Конспект урока по окружающему миру.
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему

Пономарева Наталья Валерьевна

Конспект урока по окружающему миру по теме "Болото".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока58.5 КБ

Предварительный просмотр:


Асбестовское



муниципальное учреждение



средняя общеобразовательная школа №24



















Конспект урока



окружающего мира



 во втором классе



по теме: «Болото».







                                                                                         Составила: Пономарёва Н.В.



 учитель начальных классов





2009 г


Окружающий мир. 2 класс

Тема. « Болото».

Цель: Познакомить учащихся с образованием болот и растениями; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с экосистемой «Болото», её растительностью;

Развивающие:

формировать общеучебные умения и навыки:

рефлексивная деятельность (осуществление контроля и самоконтроля); Определение способов контроля и оценки своей деятельности

познавательная деятельность (выявлять с помощью сравнения отдельных признаков сопоставляемых предметов, обобщать, выделять главное, сравнивать);

Воспитывающая:

воспитывать бережное отношение к природе;

Валеологические:

содействовать сохранению здоровья учащихся.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 2-й класс» (автО. Т. Поглазова); схема-таблица «Водоемы» с карточками; таблица «Болото»; гербарий; иллюстрации, фотографии, рисунки растений болот; корзинки с «ягодами»; иллюстрация Кикиморы, фильм «Болото».

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент

 II. Актуализация опорных знаний

- На протяжении нескольких уроков мы с вами работаем над большой и серьёзной темой, а с какой мы узнаем если решим ребус на с. 53

- А что подразумевает это понятие нам помогут узнать загадки.

  Класс работает с таблицей-схемой «Водоемы».( учебник с. 53) 

  МЕТОД ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

На доске:

 Приложение 1.

Дети угадывают названия водоемов с помощью загадок из учебника, учитель вставляет карточки с их названиями в соответствующие прямоугольники.

 III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

 -Ребята, тему сегодняшнего урока вы определите сами, если отгадаете загадку последнюю загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.

                                                Болото.

В пустое окошко таблицы-схемы «Водоемы» вставляется карточка со словом болото.

-Сегодня на уроке мы заглянем на болото, познакомимся с его образованием и особенностями его растительного мира. Будем учиться сравнивать и обобщать свои знания, учиться делать выводы. И в конце урока вам нужно будет ответить чем болото похоже на озеро.

IV. Знакомство с новым материалом. 

 Приложение 2 ( показ фильма, сопровождающий рассказом учителя) Учитель рассказывает об образовании болот.        

    НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

 Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли.
Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, в таких местах образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому оно постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.
Совершить увлекательное, но опасное путешествие на болото мы отправимся с Кикиморой. Она злой дух болота. Испугались? Страшно? В темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? На дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что ходить спокойно по болотам могут только колдуны и ведьмы
.(картинка Кикиморы)

  Приложение 3.

Физминутка

На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Вам, друзья, физкультпривет!

1задание.

– Назовите ягоды, которые растут на болоте.

Д. Клюква, черника, голубика, брусника, морошка. ( показ фильма, сопровождающий рассказом учителя) Учитель рассказывает о ягодных кустарниках. 

 Приложение 2

Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды могут долго храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

У черники – стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Как вы понимаете эту поговорку?
Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

Голубика растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.

Брусника – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.

Морошка – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.                    

    МЕТОД БЕСЕДА

-А теперь давайте сравним эти кустарники.(на доске иллюстрации и гербарии у учеников)

- Чем похожи эти кустарники. Охарактеризуйте их по высоте и по форме и размерам листьев.

Д. Кустарники низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие.

- Почему кустарники плохо растут на болоте?

Д. Из-за большой влажности, неустойчивой опоры.

– Лучше растут на болотах особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту.

2 задание

– Но не только ягоды растут на болотах. Есть и другие травянистые растения. Прочитайте о них в учебнике. Выделите при работе с текстом названия тех растений, которые мы не назвали.

(Работа в парах. После чтения статьи желающие пары сообщают о растениях, которые нашли). 

 Приложение 2  (показ фильма, сопровождающий рассказом учителя) Учитель рассказывает о других растениях. Учитель показывает гербарий с образцами мха.

МОХ     Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 5 см. Мхи встречаются практически на всех континентах, в самых разнообразных, даже экстремальных условиях обитания. Они появились при одной из первых попыток жизни выйти из воды на сушу. Так как природа не смогла полностью обеспечить мхам защиту от высыхания, мхи встречаются только во влажных и сырых местах. Вода из почвы для мхов недоступна, они могут использовать воду только из осадков — дождя, росы и т. д. Рогоз — высокие болотные травы умеренных и тропических стран.

РОГОЗ         Листья длинные, лентовидные стебель заканчивается темно-коричневым початком, в верхней части которого сидят мужские, а в нижней — женские цветки. В европейской России встречается до 4 видов рогоза. Волоски образующие при созревании плодов пух, служат для набивки подушек.

КАМЫШ      В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Камышом часто ошибочно называют рогоз, хотя это совершенно разные растения. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков. Для плетения используют листья, чтобы получить зелёный цвет камыш срезают в июле, красивый жёлтый – в конце августа – начале сентября. Растение обрезают на расстоянии 10 – 15 см от поверхности воды. Для сохранения цвета и эластичности листьев сушат в тени.

-А ещё чем богаты болота? Кто это знает? Подскажу это удобрение.( торф) О том как образуется и как добывают торф вы узнаете в более старших классах.

-А в наших краях есть болото? (Чёрное болото за посёлком Изумруд.)

- Сегодня вы узнали много интересного о болотах. Это настоящая кладовая солнца. А почему её так вам назвали вам поможет текст из учебника с. 52 Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь есть замечательные вкусные и полезные ягоды, богатые витаминами.

Как вы думаете, надо ли охранять болота?

Дети отвечают.

– У нас в стране более 150 болот находится под охраной. Если люди начнут уничтожать болота, исчезнет все то замечательное, что есть в кладовой солнца.

V. Закрепление изученного материала

3 задание.

- А теперь ответьте на вопросы литературной викторины «Кто живет на болоте?». Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?

«Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном». (
Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».)

«Наш бегемот провалился в болото.
И ни туда, ни сюда!
О если вы не придете,
Он утонет, утонет в болоте!
Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота...» (
К.И. Чуковский. «Телефон».)

«А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу». (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

VI. Подведение итога урока

- Что нового вы узнали о болоте? Что общего у болота и озера?

-Что вас поразило?

-Что еще вам хотелось бы узнать о болотах?

4 задание

-Я хочу, чтобы вы выразили отношение к своей работе на уроке. И украсили болото Кикиморе. Если у вас всё получалось, вы отлично работали на уроке, прикрепите к болоту «клюкву». Если не всё получалось, вы ошибались – «голубику». А уж если совсем не довольны своей работой– «чернику».

Дети берут «ягоды» .

– Спасибо за оценку. Мне было очень приятно работать с вами.

VII. Домашнее задание

С. 52 задание 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...