Конспект урока "Царица - водица" (окружающий мир, программа "Гармония" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Божко Анна Анатольевна

Подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Царица – водица»

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности

Задачи:

  1. расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
  2. формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
  3. формировать умение общаться, сотрудничать;
  4. способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;
  5. развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
  2. принимать и сохранять учебную задачу;
  3. контролировать результаты своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;
  2. строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные универсальные учебные действия:

     -   осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

     -   вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконторль

Тип урока: комбинированный

Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение

Продолжительность: 45  минут

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер

Оборудование: рабочие  листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда

Ход урока:

I Организационный момент:

Приветствие «Ладошка к ладошке»:

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

Слайд 1:   «С маленькой удачи начинаются большие успехи».

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.

II Вхождение в тему:

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?

( нужно учить новое, не забывая старого)

III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:

- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.

Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.

- Прочитайте записанные слова.  Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд3: «Царица – водица»

- Тема сегодняшнего урока «Царица – водица». Вода сопровождает  каждое мгновение нашей жизни. Трудно представить, чтобы делало человечество без неё. По-видимому, его бы просто не существовало. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано воде. Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды. 

Слайд 4:      «Вода!

Ты просто необходима для жизни,

ты и есть сама  жизнь!»

(Антуан де Сент-Экзюпери)

- Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»

- 22 марта объявлен Международным днем воды. Для нас вода – самое привычное вещество на Земле. Сколько только экспериментов не проводилось над водой во все времена. Люди давно пытаются достучаться  до секретов воды и её тайн. Но знать о воде столько, сколько она знает о нас, пока не получается.
Только сравнительно недавно были обнаружены уникальные, неизвестные и удивительные свойства воды, вызвавшие у людей сенсацию.
 Вода нас понимает! Вода обладает памятью! Она всё слышит, видит и записывает. Вода реагирует на все, что вокруг нее происходит, на любые действия. Такого, признаться, никто не ожидал. Будьте осторожны в присутствии Воды! Хотя она – везде. И в нас, разумеется, не забыли? Следите за своими мыслями, словами, поступками – вас записывают… Если человек обращается с хорошими и добрыми мыслями к воде, благословляет и боготворит ее, говорит ей «спасибо» - качество этой воды поднимается. Такая вода будет положительно влиять на тело человека и на его самочувствие. Очень важно помнить, что желая кому- то зла, ругаясь, злясь и завидуя, мы в первую очередь причиняем неприятности себе.
Но в то же время, именно она обладает необычными свойствами, например, в отличии от других веществ, только вода при охлаждении расширяется. Это единственное вещество на Земле, которое может находиться  сразу в трех состояниях. В каких? (ответы детей) Ученые называют воду бесценным компьютером. Так вода с её памятью в зависимости от внешнего воздействия образует кристаллы различного вида. Это убедительно показал президент Токийского института общих проблем доктор Массару Эмото, знаменитый  японский  ученый  и целитель. Посмотрите на фотографии, которые заставляют крепко задуматься.

Слайд5,6,7,8

Составление синквейна:

- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода?(два прилагательных)

- Что делает? (три глагола)

- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.

- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.

Вода

Прозрачная, чистая

Журчит, льется, бежит

Без воды нет жизни

Жизнь

Постановка целей урока:

- Что бы вы хотели узнать о воде?

IV Актуализация опорных знаний учащихся:

-  Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?

- Нашу планету называют голубой. Почему?

- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?

Региональный компонент.

- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)

- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы  ( при копании – сырая земля)

- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)

- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.

-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?

- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.

- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана  (показываю посуду).

- Из двух стаканов, какой выберите для питья?

- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)

Слайд 9:

 Не всякая водица для питья годится.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Опыт: очистка воды с помощью марганцовки

- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)

- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется.  Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.

(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.

V Работа над темой, открытие нового знания:

  1. Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.
  2. Совместное открытие новых знаний:

Работа с текстом – исследование:

- Послушайте стихотворение, которое написал  школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)

Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

Для чего нужна вода?»

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её невкусно пить,

Без воды легко прожить».

Вот встает наш Саша рано,

Не течет вода из …(крана).

Саше глазки не  …(умыть),

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко …(плачет):

«Невозможная задача –

Без воды сварить …(компот)».

Недоволен рыжий …(кот):

« Не напиться молоком».

И ушёл, вильнув …(хвостом).

Без воды нельзя …(стирать),

И детей нельзя …(купать).

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя …(помыть)!

