Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса Плешаков А.А.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Кутепова Елена Петровна

 

Программа   курса «Окружающий мир» для  4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы  Плешакова А.А. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_om_4_klass.docx81.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6 г. Невинномысска

«Согласовано»                                

зам. директора  по УВР        

________________М.В.Агаркова                

Протокол № _________________                                                                                                                                             «_26__» _августа_ 2011 г.

« Согласовано»                                

зав. кафедрой        

________________Н. П. Голищева                

«_26__» _августа_ 2011 г.

«Утверждаю»

директор лицея

____________С. Б. Денисюк

Приказ № _____________                                                                                                                                                                      «_26__» _августа_ 2011 г.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

для 4 класса

Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году.

Автор - составитель программы

учитель начальных классов высшей категории

Кутепова Елена Петровна.

Рассмотрено на заседании

научно-методического совета МОУ Лицей № 6

протокол № _________ от «_______»_____________ 2011 года.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа   курса «Окружающий мир» для  4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы  Плешакова А.А. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя щейся к богатствам природы и общества.       

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окру жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  4.  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина

России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

  1. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основные содержательные линии

  1. изучение сис тематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  2. ознакомление с разнообразием природы нашей Ро дины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Изучение фор м земной поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства. Охрана природы родного края;
  3. формирование представления об основных пе риодах развития человечества, первоначальное знакомство с ис торией родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;
  4. знакомство с государственным устройством, государственной сим воликой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регио нами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка;
  5. формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений;  при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 68;

 Количество часов в неделю – 2.

       В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит, технология деятельностного метода, обеспечивающая «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Для реализации программного содержания используются: Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учеб. для  4 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2010. Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать. Обучающиеся приобретают также определенные уме ния, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождаю щего безответственное отношение к ней;

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир»  изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Объём  учебного времени составляет 68 часов.

Распределение изучения тем программы:

Земля и человечество (10 ч)

Природа России (10 ч)

Родной край – часть большой страны (14 ч)

Страницы всемирной истории (5 ч)

Страницы истории Отечества (20 ч)

Современная Россия (9 ч)

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность  целостности и многообразия окружающего мира - использование приобретенных знаний и умений для обогащения жизненного опыта и пропаганды знаний об охране природы.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

       При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова для 4 класса  достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.

1.  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

6.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав-ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, должны отражать:

  1.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4.  Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5.  Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  9. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

1.  Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства     гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.  Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.  Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

4.  Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.  Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

№  задания

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

Введение. Государственная символика России.

ЗНАТЬ: государственную символику России.

УМЕТЬ: отличать символику Российской Федерации от символики других стран.

- мотивация (Л);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р);

-формулирование проблемы (П).

- дидактические игры;

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь);

- коллективная работа;

- работа в парах.

1

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧСТВО (10 ч)

2

 Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

ЗНАТЬ: что изучает астрономия, география, история, экология.

УМЕТЬ: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме.

- мотивация (Л);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли. (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н).

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Характеризовать работу людей по сохранению природы (П).

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).

1

3

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

ЗНАТЬ: Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года.

УМЕТЬ: соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

- самоопределение (Л);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов (П);

-оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р).

1

4

Звездное небо – великая книга природы.  Тест № 1 по теме «Мир глазами астронома»

ЗНАТЬ: небес ные тела: звезды, планеты и спутники планет.

УМЕТЬ: проводить наблюдения природных тел и явлений.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ с целью выделения признаков. (П).

1

5

Мир глазами географа.

Глобус и географическая карта. 

ЗНАТЬ: способы изображения Земли с помощью глобуса и географической карты.

УМЕТЬ: пользоваться глобусом и географической картой.

- мотивация (Л);

- составление  плана и последовательности действий (Р);

- формулирование проблемы (П).

1

6

Пояса Земли. Тест № 2 

по теме «Мир глазами

 географа»

ЗНАТЬ: название и расположение поясов земли.

