Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Морозова Ирина Евгениевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okr_mir.zip82.59 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план по окружающему миру 4 б класса

2011 – 2012 учебный год

Дата проведения

Тема, тип и форма урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижения

Контрольно-оценочная деятельность

Средства обучения

план

факт

метапредметные

предметные

вид

форма

Земля и человечество. 10 ч

1

Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Изучение нового материала

Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет.

Природа Солнца. Солнечная система.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Иметь представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

2

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. Изучение нового материала

Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве.

Знать планеты Солнечной системы; причины смены дня и ночи и времен года.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №1, с.3-5

Таблица «Планеты Солнечной системы

3

Звездное небо – великая «книга» природы. Практическая работа: знакомство с картой звездного неба. Изучение нового материала

Звезды. Созвездия – участки звездного неба.

Знать  основные звезды и созвездия. Уметь отличать звезды от созвездий.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №2, с.5-7

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. Изучение нового материала

Что изучает география. Изображение Земли  с помощью глобуса и географической карты

Знать основное устройство и содержание глобуса и географической карты; условные обозначения.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №3, с.7-9

Глобус и географическая карта.

5

Пояса Земли. Изучение нового материала

Тепловые пояса. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Знать название основных тепловых поясов; причины образования тепловых поясов на поверхности Земли.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №4, с.9-10

Географическая карта «Пояса Земли»

6

Мир глазами историка. Изучение нового материала

Что изучает история. История – совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Археология. Исторические источники.

Знать понятия: история, исторические источники, археология

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №5, с.11-12

7

Когда и где. История – путешествие в  глубь времен. Карта помощница. Практическая работа: знакомство с историческими картами. Изучение нового материала

Счет лет в истории. Историческая карта.

Знать понятия: век, тысячелетие, летоисчисление. Уметь работать с исторической картой.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №6, с.13-14

Историческая карта

8

Прошлое и настоящее глазами эколога. Изучение нового материала

Представление о современных экологических проблемах планеты.

Знать последствия влияния человека на природу; знать экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №7, с.15-16

9

Сокровища  Земли под охраной человечества. Изучение нового материала

Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Знать объекты Всемирного наследия.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №8, с.16-18

10

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа по теме: «Земля и человечество». Урок обобщения и контроля.

Представление об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

Знать определение и  сущность каждой науки: экологии, астрономии, географии, истории

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №9, с.18-20

Природа России. 10 ч

11

Равнины и горы России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте и на карте природных зон изучаемых объектов; рассматривание гербарных экземпляров растений равнин и гор. Изучение нового материала

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы России. Карта природных зон России. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне равнин и гор. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Знать основные равнины и горы нашей страны. Уметь различать горы и плоскогорья. Знать основные виды гор по их строению. Знать типы равнин по их строению.

Текущий,

Физическая карта природных зон

12

Моря, озера и реки России. Практическая работа: поиск и показ на карте морей, озер и рек. Изучение нового материала

Важнейшие моря, озера и реки нашей страны. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в морях, озерах, реках. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Знать название и местонахождение основных морей, рек и озер нашей страны.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №10, с.21-23

Физическая карта природных зон

13

Зона Арктических пустынь. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны Арктических пустынь. Изучение нового материала

Природные зоны нашей страны: зона Арктических пустынь. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне Арктических пустынь. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Знать особенности природы зоны Арктических пустынь; значение природы данной зоны для человека, использование ее ресурсов.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №11, с.23-24

Физическая карта природных зон

14

Тундра. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны тундры; рассматривание гербарных экземпляров растений тундры. Изучение нового материала

Природные зоны нашей страны: зона тундры. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне тундры. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Знать особенности и географическое положение зоны тундры; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №12, с.25-27

Физическая карта природных зон

15

Леса России. Лес и человек. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны лесов; рассматривание гербарных экземпляров растений леса. Изучение нового материала

Природные зоны нашей страны: зона лесов. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне лесов. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Знать особенности и географическое положение зоны лесов; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №13, с.27-29

Физическая карта природных зон

16

Зона степей. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны степей; рассматривание гербарных экземпляров растений степей. Изучение нового материала