Загрустили в речке …(рыбы):

« Без воды вы плыть смогли бы?»

На поля не льётся …(дождь) –

Засыхает в поле …(рожь).

Все деревья и цветы

Погибают без …(воды).

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу …(бегать)?

И конькам нужна …(вода) –

Без воды не будет …(льда).

Людям всем нужна …(вода),

Потому она …(важна) –

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак …(нельзя)!

Саша наш сказал тогда:

«Ой, прости меня, …(вода)!

Знаю я теперь ответ –

Без …(воды) нам жизни …(нет)!»

- Как  бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)

- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.

Слайд 10: Использование воды человеком

- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)

- От простой воды и мыла у микробов тают силы!

Физминутка:  - Давайте импровизировать:

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

  1. Самостоятельная работа:

- Продолжим  работу по теме  урока.

Чтение текста на рабочем листе (2 задание):

- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.

Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.

VI Актуализация знаний об использовании воды:

1.Методика «Хорошо - плохо»
Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
-  Дождь идет, это хорошо - почему?
-  Он поливает растения.
-  Дождь - это плохо, почему?
-  Нельзя гулять …
-  Вода
 – это хорошо – почему?

-  Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

-  Но вода - это плохо. Почему?

-  Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.

 Оценивание работы учащихся

- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же  надо относиться к воде?

Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!

- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле  очень неразумно.

- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.

Слайд 12: Источники загрязнения воды

- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.

2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)

Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2  минуты?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)

- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.

3.Составление плана по охране водоемов:

- Как мы можем охранять пресную воду?

Предложения детей:

1)        Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;

2)        Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;

3)        Следить за чистотой природных источников

- Что значит выражение «экономно расходовать воду»?

4. Работа в парах:

- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.

Проверка: на доске    

Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.

Игра:

- Попробуем помочь пресной воде с помощью чистых капель, но не простых, а с буквами. Вам нужно, чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.

Оч…щать           в…да

загр…знённая      …довитые вещества

                                      Б…регите

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

Физминутка: игра «Согласен – не согласен»

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

1.        Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)

2.        Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)

3.        При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)

4.        Без воды погибнет всё живое (хлопаем)

5.        Воду можно пить из-под крана (топаем)

6.        Без воды нет жизни (хлопаем)

VII Рефлексия деятельности:

- Закончи предложение:    

Слайд 13:

Я не знал, что …

Я хочу рассказать родителям …

Теперь я буду …

Теперь я не буду …

Я понял, что …

Упражнение «Сели, встали, встали выше»

- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны  находиться.

- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?

- Покажите, насколько вы устали?

- Вам понравилось работать в парах?

- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?

- Какое у вас сейчас настроение?

Слайд 14: Берегите воду!

- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.

- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-№2 им. А. А. Араканцева

г. Семикаракорска»

Конспект урока по окружающему миру

во 2 классе
«Царица – водица»

Программа «Гармония»

подготовила:

учитель начальных классов

Божко Анна Анатольевна

                                                г. Семикаракорск

2011год



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

  1. Выберите подходящее слово из скобок и прочитайте пословицу: 


Не всякая (вода, водица) для питья (подходит, годится).


  1. Прочитайте текст. Подчеркните  карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают влагу из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – это их водопои. Каждый день вы тоже потребляете воду: едите суп, пьёте компот, чай.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

  1. Решение экологических задач:

1). Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2  минуты?

2). 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С маленькой удачи начинаются большие успехи»

Слайд 2

Какое слово лишнее? Туча, река, луна, снег, дождь, роса. 21.08.2012 2

Слайд 3

Царица- водица

Слайд 4

«Вода! Ты просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!» ( Антуан де Сент - Экзюпери ) 21.08.2012 4

Слайд 5

5 Масару Эмото

Слайд 6

6 Воздействие на воду музыкой

Слайд 7

7 Влияние слов на воду

Слайд 8

Воздействие бытовой техники 21.08.2012 8

Слайд 9

Пословица Не всякая водица для питья годится. 21.08.2012 9

Слайд 10

Использование воды человеком

Слайд 11

Воду надо беречь и охранять ! 21.08.2012 11

Слайд 12

Источники загрязнения воды сточные воды заводов разливы нефти мусор с кораблей Хозяйственная деятельность человека

Слайд 13

Закончи предложение: Я не знал, что … Я хочу рассказать родителям … Теперь я буду … Теперь я не буду … Я понял, что … 21.08.2012 13

Слайд 14

Берегите воду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...