   На  карточках  написаны  события.

          священная                          Куликовская                 гражданская           Крещение                  Стояние

             война                                    битва                          война                      Руси                        на  Угре

История  любит  порядок,  нельзя  путать  события.  Летопись – дело  строгое.  Наведите  порядок,

Объясните,  вспомните  даты.

 

     III.      Решение   учебных задач.  Совместное  открытие  новых  знаний.

    1) На  доске  запись:                      

                                      Государственные   …………….

-   Какое  слово  подберете?  (поиск   и подбор  слов)

-   А  что  такое  символы?

-   Какие  государственные  символы  вам  знакомы?   С  этим  мы  разберемся.

-  Решим  логическую  цепочку:    (Россия,  страна, держава,  королевства,   Отчизна,  империя,   Отечество,  государство,   княжество)  

-  Какое  слово  подходит  к  России?

-  Какие  слова  родственные?

-  Когда  Россия  была  княжеством?

-  Когда  наша  страна  стала  империей?

-  Кто  был  первым  русским  царем  нашего  государства?

-  Как  грамотно  называется  наша  страна? (Российская  Федерация). Читаем  из  словаря:

    2)  Федерация  -  это  союзное  государство,  которое  состоит  из  республик,  краев,  областей.

Это  объединение,  союз.  В    Р.Ф.  живет  более 100 народов,  население  около  147 млн. человек,

Площадь  более  17 млн. кв.  км.  Это  самое  большое  государство  в  мире.  У  нашего государства   есть свои   отличительные  знаки – символы.

   3)   Герб.

- Что  такое   герб?  ( С.И.Ожегов)  Это  отличительный  знак  государства,  города  или рода.  Каждый  знатный  дом

имел  свой  герб.  Фамильный  герб  был  на печатях,  флагах,  деньгах.  Археологи  нашли  монеты       V в.   до  н.э.,  на  которых  уже  был  выбит

двуглавый   орел.   Функцию  герба  выполняла  печать (показ  картинки)

Герб  -  «эрбе» (нем.)

О  самой   первой   печати   рассказывает  девочка  (с.281 «Что такое?  Кто такой?» - энциклопедия.

4)  Работа  с  учебником.  С 164

- Из  каких  двух  основных  элементов  состоит  герб?  

- С  какого  периода  эти  изображения  стали  называться  гербом?

- О  гербе  города  Москва  расскажет  Артем.

-  Сравним  герб  России  1918г.  и  герб  СССР  1922г.

-  Что  не  хватает  на  этом  гербе?  (скипетра  и  державы)

-  Итак,  как выглядит  современный  герб  РФ?

-  Про  герб  Республики  Коми  прочитаем  из  «Атласа  Р.Коми»

-  О  гербе  нашего  города Печора  рассказывает  и  показывает  Ксения.

  Вывод:  гербов  много.  Герб  РФ  самый  красивый.

-  А  как  называется  наука  о  гербах?    (геральдика)

4)  Физкультурно –  музыкальная  минутка.

     Под  песню  Ю.Антонова  «Места  родные»  делаем  упражнения.

У  всех  своя  маленькая  родина,  свой  край,  своя  Отчизна, она самая  красивая  и любимая.  На  карте  России  появляются    3  буквы «Р» разного

размера,  буква  в  букве.  (Россия,  Республика, город).

  1. Государственный  флаг.

-  Что такое  флаг?  (Объясняют  по  словарю)

-  Как  выглядит  наш  флаг?

-  Про историю  флага  узнаем  по учебнику  с.169

-  В  рабочей  тетради  сконструируем  флаг  из  полосок (приклеивают) 1 у доски.

-  К  слову  флаг  подберем  слова – синонимы  (стяг, знамя, штандарт)

-  Наш  флаг  трехцветный  и  трижды  рожденный.

                  а)  В  древнем  Египте  носили  полоски ткани  на шестах – это были I флаги.

                  б)  В древности  в  России  использовали  знамена  с  изображением святых.  Знаменосец – стяговник.  Святой  Андрей  -  покровитель  России. Флаг  Андрея  Первозванного.

                  в)  Днем  рождения  бело – сине – красного  флага  считается 20 января  1705 года  по приказу  Петра I.

