Экскурсии в воспитании младших школьников.
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Экскурсии имеют огромное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребёнка. Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Можно проводить экскурсии в игровой форме, использовать  в беседе произведения В. Бианки, Сладкова и других писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Зеленина О. А.

учитель начальных классов

филиал МБОУ Сосновской сош №2 в с. Верхняя Ярославка

Знакомство учащихся с окружающим миром надо начинать с близкого и понятного, знакомого для них: школа, пришкольный участок, улицы, прилегающие к школе, на улицах — завод, фабрика, почта, магазин, библиотека, аптека, детский сад, — ферма, клуб, мастерская. Здесь трудятся люди, родители учащихся. Что они делают? Для чего? Как? На экскурсиях дети находят ответы на эти вопросы. Так, они знакомятся с трудом строителя, шофера, продавца, колхозника, библиотекаря.

Огромно влияние природы на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребенка. Первые восприятия природы ребенком остры, они открывают ему красоту окружающего мира.

Экскурсии проводятся в течение всего учебного года.

Можно применить игровую форму знакомства детей с разными породами деревьев, которые растут на участке и около школы. Для этого, собрав листья и плоды разных деревьев и кустарников, надо разложить их в беспорядке, а затем предложить ребятам разобрать по породам и правильно назвать их. Во время экскурсии ученики собирают листья плодовых деревьев и кустарников для гербария.

На учебно-опытном участке старшеклассники показывают ребятам свои грядки с овощами и злаковыми культурами, которые посадили весной, рассказывают, как ухаживали за ними в течение лета, какие были трудности. Здесь же выделяют грядки для младшеклассников. Старшеклассники советуют, что могут посадить малыши.

Целесообразно закончить экскурсию выполнением  первого трудового задания, которое предварительно продумывают вместе с учителем старшеклассники. Задания могут быть такими: посадить несколько деревьев или кустарников, собрать ягоды и семена для птиц на зиму или выполнить другие нужные дела на пришкольном участке.

Весной младшеклассники вместе со взрослыми высаживают на грядках выращенную ими рассаду овощных культур и цветы на клумбах. В течение весны и лета дети ухаживают за растениями и наблюдают за их ростом. Осенью они убирают свой первый урожай.

Экскурсии, цель которых — наблюдения за сезонными изменениями в природе в течение года, лучше проводить на одном и том же участке леса или парка. В хорошо знакомом месте дети смогут скорее заметить и острее почувствовать происшедшие изменения в природе

Во время экскурсий в природу используются все возможности для развития у детей наблюдательности, формирования чувства заботы о пернатых друзьях, растениях.

В лесу или парке учитель предлагает детям хорошо рассмотреть ветки и листья разных деревьев: березы, клена, липы, дуба, осины, рябины, заметить различия в их окраске.

Можно задать вопрос: листья каких деревьев начинают желтеть раньше других? Дети вспоминают, что уже в конце лета желтеют листья березы и липы. Значит, эти деревья раньше других почувствовали приближение осени. Внимание детей обращается и на то, что осенью всюду около деревьев много опавших листьев. Учитель помогает ребятам найти правильный ответ на вопрос, почему деревья осенью сбрасывают листву.

Дети вспоминают, что летом они видели разных насекомых: жуков, стрекоз, кузнечиков. Где же они сейчас? Учитель показывает детям, что жучки спрятались под корой деревьев, в опавших листьях. Они уснули на всю осень и зиму. А весной под теплыми солнечными лучами вновь проснется природа, деревья наденут свой зеленый наряд, оживут насекомые. Так постепенно учитель формирует у учащихся представления о взаимосвязях в природе.

На первой экскурсии дети видят птиц. Учитель рассказывает, что на зиму остались только зимующие птицы и им трудно пережить суровую и холодную зиму. Человек всегда помогает им. Птицы не только доставляют удовольствие человеку своим пением. Они замечательные помощники человека. Ласточки, дятлы, скворцы, синицы, мухоловки, горихвостки, трясогузки и многие другие истребляют огромное количество насекомых, ко­торые наносят вред растениям наших лесов, полей, огородов. Помогать птицам должны и дети, поэтому летом и осенью нужно заготавливать для них корм на зиму, собирать семена подорожника, подсолнечника, арбуза, дыни. Хорошо заготовить для пернатых сушеные ягоды рябины, бузины, можжевельника, калины и семена клена, липы, ясеня.

В лесу учащиеся собирают шишки, сучья и веточки причудливой формы, листья для осеннего букета, гербария. Учитель обращает внимание детей на то, что осень —время сбора урожая. Люди собирают плоды своего труда.

Экскурсии в природу продолжаются в зимнее и весеннее время года.

Во время экскурсии зимой дети обходят знакомые места леса, в которых были осенью. Они наблюдают изменения, происшедшие в лесу. Вместе с учителем находят ответы, почему идет снег, почему ель и сосна зимой по-прежнему зеленые. Хорошо показать детям, как зимует трава, осторожно раскопав снег в том месте, где она росла летом. Под снегом дети увидят среди пожелтевшей травы зеленые травинки. Так они поймут, что растения живут зимой. На пришкольном участке дети окучивают снегом деревья и кустарники, чтобы им было тепло зимовать, а также чтобы собралось больше влаги в земле. Во время экскурсии ребята вспоминают, какие птицы остались зимовать, как и чем их нужно подкармливать. Дети приносят для птиц корм, который они собирали осенью.

На экскурсии ранней весной дети выясняют, почему у стволов деревьев снег быстрее тает. Дети наблюдают за работой ручейка, находят ответ на вопрос, почему ручей в одних местах течет быстро, а иногда его течение становится совсем незаметным. Дети любят пускать по воде «кораблики» —бумажные самоделки, а то и просто щепки, небольшие ветки. Учитель предусматривает желание ребят и отводит время для этих игр.

В лесу по указанию учителя дети срезают несколько веток разных деревьев и, принося их после экскурсии в класс, ставят в воду. Они наблюдают за ростом почек, появлением листочков.

Дети наблюдают за началом весенних работ в садах, парках и скверах. Садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья росли лучше. После этого крона деревьев будет гуще и красивее.

В мае дети наблюдают за,признаками поздней весны. Нужно обратить их внимание на появление травы, на ее ярко-зеленый цвет. Деревья в лесу выглядят по-весеннему нарядными. Можно послушать звуки весеннего леса, пение птиц. Голос кукушки дети легко отличают, по стуку по стволу дерева узнают дятла.

Во время экскурсии учитель может пересказать детям один-два рассказа В. Бианки о лесных зверях, птицах («Теремок», ¦Лесные домишки», «Мастера без топора», «Кто чем поет», «Как лис ежа перехитрил», «Хвосты» и др.).

Весной полевые работы в полном разгаре. Сеют семена, высажипают рассаду, прореживают всходы, в садах и огородах рыхлят слежавшуюся землю. В конце мая можно провести экскурсию в сад. Здесь дети видят самый лучший майский подарок -весны — цветущие яблони, вишни, груши, черешни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Экологическое воспитание младших школьников на экскурсии

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществлятьс...

Роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников

1.Значение экскурсий.2.Значение экскурсий - один из видов занятий и основные формы организации работы (первичное представление о взаимосвязи вприроде. Задача экскурсии - освоение детьми системы элемен...