УМЕТЬ: показывать их на географической карте.

- анализ с целью выделения признаков. (П);

- принятие  решения и его реализация (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

7

Мир глазами историка.

ЗНАТЬ: как ведется счет лет в истории; историчес кие источники.

УМЕТЬ: соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

8

Когда и где. История – путешествие  вглубь

времен.    Карта –

помощница. Тест № 3  по

 теме   «Мир   глазами

историка»

ЗНАТЬ: особенности исторической карты.

УМЕТЬ: соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

- мотивация (Л);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

9

Прошлое и настоящее

 глазами эколога

ЗНАТЬ: некоторые современные экологические проблемы планеты.

УМЕТЬ: в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи ческой допустимости.

 

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

1

10

 Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.

ЗНАТЬ: меры, принимаемые для охраны природы; 2-3 названия исчезнувших животных; некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

УМЕТЬ: определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния; применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

11

Обобщающий урок-игра по теме «Земля и человечество»

Проверочная работа «Земля и человечество»

ЗНАТЬ: представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

УМЕТЬ: в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- мотивация (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р);

- работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности (К);

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

1

ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)

12

Равнины и горы России.

ЗНАТЬ: важнейшие равнины и горы нашей страны.

УМЕТЬ: показывать на физической кар те изучаемые географические объекты.

- мотивация (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения (Р);

- работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).

Находить на карте изученные природные зоны (П).

1

13

Моря, озера и реки России.

ЗНАТЬ: важнейшие моря, озера и реки нашей страны.

УМЕТЬ: показывать на физической кар те изучаемые географические объекты.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

14

Зона Арктических пустынь. Тест  № 4 по теме «Зона арктических пустынь»

ЗНАТЬ: природные зоны России; признаки приспособлен ности организмов к условиям обитания в разных природных зонах.

УМЕТЬ: показывать изу чаемые объекты на карте природных зон России; выявлять признаки приспособленности растений различных при родных зон к условиям жизни.

- работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р).

1

15

 Тундра. Тест № 5 по теме «Тундра»

ЗНАТЬ: природные зоны России; особенности хозяйственной деятельности людей, свя занные с природными условиями.

УМЕТЬ: показывать изу чаемые объекты на карте природных зон России; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи ческой допустимости.

- самоопределение (Л);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

16

 Леса России.

ЗНАТЬ: причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей.

УМЕТЬ: определять возможные причины отри цательных изменений в природе.

- самоопределение (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения (Р).

1

17

Лес и человек. Проверочная работа за I четверть.

ЗНАТЬ: некоторые современные экологические проблемы.

УМЕТЬ: предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

1

18

Зона степей. Тест № 6 по

 теме «Зона степей».

ЗНАТЬ: некоторые современные экологические проблемы.

УМЕТЬ: определять возможные причины отри цательных изменений в природе.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

19

Пустыни.

ЗНАТЬ: все пустыни, расположенные на территории Российской Федерации.

УМЕТЬ: показывать изучаемые объекты на географической карте.

- самоопределение (Л);

- мотивация (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения (Р).

1

20

У Чёрного моря. Тест № 7 по теме «У Черного моря»

ЗНАТЬ: правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

УМЕТЬ: соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость.

- самоопределение (Л);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

21

Экологическое равновесие. Проверочная работа «Природа России».

ЗНАТЬ: некоторые современные экологические проблемы.

УМЕТЬ: в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- мотивация (Л);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (14 ч)

22

Наш край.  Природа Ставропольского края.

ЗНАТЬ: карту родного края.

УМЕТЬ: показывать на физической кар те изучаемые географические объекты.

- мотивация (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения (Р);

- работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности (К);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий  (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н).

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П).

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н).

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П).

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы (Н).

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их

1

23

 Поверхность нашего края.

ЗНАТЬ: карту родного края.

