Лес-наш друг
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира, виды лесов, значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; правила поведения в лесу;  лекарственные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лес - наш друг.

  Учащиеся должны знать : основных обитателей леса, представителей растительного мира, виды лесов, значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; правила поведения в лесу;  лекарственные растения.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей; фломастеры.

ХОД  УРОКА

 

  1. Организационный момент.
  1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой группе распределяются роли:  аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

   Дети, пусть вас гости не пугают

 Они нам только помогают.

Все,  кто здесь сидят- друзья

И бояться их нельзя.

Мы волнуемся, конечно,

День сегодня необычный

Нам урок начать пора,

Всем ни пуха, ни пера.

II. Формулирование темы и целей урок.

Учитель предлагает детям  принять участие в проекте « Лес- наш друг».

На доске план:

Действия в группе

  1. Обсуждение задания.
  2. Выполнение практического задания ( экспериментаторы).
  3. Оформление задания ( иллюстраторы)
  4. Формулирование выводов ( аналитики)
  5. Применение результатов ( исследователи)

Коллективные действия : проведение испытания всего проекта.

Что необходимо знать каждому человеку о лесе ?

ЛЕС - это наше богатство

ЛЕС - зеленый наряд планеты, « легкие нашей планеты».

ЛЕС - дом птиц и зверей.

ЛЕС - кладовая орехов, ягод и грибов и лекарственных растений..

ЛЕС - место для отдыха.

ЛЕС - защитник водоемов, почвы, воздуха.

Подготовительный этап. ( на доске появляются основные разделы проекта )

Распределение заданий.

III. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Работа проводится в группах. Дети работают с большей степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь.

  1. Раздел « ВИДЫ ЛЕСА».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

« Экспериментаторы»  раскладывают карточки на две группы.

« Аналитики» делают выводы о существовании смешанных лесов.

« Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

« Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

Как назвать мне лес,

Где деревья есть

И с листочками,

И с хвоинками ?

В смешанном лесе рядом со смолистыми стволами елей и сосен стоят трепетные осины, белоствольные березы, высокие стройные липы, могучие дубы.

Могучий дуб растет медленно, может прожить 500-600 лет. Зеленеть лесной великан начинает последним из всех наших деревьев: его нежные молодые листья  легко повреждаются заморозками и разворачиваются в самом конце весны . Осенью с веток дуба на землю осыпаются плоды – желуди, которые охотно поедают кабаны и медведи.

Ель- может быть, первое дерево, с  которым знакомится  каждый из нас. Она появляется в доме, когда мы еще не можем говорить слова: « елочка», « елка». И из года в год ждем ее появления. Ель- дерево хвойное, вечнозеленое. Ель удивительна стройна, она растет всю жизнь. Ветви ели растут этажами и по ним можно определить возраст дерева. Весной дерево украшается, начинает цвести. На ее ветвях появляется множество изумрудных. Рубиновых- красных цветков, проходит немного времени и они темнеют, становятся коричневыми, а через несколько месяцев превращаются в красивые еловые шишки. Под чешуйками шишек образуются семена. Многие животные и птицы  лакомятся  этими семенами.

Береза- символ России . ( Проект)

     2.     Раздел «ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА».

Дети получают заготовку для аппликации на заданную тему и набор предметных картинок.

« Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.

« Аналитики» поясняют особенности растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и книгам.

« Иллюстраторы» наклеивают картинки. А также загадки, которые приготовили заранее. Выполняют задание « Ярусы леса».

« Испытатели» готовят рассказ к этой странице. Рассказ о лисе и медведе.

                  Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем

Ножками топаем!

     3.  Раздел «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Дети получают наборы картинок «Грибы» , «Лекарственные растения», кроссворд.

«Экспериментаторы» создают две группы под названиями  «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения».

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача- по рисункам определить вредное влияние некоторых растений и грибов, разгадать кроссворд.

« Испытатели» готовят сообщение по материалам работы группы.

1. Какие сладости можно есть горстями? (Ягоды)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты, от ожогов? (Мох)

3.Как облегчить боль при порезах и царапинах? (Подорожник)

4. Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто не пройдет-

Всяк поклон кладет.       (Земляника)

  1. На розу он похож

Разве, что не так хорош,

Но зато его плоды

Всем  пригодны для еды.    (Шиповник)

   Лекарственные растения- ценное природное богатство, к которому нужно бережно относиться.

   4. «ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы»  оформляют страницу альбома.

«Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

«Испытатели» составляют текст сообщения.

 5. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ».

Дети  получают задания.

«Экспериментаторы» выполняют задание: из предложенного списка выделите примеры отрицательного воздействия человека на природу.

«Аналитики» соединяют знаки с соответствующими правилами.

«Иллюстраторы» оформляют страницу, рисуют знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу.

«Испытатели» готовят сообщение.

Человек много может. Он часть природы. Погубив природу, он сам не сможет выжить.

IV. Испытание всего проекта.

«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела, а «Иллюстраторы» прикрепляют оформленные страницы.

V. Самоанализ проектной деятельности.

- Что понравилось?

- С какими трудностями встретились?

-Какое у вас настроение? Почему?

-Что значит любить природу?

VI. Итог работы.

Подводится общий итог проектной деятельности, определяется значение проекта.

VII. Рефлексия. 

Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогай их и не обижай: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает свое полезное дело. И, надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался в семье ребенок. Родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда больше лесов будет на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

Как мы обращаемся друг к другу

Данное внеклассное мероприятие обогатит опыт детей в ведении диалога, расширит знания о правилах хорошего тона. Подобранный материал даст возможность применить теоретический материал на практике....

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

День Семьи. Праздник "Поймем друг друга!"

Ежегодно отмечаем праздник "День Семьи". Придумываем много интересных поздравлений, конкурсов. Читаем стихи, поем песни....

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...