Природные зоны нашей страны: зона степей. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне степей. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Знать особенности и географическое положение зоны степей; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №14-15, с.30-34

Физическая карта природных зон

17

Пустыни. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны пустынь; рассматривание гербарных экземпляров растений пустынь. Изучение нового материала

Природные зоны нашей страны: зона пустынь. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне пустынь. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Знать особенности и географическое положение зоны пустынь; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №16, с.34-36

Физическая карта природных зон

18

У Черного моря. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны субтропиков; рассматривание гербарных экземпляров растений субтропиков. Изучение нового материала

Природные зоны нашей страны: зона субтропиков. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне субтропиков. Особенности хозяйственной деятельности людей. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Знать особенности и географическое положение зоны субтропиков; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №17, с.37-39

Физическая карта природных зон

19

Экологическое равновесие. Практическая работа: выявление признаков приспособленности растений к условиям жизни в разных природных зонах. Комбиниро -

ванный

Экологические проблемы каждой природной зоны, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Уметь устанавливать экологические взаимосвязи между живой и неживой природой.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №18, с.39-40

Физическая карта природных зон

20

Обобщающий урок «Природные зоны России». Проверочная работа по теме: «Природа России» Урок – игра.

Особенности природных зон России.

Уметь распознавать местонахож -

дение,климати

ческие условия, флору и фауну, деятельность человека  разных природных зон.

Итоговый

Физическая карта природных зон

Родной край – часть большой страны. 14 ч

21

Наш край. Практическая работа: знакомство с картой края. Комбинированный

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Административная карта России.

Знать название республик, краев, автономных округов и областей, входящих в состав нашей страны.

Текущий,

Административная карта России

22

Поверхность нашего края. Изучение нового материала

Формы земной поверхности в нашем крае.

Знать месторасположение нашего края; особенности поверхности нашего края

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №19, с.41-42

Административная карта России

23

Поверхность нашего края. Экскурсия. Комбинированный

Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами)

Знать особенности поверхности родного края. Уметь работать с компасом; определять стороны горизонта.

Текущий,

Экскурсия

24

Водоемы нашего края. Комбинированный

Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Знать отличительные особенности естественных и искусственных водоемов; знать составные части реки.

Текущий,

Таблица «Водоемы»

25

Наши подземные богатства. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств. Комбинированный

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Знать названия, условные обозначения, свойства, способы добычи, значение, применение, месторождения самых распространенных полезных ископаемых.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №20, с.43-44

Карта «Полезные ископаемые»

26

Земля – кормилица. Практическая работа: свойства почвы. Комбинированный

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв в нашем крае.

Знать основные виды почв, их состав, свойства, расположение на территории страны.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №21, с.45-46

Таблица «Почвы»

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Комбинированный

Природное сообщество – лес. Разнообразие растений и животных леса. Экологические связи. Охрана леса.

Знать флору и фауну леса; ярусы леса; значение микроорганизмов и грибов для жизни леса.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №22, с.47-49

Таблица «Растения и животные леса»

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений луга, их распознавание с помощью атласа – определителя. Комбинированный

Природное сообщество – луг. Разнообразие растений и животных луга. Экологические связи. Охрана луга.

Знать флору и фауну луга. Иметь представление о деятельности человека. Уметь устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой луга.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №23, с.49-52

Таблица «Растения и животные луга»

29

Жизнь пресного водоема. Комбинированный

Природное сообщество – пресный водоем. Разнообразие растений и животных пресного водоема. Экологические связи. Охрана пресного водоема.

Знать растительный и животный мир пресных водоемов; уметь устанавливать взаимосвязи  между обитателями водоема.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №24, с.52-54

Таблица «Растительность и животные пресного водоема»

30

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа: знакомство с культурными растениями края. Комбинированный

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений.

Знать отрасли растениевод -

ства и разнообразие растений каждой отрасли.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №25, с.54-55

Таблица «Культурные растения»

31

Незаметные защитники урожая. Комбинированный

Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Знать разнообразные способы борьбы с вредителями урожая без применения ядохимикатов.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №26, с.56-57

32

Итоговая проверочная работа по теме: «Родной край – часть большой страны». Урок контроля

Природные сообщества, их особенности. Растениеводство нашего края.