УМЕТЬ: показывать на физической кар те изучаемые географические объекты; распознавать природные объекты.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

1

24

Во доемы нашего края.  Водоёмы Ставропольского края.

ЗНАТЬ: изучаемые во доемы края.

УМЕТЬ: показывать на физической кар те изучаемые географические объекты.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

25

Наши подземные богатства. Гранит, известняк, песок и глина.

ЗНАТЬ: основные свой ства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи.

УМЕТЬ: различать важнейшие полезные ископаемые свое го края, определять их свойства.

- самоопределение (Л);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов (П);

- оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р).

1

26

Наши подземные богатства. Торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ.

ЗНАТЬ: основные свой ства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи.

УМЕТЬ: различать важнейшие полезные ископаемые свое го края, определять их свойства.

- анализ с целью выделения признаков. (П);

- принятие  решения и его реализация (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

27

Охрана подземных богатств.  Полезные ископаемые нашего края.

ЗНАТЬ: основные свой ства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи.

УМЕТЬ: различать важнейшие полезные ископаемые свое го края, определять их свойства.

- анализ с целью выделения признаков. (П);

- принятие  решения и его реализация (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

28

Земля-кормилица. Почвы  Ставропольского края.

Тест № 8 по теме «Наши подземные богатства».

ЗНАТЬ: основные  разновидности  почв.

УМЕТЬ:  различать важнейшие полезные ископаемые, почвы свое го края, определять их свойства.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

29

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

ЗНАТЬ: разнообразие  растений и животных различных со обществ.

УМЕТЬ: распознавать растения и животных, характерных для леса.

- синтез как составление целого из частей (П);

- самоконтроль  способов действий и результата с заданным эталоном (Р);

- умение  выражать полно и точно свои мысли  (К);

- оценивание усваиваемого содержания (Л).

1

30

Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Тест № 9 по теме «Жизнь луга»

ЗНАТЬ: разнообразие

растений и животных  луга. УМЕТЬ: распознавать растения и животных, характерных для луга.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

31

Жизнь пресного водоёма. Проверочная работа за II четверть.

ЗНАТЬ: разнообразие  растений и животных пресного водоема

УМЕТЬ :распознавать растения и животных пресного водоема

- самоопределение (Л);

- мотивация (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения (Р).

1

32

Растениеводство в нашем крае. 

ЗНАТЬ: растениеводство и животноводство в нашем крае, их отрасли; сорта культурных растений, породы домашних животных.

УМЕТЬ: различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н).

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П).

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения (П).

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных») (П)

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н).

1

33

Викторина «Наш край» Тест № 10 по теме « Растениеводство в нашем крае»

ЗНАТЬ: растениеводство и животноводство в нашем крае, их отрасли; сорта культурных растений. породы домашних животных.

УМЕТЬ: различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

1

34

Незаметные защитники урожая.

ЗНАТЬ: некоторых насекомых – защитников урожая.

УМЕТЬ: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

35

Животноводство в нашем  крае.

ЗНАТЬ: животноводство в нашем крае, их от расли; породы домашних животных.

УМЕТЬ: различать основных сельскохозяйственных животных своего края.

- самоопределение (Л);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

36-37

Животный и растительный мир Ставропольского края.

Проверочная работа по теме «Природа Ставропольского края». Защита проектов  о полезных ископаемых  Ставропольского края «Край сокровищ»

ЗНАТЬ: особенности природы своего края: формы земной поверх ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

УМЕТЬ: соблюдать правила поведения в природе;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р);

- определение степени успешности своей деятельности  (Л).

2

 СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 ч)

38

Начало истории человечества.

ЗНАТЬ: основные пе риоды развития человечества: первобытное общество.

УМЕТЬ: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

Практическая работа

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений.

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П).

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

1

39

Мир древности: далёкий и близкий. Тест № 11 по теме « Мир далекий и близкий»

ЗНАТЬ: основные пе риоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир.