                  г)  Трехцветный  символ  Петра  Великого  -  это  святыня  России.

Флаг  был  боевым  в  Северной  и гражданской  войне.

                  д)  Расположение  полос совпадало с  древним  пониманием  мира.

                        -   Почему  такие  цвета  флага?     (рассказы  детей)

                      1)  Космический  подтекст:

                             белый – небо   (мир,  чистота,  правда,  невинность)

                             синий  - вода    (целомудрие, верность)

                             красный  -  земля  (власть, мужество, огонь, героизм)

                    2) Православное  толкование:

                             вера – божественный,  ангельский

                             надежда  - небесный

                             любовь – физический

                     3) толкование  славянских  народов:

                             белый -  Белоруссия  (белорусы)

                             синий – Малороссия   (украинцы)

                             красный – Великороссия  (русские)

             е)  Государственный  флаг  пользуется  уважением  и  имеет  право на охрану  законом.

 -   Где  в  нашем городе  могли увидеть трехцветный  флаг? (на  здании  

исполкома,  на  учреждениях…)

 -   Как бы  вы поступили, если  бы  вдруг  увидели  упавший  со  здания  флаг?

             ж)  А  какой  флаг  у  республики  Коми?  (Атласы РК)

                  -  Что  символизируют  эти  цвета?

Вывод:    -  Кто  изобрел  трехцветный  флаг?

              А  сейчас  он  утвержден  Указом  Президента  России.

  1. III  символ.  Гимн  России.

  Послушаем  историческую  справку:  (устный  журнал)

  1. Слово  «гимн»  образовано  от  греческого  «гимнос»  -  восхваление,  торжественная  песнь.  Есть  государственные,  военные, религиозные гимны, в  честь героев,  событий.  Создателем  гимнов  был  поэт  Гомер,  славил  бога  огня  Гефеста за то, что он научил  людей  многим  ремеслам.
  2. В 1815  году  композитор  князь А.Ф.Львов  и  поэт  В.А.Жуковский  написали  новый  гимн «Боже,  царя  храни», его

Исполняли до 1917 года.  В  Царскосельском  лицее дополнил этот

Гимн  А.С.Пушкин.  Исполнял  гимн  оркестр.

(  дети   класса  поют  этот гимн)

  1. Национальные  гимны  вернее  всего  отражают  характер  нации,  сплачивают  народ,  вдохновляют  на  подвиги, на добрые  дела.  После  революции  в  России  государственным  гимном  стал «Интернационал» -  международный  пролетарский гимн Э.Потье

                   - А  когда  исполняется гимн?  Кто  слушал?

                 4)  Гимн  исполняется  при  подъеме  Государственного флага, при  вручении наград, на  официальных  встречах  представителей других  государств. Высшая  форма уважения  к гимну – вставание  граждан.  Поэтому  Гимн  слушают  стоя.

                  5) Последний  гимн  обновлен  и выбран  из  5 вариантов.

                   - Чей  текст  одобрили  Президент  и  Госдума?

                           (С.Михалков, это  его  III  гимн)

                   - А   чья  музыка?  (Александров)

  IV.   Практическая   деятельность.

       - Уважаемые  россияне!  Прошу  всех  встать! Слушаем  Государственный  гимн  Российской  Федерации!

       -  Кто  знает  гимн?

       -  Поиграем. Игра  на  внимание  на  цветовой  сигнал:

                  белый – вращение головой, повороты  туловища

                  синий – купаемся  в  речке

                  красный – приседаем к земле

       - Поиграем  по условным  меткам:  флаг  СССР,  Андреевский,  Российский.

V.    Рефлексия.  -  

        -  О  каких  государственных  символах  мы  узнали?

        - Перечислим элементы  герба

        -  Назовите  цвета  флага

       -  Как  слушают  гимн?

VI.  Домашнее  задание.

        На  выбор:  выучить  гимн,  подобрать  пословицы  о  Родине  или

Найти  картинки  Кремля – самого  яркого  символа нашей  державы,  великой  

России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...

тест по окружающему миру, 4 класс по теме "Государственное устройство России"

Тест по окружающему миру, 4 класс по теме "Государственное устройство России" предназначен для проверки степени усвоения материала....

Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"

Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...