Знать специфические особенности каждого природного сообщества; виды почв; полезные ископаемые; формы земной поверхности.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №27, с.58-59

33

Животноводство в нашем крае. Комбинированный

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Знать основные отрасли животноводства и представителей каждой отрасли.

Текущий,

Таблица «Домашние животные»

34

Обобщающий урок - игра по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов (по выбору) Урок обобщения

и контроля.

Природные сообщества, их особенности. Растениеводство и животноводство нашего края.

Уметь различать природные сообщества; отрасли животноводства и растениевод -

ства.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №28, с.60-61

Страницы всемирной истории. 5ч

35

Начало истории человечества. Изучение нового материала

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Знать, что изучает наука история, археология. Уметь находить отличительные черты первобытного человека от современного.

Текущий,

36

Мир древности: далекий и близкий. Изучение нового материала

Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого.

Знать государства Древнего мира; знаменитые сооружения Древнего Египта, Греции, Рима

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №29, с.62-63

37

Средние века: время рыцарей и замков. Изучение нового материала

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Знать основные веры, которые возникли в эпоху Средневековья; их территориаль -ное аспростране -ние; особенности религий.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №30, с.64-65

38

Новое время: встреча Европы и Америки. Изучение нового материала

Новое время. Достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Знать знаменитых людей Нового времени, их изобретения, географические открытия, произведения искусства.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №31, с.66-67

39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по теме: «Страницы всемирной истории».

Проверочная работа. Комбинированный

Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Знать знаменитых людей Новейшего времени, их открытия; важнейшие события Новейшего времени.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №32, с.68-69

Страницы истории Отечества. 20 ч

40

Жизнь древних славян. Практическая работа: нахождение и показ изучаемые объекты на исторических картах. Изучение нового материала

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Знать племенные объединения и месторасположение древних славян; особенности их быта, нравов, верований, культуры.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №33, с.70-72

41

Во времена Древней Руси. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Изучение нового материала

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси.

Знать обустройство Древней Руси; территориаль -

ную принадлеж-

ность; заслуги великих князей и русских богатырей.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №34, с.73-75

42

Страна городов. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Изучение нового материала

Русь – страна городов. Киев- столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве.

Знать особенности обустройства Киева и Великого Новгорода; архитектурные сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №35, с.75-77

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси. Изучение нового материала

Культура, быт и нравы Древней Руси. Возникновение славянской азбуки. Появление письменности на Руси.

Знать создателей славянской азбуки; изобретателя книгопечатания; историю возникновения летописей; знаменитые летописи.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №36, с.77-79

44

Трудные времена на Русской земле. Изучение нового материала

Наше Отечество в XIII – XY вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.

Знать основные исторические события и сражения XIII века.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №37, с.79-81

45

Русь расправляет крылья. Изучение нового материала

Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель.

Знать города северо-восточных земель Руси; великих русских князей; заслуги князя Ивана Калиты.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №38, с.81-82

46

Куликовская битва. Изучение нового материала

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Знать заслуги князя Дмитрия Донского; переломные моменты Куликовской битвы.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №39, с.83-84

47

Иван  III. Изучение нового материала

Иван Третий. Образование единого Русского государства.

Знать особенности правления Москвой времен Ивана III, Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №40, с.85-86

48

Мастера печатных дел. Изучение нового материала

Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвв. Первая печатная книга на Руси. Книгопечатанье.

Знать первых русских печатников; первые печатные книги; значение книгопечатания для Руси.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №41, с.87-88

49

Патриоты России. Изучение нового материала

Наше Отечество в XVI – XVIIвв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых.

Знать подвиги К.Минина и Д.Пожарского; дату правления в России царей рода Романовых; основные события и сражения начала XVII века.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №42, с.89-90

50

Петр Великий. Изучение нового материала

Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей.

Знать  особенности правления Петра I, основные реформы времен правления Петра I

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №43, с.90-92

Портрет Петра Великого

51

Михаил Васильевич Ломоносов. Изучение нового материала

Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова.