УМЕТЬ: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

11

40

Средние века: время рыцарей и замков. Тест № 12 по теме « Средние века»

ЗНАТЬ: основные пе риоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века.

УМЕТЬ: применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- самоопределение (Л);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П);

- оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р).

1

41

Новое время: встреча Европы и Америки. Тест № 13 по теме «Новое время»

ЗНАТЬ: основные пе риоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время; достижения науки и техники в разные исторические времена.

УМЕТЬ: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- анализ с целью выделения признаков (П);

- принятие  решения и его реализация (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

42

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест «Страницы всемирной истории».

ЗНАТЬ: основные пе риоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

УМЕТЬ: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- синтез как составление целого из частей (П);

- самоконтроль  способов действий и результата с заданным эталоном (Р);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л).

1

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (20 ч)

43

Жизнь древних славян. Тест № 14 по теме « Жизнь древних славян»

ЗНАТЬ: кто такие славяне, их быт, нравы, верования.

УМЕТЬ: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа.

- мотивация (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения (Р);

- работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).

1

44

Во времена Древней Руси.

ЗНАТЬ: культуру, быт и нра вы Древней Руси.

 УМЕТЬ: применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

- самоопределение (Л);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов (П);

- оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р).

1

45

Страна городов.

ЗНАТЬ: культуру, быт и нравы славян.

УМЕТЬ: применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

- мотивация (Л);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

46

Из книжной сокровищницы Древней Ру си.

ЗНАТЬ: историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

УМЕТЬ: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- самоопределение (Л);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

47

Трудные времена на Русской земле. Тест № 15 по теме «Трудные времена на Русской земле»

ЗНАТЬ: прошлое родного края.

УМЕТЬ: приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера  (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

48

Русь расправляет крылья. Тест  № 16 по теме «Древняя Русь»

ЗНАТЬ: наиболее важные исторические события.

УМЕТЬ: приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

- анализ с целью выделения признаков  (П);

- принятие  решения и его реализация (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

49

Куликовская битва.

ЗНАТЬ: наиболее важные исторические события;

великих людей отечественной ис тории.

УМЕТЬ: находить и показывать изучаемые объ екты на исторических картах.

- самоопределение (Л);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П);

- оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р).

1

50

Иван Третий.

ЗНАТЬ: великих людей отечественной ис тории.

УМЕТЬ: находить и показывать изучаемые объ екты на исторических картах.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

51

Мастера печатных дел. Проверочная работа за III четверть.

ЗНАТЬ: достижения науки и техники.

УМЕТЬ:        использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

1

52

Патриоты России. 

ЗНАТЬ: великих людей отечественной ис тории.

УМЕТЬ: приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

- синтез как составление целого из частей (П);

- самоконтроль  способов действий и результата с заданным эталоном (Р);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л).

1

53

Пётр Великий.

ЗНАТЬ: ключевые моменты правления Петра Великого.

УМЕТЬ: отличать характерные особенности эпохи его правления.

- самоопределение (Л);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты  (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

54

Михаил Васильевич Ломоносов.

ЗНАТЬ: основные достижения, открытия М.В. Ломоносова.

УМЕТЬ: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

- самоопределение (Л);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- устранение  причины затруднения (Р).

1

55

Екатерина Великая.

ЗНАТЬ: ключевые моменты правления Екатерины Великой.

УМЕТЬ: отличать характерные особенности эпохи ее правления.

- синтез как составление целого из частей (П);

- самоконтроль  способов действий и результата с заданным эталоном (Р);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

Оценивание усваиваемого содержания (Л).

1

56

Отечественная война 1812 года. Тест  № 17по теме «Россия в XVII-XVIII веках».

ЗНАТЬ: основные, переломные моменты Отечественной войны 1812 года; культуру, быт и нравы страны в XVII —XVIII вв.

УМЕТЬ: находить и показывать основные события войны на исторической карте.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

1

57

Страницы истории XIX века.

ЗНАТЬ: культуру, быт и нравы страны в XIX вв.

УМЕТЬ: приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

- самоопределение (Л);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П);

- оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р).

1

58

Россия вступает в XX век.

ЗНАТЬ: культуру, быт и нравы страны в начале XX в.; основные события, происходящие на рубеже XIX-XX веков.

УМЕТЬ: отличать характерные особенности данного периода развития России.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

59

Страницы истории 20-30 годов.

ЗНАТЬ: особенности развития страны в 20-30 годах.

УМЕТЬ: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа.

- работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К).

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р).

1

60

Великая война и Великая Победа.

ЗНАТЬ: ключевые, переломные моменты Великой отечественной войны; причины и предпосылки войны; итоги и значение данной войны для русского народа.

УМЕТЬ: показывать на исторических картах основные события Великой отечественной войны.

- синтез как составление целого из частей (П);

- самоконтроль  способов действий и результата с заданным эталоном (Р);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л).

1

61

Страна, открывшая путь в космос.

ЗНАТЬ: достижения науки и техники.

УМЕТЬ: самостоятельно находить  в дополнительных источниках сведения и излагать их в виде сообщения.

- сотрудничество в поиске и сборе информации (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л);

- анализ с целью выделения признаков (П).

1

62

Проверочная работа по теме «По страницам истории Отечества».

ЗНАТЬ: пройденный материал по теме: «По страницам истории Отечества».

УМЕТЬ: правильно излагать свои мысли писменно.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 ч)

63

Ос новной закон России и права человека.

ЗНАТЬ: что такое Конституция; права и обязанности гражданина России.
УМЕТЬ: применять полученные знания в жизненных ситуациях.

- самоопределение (Л);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П);

- оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р).

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П).

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  

Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П).

Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны (П).

1

64

«Дети имеют право на особую заботу и помощь». Тест № 18 по теме «Основной закон России. Права человека»

ЗНАТЬ: основные права ребенка.
УМЕТЬ: применять полученные знания в жизненных ситуациях.

- синтез как составление целого из частей (П);

- самоконтроль  способов действий и результата с заданным эталоном (Р);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л).

1

65

Мы — граждане России. Тест № 19 по теме « Мы – граждане России»

ЗНАТЬ: права и обязанности гражданина России; основные права ребенка.

УМЕТЬ: применять полученные знания в жизненных ситуациях.

- мотивация (Л);

- грамотная фиксация  своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения (Р);

- работа  в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П).

1

66

Славные символы России. Тест № 20 по теме «Славные символы России»

ЗНАТЬ: государственную символику России.

УМЕТЬ: отличать ее от символики других стран.

- анализ с целью выделения признаков (П);

- принятие  решения и его реализация. (К);

- составление  плана и последовательности действий (Р).

1

67

Такие разные праздники. 

ЗНАТЬ: государственные праздники современной России.

- определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К).

1

68

Путешествие по России.

ЗНАТЬ: крупные города России, промышленные центры, важнейшие реки, озера, моря Российской Федерации.

УМЕТЬ: показывать изучаемые объекты на географической карте.

- синтез как составление целого из частей (П);

- самоконтроль  способов действий и результата с заданным эталоном (Р);

- умение  выражать полно и точно свои мысли (К);

- оценивание усваиваемого содержания. (Л).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 1 класс " Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету " Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс

Рабочая программа к предмету "Окружающий мир" 2 класс (авторы Дмитриева, Казаков) создана с учетом ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. 1 класс" к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) для школы индивидуального надомного обучения.

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей, обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая 1-4 классы.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  по программе "Перспектива". Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гар...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1 класс Плешаков

Рабочая программа    учебного курса «Окружающий мир» 1 класс Плешаков...


 

Комментарии

Мифтахова Эльза Габденуровна

Спасибо за рабочую программу.