Знать автобиографию М.В.Ломоносо -

ва; какими науками занимался М.В.Ломоносов; его научные труды и издания; его научные открытия.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №44, с.92-94

Портрет М.В.Ломоносова

52

Екатерина Великая. Изучение нового материала

Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Знать особенности правления Екатерины II; преобразования в России во время правления Екатерины II.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №45, с.95-96

Портрет Екатерины Великой

53

Отечественная война 1812 года. Изучение нового материала

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. М.И.Кутузов.

Знать основные причины Отечественной Войны 1812г.; решающие сражения; полководцев.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №46, с.97-98

54

Страницы истории XIX века. Изучение нового материала

Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Крепостное право. Манифест о крестьянской вольности.

Знать преобразования и реформы, которые произошли в России во время правления Александра Второго; технические изобретения.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №47, с.99-100

55

Россия вступает в XX век. Изучение нового материала

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года.  Гражданская война.

Знать важнейшие события, произошедшие в России в начале XX века.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №48, с.101-102

56

Страницы истории 20-30 годов. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Изучение нового материала

Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг.

Знать основные этапы становления советского строя в СССР; основные преобразования и реформы; политических деятелей.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №49, с.103-104

57

Великая война и Великая Победа. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Комбинированный

Великая Отечественная война 1941-1945гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Знать основные вехи Великой Отечественной войны; решающие сражения; военных полководцев.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №50, с.104-106

Исторические карты сражений в ВОВ

58

Страна, открывшая путь в космос. Экскурсия: знакомство с достопримечательностями родного края. Комбинированный

Наша страна в 1945-1991гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Знать достижения ученых в космонавтике; советских космонавтов и ученых; преобразования в России в 90-е годы.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №51, с.106-108

Портреты космонавтов, экскурсия

59

Обобщающий урок по разделу: «Страницы истории Отечества». Проверочная работа «Страницы истории Отечества» Урок обобщения и контроля

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Знать основные эпохи становления и развития нашего государства; события.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №52, с.109-110

Физическая карта СССР.

Современная Россия. 9 ч

60

Основной закон России и права человека. Изучение нового материала

Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России.

Знать основные документы, защищающие права человека; их назначение; основное содержание.

Текущий,

Конституция

61

Дети имеют право на особую заботу и помощь. Комбинированный

Права ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Знать главную идею Конвенции о правах ребенка; знать ключевые статьи Конвенции о правах ребенка.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №53, с.111-112

Конвенция по правам ребенка

62

Мы – граждане России. Комбинированный

Мы – граждане России. Права и обязанности гражданина. Многонациональный состав населения России. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Знать высшие органы законодатель-

ной и исполнитель-

ной власти; права и обязанности гражданина; государствен-

ное устройство.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №54, с.113-114

63

Славные символы России. Комбинированный

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).

Знать  историю происхождения, авторов, содержание и назначение главных государствен-

ных символов; уметь их сравнивать с предыдущими символами.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №55, с.115-116

Государственные символы

64

Такие разные праздники. Комбинированный

Государственные праздники.

Знать главные государственные праздники России; их различия и особенности; историю возникновения.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №56, с.117-118

65

Путешествие по России. Комбинированный

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.

Знать национальный состав нашей страны; народы, населяющие нашу страну; обычаи, традиции; регионы и города.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №57, с.118-120

Физическая карта РФ

66

Обобщение по разделу: «Современная Россия» Урок - игра

Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Знать государствен-

ное устройство России; законы; права и обязанности граждан; территориаль-

ный и национальный состав нашей страны.

Текущий,

Окружающий мир. Тесты.  Тест №58, с.120-121

Иллюстрации знаменитых мест РФ.

67

Итоговая проверочная работа по разделу «Современная Россия»  Презентация проектов (по выбору) Урок контроля.

Современная Россия: этапы развития и становления, политические деятели.

Знать основные этапы развития и становления современной России.

Итоговый

68

Итоговый проверочный тест по разделам: «Станицы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» Урок - игра

Основные этапы развития и становления нашего государства.

Знать основные этапы развития и становления нашего государства; основные события; политических деятелей.

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...